Завклубом Роман Ткачук
Советский актер Роман Ткачук запомнился зрителю по исполнению небольших, но ярких комедийных ролей в фильмах и телеспектаклях. Обаятельность и правдивость делали его родным и любимым, несмотря на то, что на первый план артист выходил редко. Романа Ткачука больше знают, как театрального актера, сыгравшего в многочисленных постановках. Но было в его биографии и кино, и работы в телепроектах. Самым известным стал «Кабачок 13 стульев», где его героем был пан Владек, и где мужчина снимался почти 15 лет. Очень часто актера называли именно этим именем, при этом всем было понятно, что речь идет о Романе Ткачуке.
По мнению театральных критиков, все персонажи Романа Ткачука можно было назвать глупыми простаками, несущими лирическую грусть. Сам актер признавал, что у него немного глуповатое лицо, но это не мешало ему играть драматические роли. И в комедийных работах Ткачука просматривается вечное, философское начало.
Родился Роман Ткачук в Свердловске 31.08.1932 года. Его отец занимал довольно высокий пост – директор маслобойного завода. Когда актера спрашивали, какое его любимое лакомство, он отвечал, что лучше жмыха из семечек подсолнуха ничего нет. Это было единственное, чем мог побаловать сына его высокопоставленный отец. В военные годы семья была эвакуирована в Ташкент.
Этот город стал настоящей меккой для артистов. Местные театры наперебой представляли новые постановки, приезжали на гастроли популярные артисты. В такой обстановке трудно было не «заразиться» театроманией. Не минула участь сия и Романа Ткачука. После школы он поступил в Ташкентский театрально-художественный институт им.Островского, остановив свой выбор на режиссерском факультете. Диплом об окончании института Роман получил в 1955 году.
ТЕАТР
Еще будучи студентом театрального вуза, Ткачук начал выступать на сцене Ташкентского русского драматического театра им. М.С.Горького. Он получил большую популярность у местной публики, сыграв почти во всех постановках этого театра. Он играл очень разноплановые роли. Актер с легкостью перевоплощался в хулигана и флотского офицера, Фортинбрасса и Раскольникова. На его спектаклях всегда был аншлаг. По воспоминаниям одного из его поклонников – Павла Подкладова, Роман был лупоглазым, вечно улыбающимся молодым человеком с мягким приятным голосом.
Ткачук был обаятельным и правдивым до такой степени, что зрители порой забывали, что перед ними сцена, а на ней актер, играющий свою роль. Иногда зрители даже отвечали из зала на его реплики, иногда даже пытались выйти к нему на сцену, настолько реальным казалось им происходящее там. У него была своя, особая привлекательность и невероятный магнетизм, которому умные мужи придумали точное определение — харизма. Он играл разные роли, но это не мешало его популярности – актер был кумиром публики. В труппу театра входили очень знаменитые актеры, но Роман пользовался особой любовью у поклонников театрального искусства. Они осаждали служебный вход, откуда после постановки выходил актер, чтобы еще раз пообщаться со своим кумиром. Роман Ткачук никогда не выказывал своего превосходства над толпой, его не мучила звездная болезнь. Он выходил как человек, знающий себе цену, отдавший своим поклонникам всю душу и талант.
На сцене этого театра он выступал в течении 10 лет. Ткачуку было всего 32, когда ему присвоили звание Народный артист Узбекистана. Насладиться актерским мастерством Романа Ткачука приезжали жители со всех уголков республики. На одном из таких выступлений он и попал в поле зрения С.Мишулина, который приехал в Ташкент навестить родителей и специально пришел в театр посмотреть на местную знаменитость. Мишулину очень понравился молодой талантливый актер. По приезду в столицу он рассказал о нем своему режиссеру — В.Плучеку. Режиссер не долго думал и пригласил актера Романа Ткачука в свой Театр сатиры. Так в начале 60-х семья Ткачуков оказалась в Москве.
РАБОТА В ТЕАТРЕ САТИРЫ
С 1965 года Ткачук трудится в Московском театре сатиры. Ему пришлось работать с прославленными актерами, но это не помешало молодому человеку найти с ними общий язык. Он дебютировал в том же 1965-м в постановке «Клоп» по произведению Маяковского, сыграв Присыпкина. После этого роли посыпались на актера как из рога изобилия.
