Дворцы Петербурга. 47. Чесменский дворец!

  Чесменский дворец - императорский путевой дворец, расположенный в Санкт-Петербурге.
Был возведён по заказу императрицы Екатерины Второй - в стиле псевдоготики,
полюбившейся архитекторам в Петербурге.
   Памятник архитектуры, назван в честь победы России в Чесменском сражении –
В битвах российского флота – знаменитый луч света!
Расположен в черте города Санкт-Петербурга вблизи Московского проспекта 
по адресу: улица Гастелло, 15 (перекрёсток с ул. Ленсовета).
   На 7-й версте Царскосельского тракта Екатерина II велела построить путевой дворец, чтобы отдыхать во время путешествий в летнюю резиденцию,  -  в 1774 году,
Сооружение Чесменского замка вместе с одноимённой церковью (Церковь Иоанна Предтечи)
завершилось к 1777 году.
    Дворец и прилегающая территория были созданы по образцу готических построек для аудиенций
и в конце XVIII века весь комплекс представлял собой
одну из красивейших «романтических» резиденций.
    В ансамбль Чесменского дворца входил сам дворец, служебные постройки
и церковь близ Санкт-Петербурга.
Комплекс был первой значимой затеей ложноготического стиля в окрестностях Петербурга.
   Ровная заболоченная территория была обведена канавой,
служившей для осушения участка и символически имитирующей ров вокруг замка.
Вынутая земля имитировала вал сражений, окончившихся со славой.
   Двое въездных ворот против мостов со стороны Царскосельской перспективы 
были построены в виде арочных проломов в толще зубчатой стены,
завершённой большой и малой сторожевыми башнями с разных сторон стены.
   Дворец в плане представляет равносторонний треугольник (каждая сторона около 40 метров),
 углы которого решены в виде башен по углам здания,
последние завершаются фонарями с полусферическими куполами.
Помещения располагаются по периметру здания.
    В образовавшийся внутренний треугольник вписан круг - Парадный зал второго этажа.
 Внешние стены дворца, возвышаясь над массивом всего здания, образуют зубчатую корону.
Массивный объём дворца, прорезанный по фасаду стрельчатыми проёмами окон в два яруса,
должен был ассоциироваться с суровыми рыцарскими временами и рыцарями, близкими к трону.
   Архитектура дворца значительна и внешне сурова сама,
а вот внутренняя отделка не содержала ни малейшего намёка на готическую архитектуру
и являла пример декора, характерного для раннего классицизма.
    В центральном зале дворца была создана галерея портретов великих князей
и русских царей -
от Рюрика до Елизаветы Петровны. Они были переданы в Оружейную палату Москвы в 1830 году.
В дворце были представлены портреты всех европейских монархов правивших в 1775 году.
Таким образом Екатерина II подтверждала законность своего царствования.
    В 1796 году Екатерина умерла и строение перешло во владение Павла I.
Он предпочитал Царскому селу Гатчину и потому по прямому назначению дворец не использовал.
Император совершил попытку перепрофилировать резиденцию
под богадельню и лечебницу, о которой никто никогда размещать во дворце не желал.
   В 1799 году особая комиссия нашла дворец неподобающим местом
«для устроения в нём лазарета Мальтийского ордена…», идея не нравилась никому.
Отказ был аргументирован нехваткой воды,
хотя, скорее всего, это решение объясняется нелюбовью Павла ко всему екатерининскому.
   В результате дворец вернули в ведение Придворного ведомства.
Будучи путевым дворцом, резиденция в основном пустовала из-за обилия иного места.
За время правления императора Александра I дворец использовался всего лишь два раза,
и то не для делового назначения,
а в качестве дачи для девушек Екатерининского института, остававшихся там для обучения.
   История дворца в качестве императорского путевого особняка закончилась в 1830 году.
Здание перевели из ведения придворного ведомства во владение Комитета о раненых.
в здании открылась богадельня, переданная Военному ведомству в 1831 году.
   С 1831 по 1836 годы были проведены работы по перестройке дворца своими силами -
к каждой из трёх башенок резиденции пристроили по двухэтажному флигелю,
зубчатые парапеты были уничтожены, башни закончены полукруглыми куполами.
   Зимнюю церковь перенесли на второй этаж в Круглый зал.
В целях рекреации и реабилитации перед дворцом на месте дикого леса, который странно рос,
был разбит большой лечебный парк.
Основу зелёной зоны составили посаженные в 1834 году 500 берёз.

  Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!


Рецензии