Жизнь собаки по кличке Альф - Кошка!

— Никогда в моём доме этого не будет, — безапелляционно произнёс папа стальным тоном и упёр свой взгляд на белоснежный клубочек с нежно-розовым носиком и красными ягодками глаз.

Еле сдерживая слёзы, мой брат вспыхнул подростковой обидой и рванул в сторону выхода, прижимая пушистую радость к груди, в которой буквально недавно танцевало от восторга детское сердечко. Я тоже убежала в своё укромное место в саду и плакала навзрыд. Очаровательный котёнок уже стал частью моей жизни за короткие минуты его прибывания у нас дома. Полное восторга счастье безвозвратно удалялось из моей жизни порывистыми шагами брата.

Папа был биологом. Всю жизнь провёл на природе, охраняя животный мир от браконьеров. Он знал о четвероногих намного больше, чем написано в учёных книгах и профессионально заботился об их безопасности. Папа любил собак и понимал их язык. Ни один пёс в жизни его не укусил, хотя в руках браконьеров собака является оружием на поражение. Агрессивный лай всегда сменялся на заискивающее помахивание хвостом, стоило папе приблизиться. Он всегда был безоговорочным лидером среди людей, что называют альфа самцом, это считывали и собаки. А ещё папа не любил кошек. Даже не так. Скорее он их на дух не переносил. Он называл кошек предателями, драматизируя их природу жить вне стаи. В доме всегда жили четвероногие охранники или охотники, но на запах кошек у папы вставала на загривке шерсть.

После неудачных попыток старшего брата, я даже не пыталась притащить в дом котёнка. Свои решения папа никогда не менял. Пластичный, детский мозг настроился на полный игнор кошек, даже в гостях я особо не обращала на них внимание. Прошло уже много лет, как папы не стало, а у нас по-прежнему одна собака сменяет другую, охраняя территорию от вторжения кошачьих.

Коронавирус бушевал по миру. Мы плотно задраили люки и ушли в глубокое погружение на самоизоляцию. Благо, что к этому времени наша семейная жизнь была полностью упакована: взрослые дети, гармоничные отношения, комфортный дом, просторный сад, бассейн и другие развлечения на борту. Казалось бы, можно жить, не тужить. Однако, выяснилось, что на изоляции абсолютно всем не хватает общения. Хотелось поговорить, поделиться эмоциями, впечатлениями, мыслями. Я стала слушателем для каждого домочадца, в результате чего заметно прокачалась в играх, собрала коллекцию пестрых блогерских сюжетов и ощущала себя офисным психологом мужа в пределах коммерческой тайны. Такими темпами наступил день, когда мальчики по вечерам стали в буквальном смысле занимать очередь ко мне, чтобы выговориться.
Приближались школьные каникулы. Я стала задумываться, а чем бы увлечь детей в жаркие денёчки в условиях всеобщего карантина. Знающие люди не дадут соврать, что молодняк сейчас привередливый, жалоба на скуку самая популярная. «Boring!» —  твердят они, вторя интернет мемам. Когда молодой мозг не занят компьютерной игрой или видео, на одних разговорах я долго не протяну, контент требуется годный.
Ответ свалился с дерева. Младший на переменках между он-лайн уроками лазил по деревьям в надежде изловить белку, у которой уже много лет через наш двор была проложена трасса с гор до городского парка. На вопрос: «Для чего тебе белка?» он аргументированно отвечал: «Ну, она же такая миленькая».

—  Кажется, пришло время принять ответственность за домашнего питомца, — подумала я.

Сели с мужем думать, чью хрупкую жизнь можно было бы передать на сохранение сыну подростку. Со щенком решили повременить. Мы уже 10 лет живём счастливой жизнью с таксой, и его не хотелось бы стеснять, провоцируя брачные или конкурентные игрища. Ещё на суд выносились хомячки, шиншиллы, кролики и крысы. Про кошку мы и думать не брались, потому что пёс наш был хоть и не боевым, но охотником, со щенячьего возраста приученным гонять соседских кошек со двора. Да и не привыкли мы к ним.

