Going to the submarine

                GOING  TO  THE  SUBMARINE

С ранних  лет  Чарльз  Фрайетт, родившийся  в  приморском  городке  Саутгемптон, полюбил  море. По  примеру  своего  отца, служившего  в  торговом  флоте  Великобритании, он  решил  пойти  по  его  стопам. Закончив  морской  учебный  колледж, Чарльз  преодолел  нелёгкий  служебный  путь  от  простого  матроса  до  капитана  торговых  судов. Он  ходил  на  кораблях – паромах, принадлежавших  Большой  северо – восточной  железной  дороге, базировавшихся  в  портах  графства  Эссекс – Харвич, Тилбури, Паркестоун. Корабли  регулярно  совершали  рейсы  в  датские, голландские  и  бельгийские  прибрежные  города, в  крупнейший из  них – Роттердам.

Начавшаяся  Первая  мировая  война  стала  труднейшим  периодом  для  британского  торгового  флота. В  Северном  море  почти  безнаказанно  господствовали  немецкие  подводные  лодки. Они  безжалостно  топили  любые  торговые  суда, идущие  по  своим  маршрутам.

23  марта  1915  года  двухтрубный  пароход  «Брюссель»  под  командой  капитана  Чарльза  Фрайетта  вышел  из  английского  порта  Харвич, взяв  курс на  Роттердам. Крутые  свинцовые  волны  Северного  моря  наваливались  на  тяжело  груженное  судно  с  пассажирами, но  две  мощные  паровые  машины  обеспечивали  ему  достаточно  приличную  скорость, и  «Брюссель»  уверенно  двигался  вперёд.
На  мостике  корабля  находились  капитан  Ч. Фрайетт  и  первый  офицер  У. Хертнелл. Внимательно  осматривая  горизонт, они  вели  неторопливую  беседу:

«Неплохо  идём, кэп.» - произнёс  Хертнелл.

Не  отвечая  на  замечание  своего  офицера, капитан  достал  карманные  часы  и  взглянул  на  них.

«Увидев  Ваш  наградной  брегет, я  почему – то  вспомнил  тот  беспримерный  рейс  на  «Рексхэме». Ведь  это  было  совсем  недавно. Славно  тогда  поработали  наши  машинисты, обеспечив  посудине  максимум  скорости, чтобы  уйти  от  преследования  немецкой  субмарины.»

«Да, трудно  представить, она  шла  за  нами  почти  сорок  миль, но  мы  всё – таки  благополучно  достигли  Роттердама, зато  судовые  котлы  вышли  из  строя. Это  ничто  по  сравнению  с  сотней  спасённых  человеческих  жизней.» - задумчиво  произнёс  Фрайетт, продолжая -  сейчас  в  каждом  переходе  велика  вероятность  встречи  с  субмариной.»

«Кэп! Я  тоже  не  исключаю  такого  рандеву  и  сегодня, ведь  немцы  совсем  обнаглели.»

Фрайетт  поднёс  к  глазам  мощный  бинокль  и  долго  рассматривал  серую  морскую  даль. Вдруг  он  резко  повернулся  к  собеседнику  и  совершенно  спокойно  произнёс:

 «Готовьтесь  к  худшему, Вильям. Прямо  по  курсу  какая – то  субмарина.»
Первый  офицер  пока  не  мог  разглядеть  лодку  невооружённым  глазом, а  когда  капитан  передал  ему  свой  бинокль, сам  убедился  в  этом. 

Расстояние  между  кораблями  быстро  сокращалось. Видимая  сначала  через  мощную  оптику, субмарина, приближаясь, приобретала  очертания, и  вот  уже  на  её  высокой  рубке  стали  различимы  даже  буква  и  цифры -  «U – 33».
Сомнений  больше  не  было.

«Кэп!» -  взволнованно  произнёс  первый  офицер, -  они  подают  нам  сигнал  остановиться.»

Уверенный  голос  капитана: «Продолжать  движение!»  несколько  успокоил  Хертнелла.

