Первый урок

Маленькая девочка Геля жила в большом посёлке. Она знала, что её народ ханты давно живёт на берегах большой реки Аган. Много разных рассказов, сказок и легенд своего народа рассказывала ей мама. Оказывалось, что многие сказки приключались прямо на берегах этой реки. Но с Гелей ничего такого сказочного пока не происходило. Ей даже казалось, что все сказки, рассказы просто выдуманы разными людьми. И вот мама увезла девочку к бабушке Любе на стойбище. На стойбище всё было не так как в посёлке. Там не было бетонных улиц, тротуаров, школы, почты. На стойбище стояли несколько избушек на самом берегу  реки.  За избушками, за изгородью, которую бабушка называла коралем, были олени. Среди кораля стоял большой дом без дверей. Бабушка назвала его оленьим домом.  В этом доме  было дымно, и олени прятались в дыму от мошкары и комаров.
- Бабушка,  а почему там дым? – спросила Геля.
- Дым отпугивает комаров и мошек. Олени ведь постоянно находятся на улице. Им нужно иногда прятаться от гнуса.  Вот мы и делаем для оленей дымокуры.  Ты видела, как они бежали из леса. Это они от комаров бежали, от мошек.
- Чтобы спрятаться в оленьем доме?
- Да, внученька.
Тут Геля заметила в углу кораля на улице маленького оленёнка с мамой оленихой. Её бабушка называла важенкой. Они стояли одиноко возле самой изгороди. Их донимали комары и мошки. Маленький оленёнок отчаянно мотал головой, дёргал то одной ногой, то другой. Но это не помогало, не пугало комаров, и они тучей роились над беспомощным оленёнком и его  мамой. Мама-олениха громко хоркала, подшагивая в сторону оленьего дома, как бы приглашая оленёнка ближе к дымокуру, но он упрямился, отвечая маме каким-то тихим мычанием.  Даже когда мама-олениха головой стала подталкивать оленёнка к дымокуру, он, сделав пару шагов, остановился.
- Упрямый, - сказала бабушка, - ему мама говорит, что нужно зайти в дым, чтобы избавиться от комаров, а он не слушает.
В это время мама-олениха хоркнула, оленёнок ответил: «не-е-е-ет».
- Вот, слышишь? Снова зовёт его мама, говорит ему, чтобы шёл в дым, там комаров нет, а он говорит «не пойду».
- А ты что, олений язык понимаешь? – спросила удивлённо Геля.
- Когда долго живёшь в лесу  с оленями, то начинаешь их понимать, - сказала бабушка и пошла в избушку.
Геля всему удивлялась: и упрямившемуся оленёнку, и тому, как мама-олениха подталкивала своего упрямого сынка в олений дом, и тому, что бабушка понимает язык оленей. Ей это показалось если не сказкой, то, во всяком случае. очень интересным происшествием.
Геля вдруг вспомнила, что её кукла осталась без присмотра, и, что, возможно её тоже донимают комары. Она побежала в беседку. Кукла лежала в колясочке, укрытая легким одеяльцем, а над ней действительно кружились несколько комариков.
- Не трогайте мою Машеньку, - сказала строго Геля. Она занесла Машеньку в дом.
Бабушка вышивала Геле рубашку бисером. Геля подсела к бабушке и стала помогать ей. То она выбирала бисер нужного цвета, то помогала бабушке вдеть нитку в иголку.
Окошко избушки выходило на речку. Глянув в окошко, Геля воскликнула:
- Бабушка, а там  кто-то плывёт!
Бабушка посмотрела в окно.
- Как будто олени плывут, - сказала она и вышла на улицу. Геля за ней.
На другом берегу из воды вышел олень и за ним оленёнок. Геля сразу узнала его. Это был тот самый упрямый оленёнок. Она узнала его потому, что он отличался от других своим большим белым пятном на боку. Его бабушка даже назвала Пёстрым.
- Это Пёстрый, - сказала она ворчливо.
- Что теперь делать? Они же потеряются. Как их вернуть обратно? – спрашивала озабоченная девочка?
- Сами придут, - надоест комаров кормить, прибегут, как миленькие. Видишь, Геля, какой пакостник этот Пёстрый. Всё ныл и ныл, уговаривал маму уйти из стада. Я думаю, что кто-то обидел его. Он думает, что теперь ему будет лучше, что никто теперь не будет его обижать. Но комары и мошки заставят его одуматься.
- Это ты всё подслушала?
- Да, я всё это подслушала.
- А почему ты их не удержала.
- Зачем его держать? Так он ничего не поймёт. Пусть учится на своём опыте.
- Это как?
- Видишь, Геля, он маму не слушает, пример других для него ничего не значит, пусть сам своим умом до всего дойдёт, тогда лучше запомнится.
- Это как у людей? – спросила Геля, вспомнив слова своей мамы, вразумлявшей иногда её.
- Да, как у людей. Есть и люди упрямые, которые учатся только на своих ошибках, и олени такие есть.
  Вечером вышла Геля на улицу, а там, у изгороди стоит Пёстрый и мама-олениха.
- Бабушка, бабушка! – радостно кричит Геля, Пёстрый пришёл с мамой.
Вышла бабушка, сказала ворчливо:
- Явились, не запылились. Смотри, Геля, как он пытается под жерди пролезть. Видно, дали ему жару комарики, добавили ума.
            Пёстрый  толкал голову между жердями, что-то мычал негромко, пытался проникнуть в кораль. Бабушка вытащила жерди из ограды, освободив проход. Пёстрый бегом побежал в дым, в олений дом, а за ним вразвалочку, не спеша вышагивала мама-олениха явно довольная тем, что наконец-то её сынок поумнел, получив первый урок.
                2020, стойбище Карамкинское
               


Рецензии