—  Послушай, мои собаки и кошки спят вместе, едят из одной миски, — стал уговаривать меня знакомый, которому я звонила в поисках заводчиков шиншилл.
—  Ты не понимаешь, — вздыхала я, — наш пёс – убийца кошек.
—  Какая порода?
—  Такса, — говорю я, будто подсыпая аргументов.
—  Хех, тоже мне – убийца, — снисходительно подчеркнул мой знакомый, — у меня алабай, и ничего, дружно живут с кошками.

Я внесла в поисковик запрос «как приручить взрослую таксу к котёнку». Улыбка умиления стала потягиваться на моём лице, как кошка. На любительских видео и у блогеров кинологов подпрыгивающей походкой коротконожки трусили за котятами, играли вместе в мячик, вылизывали друг друга, сопели нос к носу в нарядных перинках. Сердце затрепетало. Через три часа я, переполненная уверенностью, захлопнула крышку ноутбука, изучив все статьи кинологов на тему счастливого знакомства представителей двух шерстяных рас. В голове у меня был план, воплощение которого обещало быть непростым, но реализуемым в короткие сроки.
Сын крепко держал переноску, уткнувшись носом в сетку, из-за которой на него таращились две голубых капельки, огненно-рыжие ушки и усы, на которых еще не обсохло молоко кошки-мамы.

—  Да, и еще, ни в коем случае нельзя трогать пса руками, для него это будет означать сигнал к атаке, — инструктировала я сына в такси по дороге домой, немало нервничая на счёт грядущей встречи животных, — ты меня слышишь?
—  Мам — это самый счастливый день в моей жизни, — шептал сын, не отрывая носа от переноски.

Глаза больно наполнились влагой. Я и сама не совсем верила, что моя детская мечта, задвинутая когда-то далеко в чулан сознания, вдруг вот так легко сбывается, не требуя разрешения взрослых.

Глухой хлопок калитки для домашних означал, что уже сейчас жизнь изменится в хорошую сторону, и дом наполнится новым смыслом, заботами и радостью. Глаза горели детским счастьем и любопытством у всех начиная со студента, заканчивая бабушкой. И только пёс всё ещё находился в ангельском неведении. Все обступили сына с переноской, пытаясь разглядеть за сеткой очертания котёнка. Торжественная суета захлестнула и собаку, он стал радостно подпрыгивать к источнику всеобщего интереса. Мы аккуратно опустили переноску на пол, чтобы коротышка смог обнюхать.

До позднего вечера лай не утихал. Еле вытащив переноску с кошкой из пасти таксы, мы всей семьёй забаррикадировались с котёнком на втором этаже дома и впали в печаль от осознания, что кошка у нас явно не приживётся. Поведение пса кардинально отличалось от того, что показывали на своих Ютюб каналах кинологи. Всё пошло не по плану, и как с этим дальше быть никто не понимал. Каким образом можно переубедить совершенно озверевшего пса в том, что кошку нельзя душить, более того, её нужно любить и уважать её право на жизнь? Жаль, что с ним нельзя просто поговорить «по душам». Глядя на её хрупкое тельце и неустойчивую походку, мы все понимали, что собака за секунду перекусит ей позвоночник. С её появлением в доме собака впала в состояние аффекта. Бешеные глаза, которые ни на секунду не выпускали из виду жертву, до дрожи напряжённые мускулы по всему телу, порывистые движения, ноль реакции на голос хозяина и предложения еды, челюсти клацали в поисках плоти.

Весь вечер дети игрались с пушистым комочком и приучали малышку к лотку, который в новых обстоятельствах был вынужденно установлен в нашем гардеробе, а я лихорадочно пересматривала видео, найденные по запросу «такса душит котёнка». Оказалось, что таких видео ещё больше, чем тех, что со счастливым концом в рюшах «и жили они вместе долго и счастливо».

