C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Монах

"Монах – молитвенник за весь мир, и в этом его главное дело. Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва, и в этом – польза для всего мира. Ты, может быть, скажешь, что теперь нет таких монахов, которые молились бы за весь мир, а я тебе скажу, что когда не будет на земле молитвенников, то мир кончится. Мир стоит молитвами святых".
Святой Силуан Афонский

Между двух озёр Русского Севера - огромным Онежским и небольшим по сравнению с ним Муромским - лежит узкая, шириной около километра полоса земли, с одной стороны которой извилистая, соединяющая оба озера речка Муромка, а с другой топкие лесные болота. Здесь находится один из самых древних монастырей Карелии – Муромский Успенский мужской монастырь, основанный в 1342 году преподобным Лазарем Муромским.
По преданию, на ме­сте первоначально построенной и сожжённой язычниками хи­жи­ны пре­по­доб­но­му Ла­за­рю яви­лась чу­дом уцелев­шая от ог­ня ико­на Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рой его бла­го­сло­ви­ли при по­стри­ге в монахи, и глас по­ве­ли­тель­ный был: "По­ставь на сем ме­сте цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы».
Преподобный Лазарь сам построил небольшую деревянную церковь, сохранившуюся до наших дней.
В 1959 году она была перевезена из Муромского монастыря на остров Кижи и включена в состав музея-заповедника. Церковь Воскрешения Лазаря считается наиболее древним из сохранившихся деревянных храмов Русского Севера.
Невозможно представить, каких гигантских усилий, сколько труда потребовалось, чтобы построить белокаменный Успенский собор Муромского монастыря в глухом, малодоступном месте на берегу сурового Онежского озера.

Занимается день. Монастырь над рекой. *
Заходи, путь открыт, вход отверст.
А на сердце такой почивает покой,
Что я вижу за тысячи верст,
Как лампады горят и горят в алтаре...
Телом здесь, а душой в Небесех
Служит старец монах в белом монастыре
И Спасителя молит о всех.
 
После революции, в годы всенародного бедствия и беспамятства порушили храмы Муромского монастыря, снесли колокола и купола, а иконы пропали. В 1919 году на территории монастыря организовали сельхозкоммуну, в 1930-ом её закрыли. После 1945 года здесь располагался дом инвалидов, с середины 1960-х место запустело. В 1991 году обитель была передана Русской Православной Церкви.

Над изрытой землёй бьёт двенадцать часов.
Избы смотрят глазами сирот.
Средь бескрайних степей и дремучих лесов
Похоронен великий народ.
А лампады горят и горят в алтаре...

Чтобы добраться от монастыря до ближайшего населённого пункта надо пересечь Муромское озеро и по реке Гакугса пройти до одноимённой деревни. Но водный путь возможен летом, а в остальное время он идёт вдоль Муромского озера по болотистой дороге до трассы "Вологда — Медвежьегорск", а дальше уже по ней. Расстояние от монастыря до трассы преодолеть трудно, ведь дорога тянется через болота, где когда-то проложили гать - брёвна, лежащие в топких местах. Отсюда глагол гатить - строить гать, то есть заваливать воду, топь или болото хворостом, соломой, землей, брёвнами. Дорога, проложенная от монастыря через болота, со временем разрушилась.
В древнем, полуразрушенном монастыре живут три монаха и пять послушников.
На десятки километров вокруг ни одной живой души, ни одной деревни, села или посёлка, только несколько рыбацких домиков, изредка посещаемых любителями рыбалки.
С Божьей помощью и своим усердием немногочисленная братия монастыря отстроила деревянную часовню, вела ремонт Успенского собора. Кирпич и другие стройматериалы доставляли летом по озеру и реке на лодке, которую нагружали доверху, и в один конец иной раз тратили двенадцать часов. Дни проходили в трудах и непрестанных молитвах.

Звон к вечерне зовёт, я Пречистей хочу
Помолиться за други своя,
Помолиться за тех, кто затеплил свечу
Пред Державной иконой Ея.

Под Новый год, в ночь на 29 декабря 2013 года, надо было привезти продукты.
В город Пудож, где находилось подворье Муромского монастыря, отправились иеромонах Нил (Яшкин) и послушник Павел на единственном транспорте - стареньком самоходе. В одну сторону сорок километров.
Закупили самое необходимое - муку, крупу, масло растительное, соль, сахар, мёд для сладких булочек к новогоднему столу. Ехали обратно, но на разрушенной болотистой дороге самоход сломался и встал на полпути. Братия продолжила путь по бездорожью пешком, но скоро выбилась из сил. Обессилевший отец Нил послал Павла искать попутную машину чтобы сообщить о беде в монастырь, а сам остался ждать подмогу.

Было около ноля и влажно. Поднимался ветер, потемнело.
Отец Нил - тёмные одежды, худое лицо, запавшие глаза и взгляд, будто вопрошающий о чём-то, - пытался ходить по разбитой, в рытвинах и лужах рыхлой дороге, засыпанной мокрым, хлюпающим снегом. Ноги промокли и стали замерзать. Он устал, сел на узкое сиденье самоката и чуть не упал. Постелил на землю еловые ветки, сел, поджав ноги. Холод подкрался незаметно, как враг из-за угла, холод сковал ноги, поднялся по всему телу, и вот уже пальцами не пошевелить. С тёмного неба повалил, укрывая монаха, снег.
Отец Нил любил церковную службу, и сейчас внутри него невольно и беспрерывно творилась, грея душу, молитва. В наступающей тьме он вдруг увидел Голгофу и окровавленного, оплёванного, растерзанного Христа на Кресте и около Него распятого разбойника. В тишине иеромонах Нил отчётливо услышал последние слова разбойника и чуть слышно, шёпотом повторил их: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоём".
Под утро ветер стих, снег прекратился, небо очистилось и стало безмятежно спокойным.
Луч солнца коснулся лица монаха и закрыл глаза.

А лампады горят и горят в алтаре, *
С тех времён и до сих самых пор
Служит русский монах в белом монастыре,
И как прежде поёт братский хор.

                на фото иеромонах Нил (Яшкин)
* "Монастырь" - песнопение, слова и музыка Владимир Волков
  https://www.youtube.com/watch?v=_LiQ5TAJVoM


Рецензии
Доброго времени суток!

С большим интересом прочла Ваше повествование!

Мне очень нравится мудрое изречение принадлежащие Монаху Симеону Афонскому:

"Истинная дверь, ведущая в Жизнь вечную, всегда открыта, но люди бьются в двери, нарисованные на стене ими самими, и эти двери не открываются людям, ибо они никогда не могут открыться".

С уважением, Светлана.

Светлана Коломыцева   13.02.2024 14:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!
Верно, зачем придуманные, нарисованные двери,
когда есть настоящие, и они всем открыты.
Спасибо Вам за отклик!
С уважением,

Галина Кузина   13.02.2024 14:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.