Об оказании милостыни и о том, кто ваш ближний

Штампы и шаблоны вредны для веры.

Библия лени не одобряет, и бедность по причине глупости осуждает. Достаточно прочитать Притчи Соломоновы или Книгу Экклезиаста (Екклесиаста). Насильственное оказание милостыни Библия также не приветствует. Милостыня должна идти о чистого сердца, иначе вы поступаете по примеру Анании и Сапфиры. Также нет смысла отдавать последние деньги нуждающимся, если потом вы пожалеете об этом. Значит, вы лицемерите сами перед собой. Пытались поиграть в "святого", да не хватило смирения и любви...

Есть также категория людей, которые нагрешат от души - убийство, воровство, блуд и т.д. (впрочем, нарушение одной заповеди есть нарушение всех), а потом - бегом в церковь: жечь дорогие свечи, "каяться", а на выходе - сунут крупную купюру первой же нищенке. На следующий день - повторение жизни по принципу "Не нагрешишь - не покаешься". Мерзкий, страшный принцип, который, однако, во многих сердцах нашел отзыв. Была одно время мода на постсоветском пространстве (а на Западе такие случаи продолжают случаться время от времени): какой-нибудь мужеложец или заправский бандит вдруг побредет в монастырь или в отшельники. А смысл? Жить на вершине горы да якобы каяться за совершенные грехи? Смысл? Для этого и христианином можно не быть, можно стать буддийском монахом или йогом - суть одна: подальше от людей. А ты пойди, если убил кого-нибудь, к его родственнику, да стань перед ним на колени. Надругался над своим телом, храмом души - пойди и расскажи другим заблудшим, чтобы не повторяли твой пример.

С другой стороны, странно и противно христианству мнение тех, кто призывает творить милостыню "выборочно": вот этому нужно, а тому не надо. Этот умно поступит с деньгами, а тот - "профессиональный" нищий. Христос подобному не учил.
Милостыню надо творить от всего сердца, с любовью да с чистыми помыслами, так, чтобы правая рука действительно не знала, что творит левая. Конкретный и единственно правильный пример: история о добром самаритянине. Это не значит, что он не был скупердяем. Просто милосердие иногда стучится в любые сердца, говоря словами Булгакова. И если человек не держит под подушкой миллиарды, это не гарантия его человеколюбия. Все в этом мире относительно.

"Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же".


Рецензии