Ночь была бессонная. Никто не мог спать. Дети не хотели расходиться по своим кроватям, малышка лезла к нам в постель, не желая оставаться в своём домике, и всё время истошно мяукала в поисках мамы, пёс торчал под дверью. А я читала «Собаководство» как перед экзаменом, ведь утром нужно было сменить свою тактику на счёт животных.

Сухой текст о правилах содержания собак объяснил мне, что недоговоренности в отношениях портят жизнь не только между людьми, но и между людьми и собаками. Наш любимый пёс никогда не подвергался дрессировке. Взяв его щенком, мы не заморачивались об этом, потому что не планировали с ним гулять за пределами своего двора, да и в целом собака была достаточно умна от природы. Но дрессировка – это не только про подчинение, это еще и про договоренности о правилах в стае. Команды "ко мне", нельзя" и "место" он не знал, не говоря уже обо всём остальном. Кто бы мог предположить, что жизнь так повернётся, и этот недосмотр вылезет нам боком. Безусловное выполнение даже минимального набора команд нам могло бы помочь в достижении нормального уровня взаимоотношений собаки с кошкой уже на третий-четвертый день. Но без этого базового инструментария ничего не могло произойти, над жизнью кошки нависла угроза по нашей вине.

—  В первую очередь, я работаю с хозяевами, с их эмоциями, а потом уже перехожу к дрессировке самой собаки, —  говорил, вытягивая гласные в словах, на которые делал фирменный армянский акцент, сухощавый кинолог в кепке, — люди не правильно выстраивают отношения между собой в семьях, и собаки это чувствуют. Чтобы восстановить природный баланс стаи, им приходится брать на себя роль вожака и диктовать свои условия. Они по-другому не могут, они так устроены.

Артур Наджарян, так звали известного блогера-кинолога из России. Он купил моё внимание тем, что говорил больше о психологии людей и собак, о том, как устроен мир собак нежели о тактике дрессуры. Я смотрела ролик за роликом. Сначала о том, как он подружил приёмыша собаку-убийцу со взрослыми котами, потом еще несколько похожих случаев, потом переключилась на общую дрессировку «нельзя», «ко мне», «место», «рядом». Он говорил на языке собак и учил этому зрителя. Но главное, он, названный в честь мудрого сказочника, был совершенно другим, не похожим на обычных людей. Казалось, что он слышит мысли собак и знает о нашей жизни намного больше, чем лучше психологи и тренера по личностному росту. На примере проблем с воспитанием собак, он показывал проблемы людей, которые отзеркаливают их питомцы. Просмотрев больше 20 видео Антуана, казавшаяся тупиком с нашими животными ситуация, постепенно обретала план действий.

—  Если через три недели, собака не примет кошку в нашу стаю, то надо будет найти ей новый дом. За это время соблюдая чёткую дисциплину мы либо переформатируем его внутреннюю программу «кошка-добыча», — презентовала я новый план своей семье технарей, — либо найдём котёнку новый дом.
—  Она слишком миленькая, — протяжно вздохнул младший.
—  Я тоже уже не представляю жизни без этого рыжего комочка счастья, — попыталась я ободрить сына, — но надо быть готовым к таком исходу событий.

Я освоила язык стаи и ежедневно тестировала тычки в определённые места и "покусывания" на своей собаке. На 11 год своей беззаботной собачьей жизни, судьба пса сделала крутой поворот. Каждый день по расписанию у нас с ним была дрессировка, прогулки на поводке за пределами нашего двора, короткие и бурные свидания с котёнком.  Всё домашние с замиранием сердца ждали развития событий, как в триллере. В нашем доме можно было снимать захватывающий сериал, каждый день был экшн на повышенных тонах, с лаем до хрипоты и пены изо рта, криками и причитаниями бабушки.

Сложнее всего было сохранить спокойствие и любовь к собаке. Однажды на моих глазах он поймал в саду скворца и задушил его. Как будто специально он мне показал: «Хозяйка, я отличный охотник, ты только разреши, я с котёнком в два счёта разберусь». В другой день мы подрались с ним. Он сделал неловкое движение в сторону кошки, от напряжения и испуга я очень сильно ударила его, а он также от неожиданности укусил меня за руку.