Отжав  от  себя  до  отказа  ручку  машинного  телеграфа  на  «Полный», капитан  одновременно  дал  команду  выпустить  две  ракеты, давая  понять  атакующей  его  лодке, что  «Брюссель»  готовится  к  бою.
В  голове  Чарльза  промелькнула  только  одна  мысль: быстро  выйти  тараном  на  субмарину  и  не  дать  ей  выпустить  торпеды.
«Брюссель», используя  всю  мощь  своих  машин, рванулся  с  бешеной  скоростью  на  лодку, чем  заставил  её  погрузиться. Пароход  прошёл  прямо  над  перископом  лодки, капитан  Фрайетт  даже  не  почувствовал  какого – либо  удара, только  позже  прибывший  машинист  сообщил  о  тряске, как – будто  бы  между  двумя  судами  произошёл  подводный  удар.

Запись  в  корабельном  журнале, составленная  капитаном  «Брюсселя»: «В  13.30  заметив  ещё  издалека  немецкую  субмарину  «U – 33»  по  правому  борту, я  изменил  курс, чтобы  пройти  под  её  кормой. Она  развернулась  и  пересекла  нос  судна  с  правого  борта  на  левый. Когда  на  ней  заметили, что  я  иду  на  таран, начала  погружаться, её  перископ  прошёл  под  носом  с  левого  борта  на  правый. Больше  я  ничего  не  увидел. Координаты: 51  градус  08  минут  северной  широты  и  3  градуса  41  минута  восточной  долготы.»

И  на  этот  раз  удача  сопутствовала  кораблю  капитана  Ч. Фрайетта, он  благополучно  привёл  «Брюссель»  в  Роттердам.
За  мужество  и умелые  действия  во  время  встречи  с  немецкой  субмариной  Дирекция  Большой  северо – восточной  железной  дороги  наградила  его  вторыми  золотыми  часами.

Немцы  были  в  ярости  и, конечно, полны  решимости  отомстить  за  такую  дерзость. Субмариной  «U -33»  командовал  известный  немецкий  подводник, капитан – лейтенант  Конрад  Ганссер, «отличившийся»  позднее  на  Чёрном  море, когда  в  марте  1916  года  на  этой  лодке  потопил  переданное  России  французами  госпитальное  судно  «Портюгаль»  с  отличительными  знаками  Красного  Креста  на  борту, в  результате  чего  погибли  десятки  людей. За  период  Первой  мировой  войны  он  потопил  57  судов, командуя  лодками  «U – 8», «U – 33», «U – 156», а  за  неоднократное  нарушение  международных  норм  ведения  войны  был  объявлен  военным  преступником.

Капитан  Ч. Фрайетт  продолжал  свою  опасную, но  важную  службу, водил  корабли  по  маршрутам  в  Северном  море.
23  июня  1916  года  его  корабль  «Брюссель»  был  захвачен  немецкими  кораблями. Фрайетта  интернировали  в  Зеебрюгге, арестовали, осудили  и  казнили.
Только  в  1919  году  тело  его  доставили  в  Англию, где  перезахоронили  в  Верхнем  Доверкуре. Так  закончилась  жизнь  мужественного  капитана  британского  флота  Чарльза  Фрайетта. В  память о  нём  названы – Мемориальный  госпиталь  капитана  Фрайетта  в  Доверкуре, гора Фрайетт  и  пик  Брюсселя  в  Канаде, установлен  Мемориал  в  Лондоне.
CAPITAN  CHARLES  FRYATT – COURAGEOUS  MARINER  OF  THE  FIRST  WORLD  WAR. 

P.S.  В  связи  с  участившимися  случаями  атак  немецких  подводных  лодок  на  британские  торговые  корабли  Адмиралтейством  издавалась  специальная  инструкция, как  действовать  в  таких  обстоятельствах  капитанам  торговых  судов: при  появлении  субмарин  незамедлительно  идти  на  них, заставляя  погрузиться, и  срочно уходить.

«Going  to  the  submarine»  -  «Иду  на  субмарину!»

!3  сентября  2020  г.                Вячеслав  Прытков.


Рецензии
Да, слабакам в море не место... Интересный эпизод войны уже совсем далёкой. Спасибо!

Александр Смольников   15.09.2020 15:03     Заявить о нарушении
Александр,спасибо за рецензию.Можете также посмотреть "Последний залп англичанки" и "Защищая Балтику".

Вячеслав Прытков   16.09.2020 14:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.