По воспоминаниям А.Ширвинда, который был партнером Романа по сцене много лет, он был характерным актером, с драматическим и трагикомическим звучанием. Его героя – все, от глупцов до негодяев, вызывали лирическую грусть и какую-то тоску.
Была в творческой биографии Ткачука роль, ставшая своеобразной вершиной мастерства. Это Подсекальников в спектакле «Самоубийца», который поставил В.Плучек. Его герой вызывал самые противоречивые чувства – над ним можно было посмеяться, ему можно было посочувствовать и даже пожалеть.
РАБОТА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
В 70-х годах прошлого века трудно было найти человека, который не знал бы что такое «Кабачок 13 стульев». Именно такое название было у этой популярной передачи, которая собрала талантливый актерский состав. Пригласили поучаствовать и Романа Ткачука, отдав ему роль пана Владека. Его героя полюбили и на родине и за рубежом. Ткачук за эту роль получил звание — Заслуженный деятель культуры Польши.
ФИЛЬМЫ
У Романа Ткачука очень богатая фильмография. Несмотря на то, что роли были в основном второстепенные, актер умудрялся подчеркнуть что-то очень особенное у своего персонажа. Именно эта изюминка отличала его героев, надолго запоминаясь зрителю. Он сыграл Геннадия Праздникова в «Деревенском детективе», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин». Потом были работы в «Бумбараше» и «Собачьем сердце». Есть у него и исторические персонажи – актер сыграл Петра Первого в картине «Баллада о Беринге и его друзьях», генерал-майора Епишева в фильме «Освобождение».
Приглашали актера Ткачука и в детское кино. Дети зритель особый, они сразу распознают фальшь, поэтому нужно быть очень талантливым, чтобы достучаться до их сердец. И Роману это удалось. Он снялся в картинах «Чиполлино», «Умные вещи», «Фантазии Веснухина» и других.
Последней работой в кино стала роль швейцара в картине «Мастер и Маргарита». К сожалению, этой картины ему увидеть уже не довелось.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Рассказ о личной жизни актера — это история большой любви. Той самой, когда «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Исполнитель ролей действительно покинул этот мир в один день с любимой женой, Майей Гнездовской. Супруга была старше Ткачука на 2 года и работала театроведом. Познакомились они еще в Ташкенте, где девушка работала на телевидении. Роман очень бережно относился к жене, они старались проводить вместе как можно больше времени, даже отдыхать ездили только семьей.
Когда артиста позвали в Театр сатиры, Майя переехала в столицу вместе с мужем. Здесь она устроилась в литературно-музыкальную редакцию телецентра, где занималась подготовкой телеспектаклей. Майя редактировала спектакли кукольника С.Образцова, которые начали снимать на телевидении. К тому моменту у пары уже родился сын Никита, который впоследствии станет театральным художником и переедет жить в США.
Когда мать заболеет раком, сын даже не сразу узнает об этом. Роман не хотел никого тревожить и до последнего ни с кем не делился горем, целиком взяв поддержку и заботу о болеющей супруге на себя. Болезнь прогрессировала, и женщине пришлось провести в больнице несколько месяцев, в течение которых любящий муж ежедневно носил ей домашние обеды.
Потеряв всякую надежду на исцеление Майи Гнездовской, врачи выписали ее из больницы и отправили домой. Здесь 10 января 1994 года женщина и умерла в объятиях любимого мужа. Совсем ненадолго ее пережил супруг — он скончался спустя несколько часов. Тела влюбленных обнаружила зашедшая в гости соседка. Причина смерти Романа Денисовича доподлинно не известна.
Его биография оборвалась на 62-м году жизни, когда работа в театре и кино еще шла полным ходом. По части здоровья его беспокоила нога, из-за которой мужчина даже прихрамывал, однако при выходе на сцену актер забывал о недугах и даже переставал припадать на больную конечность.
Артиста похоронили вместе с женой, их могилы расположены на Долгопрудненском кладбище. Над захоронением артиста возвели большой памятник с фотографией, где его лицо продолжает улыбаться знакомой обезоруживающей улыбкой.
Свидетельство о публикации №220091300950