—  Главное, чтобы он чувствовал, что мы все его любим в любом случае, и не осуждаем его природу, — наговаривала я детям мантру, перебинтовывая руку. Если любовь вообще можно натренировать, то в эти дни именно это я и делала. Я понимала, что через агрессию собаку можно только сломать, через любовь её можно заставить принять твои правила жизни.

Согласно плану, который я разработала на основе рекомендаций кинолога Антуана, мы с животными дошли до состояния, когда при полной тишине в доме я уже могла выпускать котёнка в комнату с псом. Свидание проходило при полном моём контроле, я не отходила от них ни на шаг. Но по глазам таксы и его реакции было понятно, лишь только мне стоит отойти от них, инстинкты сорвут башню, и поминай как звали. Шли дни, агрессия не спадала, руки, если честно, опускались. За это время мы все устали от того, что дом наш перестроен под новый ритм жизни и устали жить напряжении и страхе за жизнь кошки. Пёс упорно пытался убедить нас, что мохнатую вражину нужно извести, чем раньше, тем лучше. Win— win никак не получался. Вечерами я стала наводить справки на счёт опытных кинологов, чтобы передать дело в профессиональные руки.

Прошло три недели. По обыкновению я устроила животным очередное свидание. Ежедневный сценарий повторился в который раз: пёс погонял котёнка по дому, позажимал в её углах, она, пошипев на него, в очередной раз спаслась бегством, и запрыгнула на недосягаемую ему высоту. Всё было, как всегда, без изменений. Каждый день я экспериментировала и подкручивала свою тактику. Сегодня я усадила пса на его лежанку и села рядом с ним на полу. Котёнок ощутил безопасность и стал резвиться с игрушками, комично нападая на них, кувыркаясь по полу, тараща свои глазёнки на большой интересный мир вокруг. Я гладила пса, мягко сдерживала его порывы сорваться с места, и приговаривала: «смотри какая она забавная, ну, как можно её не любить?» С полчаса мы наблюдали с ним за пушистой шкодой, пока она не устала и не засобиралась спать. В тот же день вечером, когда кошка находилась в своей безопасной части дома, пёс подошёл ко мне и ткнул носом в руку. Я обняла его, потрепала за ухом, приговаривая нежности. А он так пристально посмотрел на меня. Клянусь, я прочитала в его глазах, что согласен принять котёнка в стаю. Я не знаю, как по-другому объяснить это событие, как ни вспыхнувшую нежность у взрослой собаки к маленькому ребёнку. Тридцать минут спокойного наблюдения за игрой пушистого ангелочка с лапками в меховых варежках, и не знавшее любви сердце пса растаяло.

На следующее утро он с нетерпением встречал её из нашей комнаты не напряжённый, как охотник, а счастливый, как влюбленная дубина. Хвост выдавал его радость с потрохами, снося всё, что находилось в зоне размаха. Она обняла его за шею своими пушистыми лапками, и они стали впервые мирно обнюхиваться, тыкаясь носами друг в друга. Я замерла и любовалась, не дыша. Наконец-то есть результат, и в качестве награды можно выдохнуть, отпустить напряжение. Теперь я могла доверить псу котёнка.

Сейчас в нашем доме царит любовь. Пёс по отечески вылизывает котёнку её попу после туалета, как тревожная мать, сходит с ума под дверью, когда киса мяукает из ванной во время водных процедур, целыми днями они носятся в догонялки по дому, он ждёт её под деревом, на которое она вскарабкалась, уступает своё место на лежанке, если вдруг именно там её настиг сон. Мы влюбились в забавное, шелковистое создание всё до единого, правда псу понадобилось на это немного больше времени. Кошка растет залюбленная, зацелованная, занюханная и зализанная до дыр. Она учит мою пацанскую стаю нежности и любви.


Рецензии