Интервью с человеком-легендой

   (Из немецкой газеты "Wormser Zeitung" от 12.09.2020г.
                сокр. пер. с нем. Л.Черного)

                Joachim Schmitz

   Историческая справка: немецкий альпинист Райнхолд Месснер (Reinhold Messner) широко известен во всем мире. В возрасте 26 лет в 1970г. без кислородной маски он поднялся на вершину Nanga Parbat (8125 м), предворительно преодолев не доступную до этого стену Rupalwand. На обратном пути погиб его брат Гюнтер. В 1978г. Месснер первый покорил Эверест также без кислородной маски. Им написано больше 50 книг.

   Вопрос: больше 40 лет тому назад Вы стояли на вершине Эвереста - сегодня Вы должны носить маску, когда садитесь в такси или автобус. Что для Вас труднее?

   Ответ: разница заключается в том, что я поднялся на Эверест без кислородной маски - в 1978г. вместе с другим альпинистом, а в 1980г. один - по доброй воле. Никто меня не заставлял. Я сам поставил перед собой эту цель. При корона-вирусе мы вынуждены в общественных местах носить маску. Но я исхожу из того, что мы все вместе только при правильном поведении можем выкарабкаться из этой пандемии - если вообще сможем. Даже ученые точно не знают, как ведет себя этот вирус, но их советам, которые затем политики превращают в правила поведения, надо следовать. Лично я строго выполняю эти правила.

   В.: Ваши легкие в течение десятилетий подвергались большой нагрузке, когда Вы без искусственного кислорода поднимались на самые высокие горы в мире. Чувствуете ли Вы себя уверенно, если, несмотря ни на что, вирус все-таки попадет в Вас?

   О.: конечно, никто из нас от этого не застрахован. Я 18 раз поднимался без маски на 8-тысячники и возможно более уязвим, чем другие. У меня есть пара знакомых, которых я считал совершенно здоровыми, альпинисты среднего возраста, так они с большим трудом смогли выжить. В целом все это очень серьезно, и последствия могут быть очень тяжелыми, если человек сильно переболел.

   В.: где Вы в последние полгода побывали?

   О.: я был в Азии - в горных районах Бутана и Непала. Потом вернулся и отправился в экспедицию в Африку, чтобы познакомиться с жизнью горных народов Эфиопии. Как владелец музея и автор книг я нуждаюсь в конкретных знаниях об этих людях, чтобы смочь написать о них. Затем я вернулся в Германию.

   В.: как проявила себя Корона на Гималаях?

   О.: в Гималаях относительно спокойно. Правда, туризм в упадке, и Непал - одна из самых бедных стран на Земле - несет большие убытки. Непальцы живут в основном туризмом. Пандемия затронула прежде всего большие города, например, Катманду. Люди там живут очень тесно друг к другу. Но в Гималаях, на высоте 4000 или 5000 метров над уровнем моря, едва ли есть Корона, потому что там люди очень далеки от очагов заражения.

   В.: Вы все еще регулярно бываете на Гималаях?

   О.: да, я постоянно в пути, хотя больше и не собираюсь покорять вершины. (В этом году Месснеру исполняется 76 лет. - Л.Ч.) Я строю школы в отдаленных уголках, куда не добирается государство. Так например, мы организовали школы, в которых работают не только преподаватели по разным предметам, но и учителя по труду, в основном по мелкому ремонту. Эти школы находятся в горных районах и существуют уже несколько лет. В основном дети не могут там оставаться наверху, потому что страна не может обеспечить их достаточным питанием. Но когда они спустятся с гор, то, по крайней мере, смогут читать, писать и считать и не должны будут выполнять рабскую работу.

   В.: почему Вы именно там вкладываете столько сил и средств?

   О.: это мой долг перед местными жителями за их помощь. В 1970г. 50 лет назад я похоронил там своего брата. Обморозил себе пальцы на ногах и скорее мертвый, чем живой, спустился с гор. Местные спасли мне жизнь, и теперь, когда у меня есть такая возможность, я помогаю им, чем могу.

   В.: недавно вышла в свет Ваша книга с письмами с Гималай.

   О.: это в основном мои собственные письма и они охватывают отрезок времени в 50 лет. Так долго я наблюдаю за тем, что происходит в Гималаях. Кроме того я включил в книгу примерно 20 писем ключевых фигур с 1800г. до сегодняшнего дня, чтобы рассказать о раннем периоде освоения Гималай. Одновременно эта книга отражает всю историю больших гималайских гор.

   В.: в самом начале книги мы читаем письмо Вашей матери в 1980г., когда Вы находились в Гималаях. Там речь идет о смерти Вашего брата и ее страхе перед войной и революцией в Европе.

   О.: мне кажется ее письмо очень интересным, т.к. она не пишет: "Господи, ты в ужасной опасности", а наоборот: "Оставайся там в Гималаях потому, что в Европе возникают большие беспорядки. Там ты в большей безопасности, чем здесь." Если бы я во время пандемии оказался наверху в Гималаях, то лучше всего было бы  оставаться там, куда вирус не может дойти.

   В.: после смерти Вашего брата Ваша мать надеялась, что Вы как бы "остепенитесь".

   О.: она настаивала на том, чтобы я перестал искать приключений на свою голову, а вел бы образ жизни нормального бюргера. Но я, несмотря ни на что, не мог преодолеть свою страсть: постоянно перекраивал свою жизнь и после гор преодолевал огромные песчаные и ледяные пустыни. Затем я занялся исследованием жизни горных народов, 5 лет был членом евро-парламента, поставил на ноги музей, который сегодня является лучшим в мире горным музеем, снимал фильмы и т.д. И я еще раз хочу объездить весь мир, чтобы распространять мои знания и опыт. Так сказать, чтобы передать мое наследство следующему поколению.


Рецензии