Глава 5. советский инженер

СОВЕТСКИЙ ИНЖЕНЕР
   Если с параллельной группой я уже подружился, то со своей ЭПП-12  начал знакомиться только по возвращению с колхозных полей.  Нашим старостой оказался Володя Смирнов(!!!). Это был не артист, как в Гумбейском, а тоже как и я производственник. Он оказался самым "пожилым" студентом нашей группы, Володе было уже 22 года! Староста отвечал за посещаемость группы, отмечая в журнале присутствующих на лекциях и других занятиях. Володя был незлобив и прислучае старался всем помочь...
Наш куратор Анатолий Николаевич Рожин тоже оказался вполне лояльным человеком. Он часто решал разные оргвопросы.
Занятия пошли. Мы перебегали из одного корпуса в другой, в зависимости от расписания, иногда по нескольку раз в день. Хорошо, если погода  стояла теплая. А при дожде или морозе надо еще успеть в одной раздевалке, отстояв очередь,одеться,а в другой раздеться и взлететь на нужный этаж... А перемена всего десять минут! Так что тут включались не только мозги, но и ноги!
К 100-летию Ленина между корпусами "А" и “Б", которые разделялись площадью, поставили огромный памятник вождю пролетариата из гранита, прямо напротив обкома КПСС, что находился в торце театральной поощади. А небольшой старый корпус"В" из красного кирпича, находившийся перед "Б" взорвали. Причем, специалисты сделали это так четко, что через минуту после взрыва на этом месте осталась лишь груда кирпичей. Эти кирпичи мы мигом убрали во время ленинского субботника...
У института быд еще один учебно-лабораторный корпус , находившийся поодаль на одной из отходящих от Театральной площади улиц. Туда мы будем бегать попозже, когда станем изучать технику высоких напряжений.
А пока главной заботой первокурсников была высшая математика- камень преткновений для многих-, начертательная геометрия, физика и иностранный. На удивление, его новые студенты тоже побаивались...
   Я быстро сдружился с теми одногруппниками, с кем вместе бегал по корпусам и этажам. Это оказалась уже сложившаяся парочка- Надя и Саша. Ребята нашли свою судьбу в колхозе. Саша Локтин был от природы очень умен. Светловолосый, худощавый, с быстрой реакцией и отличной памятью. Саша только закончил десять классов и сразу поступил в КПИ. Надя Козлова была на год старше и уже немного поработала. Девушка была фактуристая, видная, но с ленцой. Саша для нее оказался палочкой-выручалочкой. Мы втроем часто делали лабораторные работы, вместе собирали схемы, сидели рядом на лекциях. Еще нас с новым другом обьединил...немецкий язык. Мы оба им увлекались. Но ради справедливости отмечу, что Локтин в этом плане был на голову выше меня. Откуда он так прекрасно знал язык и свободно на нем разговаривал? Саша, правда, тоже сын учительницы, но мама его преподавала другой предмет. А отец вообще был, кажется, штукатуром-маляром... А вот поди ж ты, сын имел берлинский выговор, обладал большим словарным запасом...Глядя на него, я вспоминал книгу о нашем легендарном разведчике Николае Кузнецове, удивлявшим всех своими познаниями в немецком... Кстати, он тоже был инженером.
   Расскажу, как Саша Локтин пришел на наше первое занятие по иностранному языку. Было это в корпусе "Б". Мы находились прямо в рекреации перед зрительным залом, на четвертом этаже.
 На сцене этого зала я вскоре буду выступать!
Идет урок. Молодая преподаватель Татьяна Михайлловна Морозова, очень приятная женщина с красивыми умными глазами ведет занятие. Тут входит наш герой. Саша малость припоздал, так как сдавал одежду и искал аудиторию своей Нади. Она изучала английский.
Татьяна Михайловна строгим голосом спросила опоздавшего, отчего это он заявился не вовремя на урок? Многие наши ребята- Гена Чуркин, Володя Русов и другие, даже не поняли вопроса, так как это было сказано на немецком...
И тут студент стало отвечать ей на таком чистейшем языке и так грамотно, что, дескать, были обьективные причины,но больше такого не повторится!.. Татьяна Михайловна осеклась и слегка порозовела, затем покраснела...
"Nun, schen, nehmen Sie Platz, bitte!"(Хорошо, садитесь, пожалуйста!)
Мы все опешили. Смутилась и преподаватель. Так и вижу ту картину: смущенный вид, растерянное лицо...
Это сегодня, когда много всяких курсов, специализированных лицеев и гимназий с уклоном, не удивишь ни итальянским, ни английским, ни китайским, а тогда...
В перерыве Татьяна Михайловна не выдержала и подошла к опоздавшему студенту... Я тоже на том уроке отличился. Через пару месяцев нам вообще Татьяна Михайловна разрешила посещать занятия по своему желанию. Саша почти не ходил на немецкий, так как увлекся польским... К тому же, он переводил тексты, которые нам задавали в большом обьеме, и "англичанам". Причем, с лету! Поразительно, ведь эти тексты были техническими. Например, как устроен трансформатор или принцип действия двигателя постоянного тока... На русском-то попробуй разберись!..
А вскоре Саша , по совету одного преподавателя-производственника по фамилии Куклин, приступил к изучению перспективного, но очень сложного финского языка.
Я начну изучать финский лишь в 1991 году, в преддверии зарубежных гастролей нашего театра...
Hyvaа Iltaа!(Добрый вечер!)

   Через два-три дня учебы, по доброй студенческой традиции, старшекурсники организовали для первокурсников праздник посвящения в студенты.
Посвящение, этот необычный яркий спектакль, состоял из двух театрализованных актов.
Вначале мы прошли особую "полосу препятствий" в коридоре корпуса "Б". Там в полутьме нас пугали всякие чудовища, звучали загробные голоса, падали на плечи скелеты, кто-то обливал водой, щипал и хватал за ногу... В общем, нечисть пыталась преградить наш путь к "сияющим вершинам науки". Еще нужно было, на окончательном этапе, что-нибудь исполнить- куплет песенки, стишок, выкинуть коленцо. Я прочел свои стихи о студенчестве... Они так понравились неведомым мне страшилищам, что они записали мои данные...
После этого мы были допущены в первые ряды актового зала, где состоялся концерт институтских знаменитостей...
Воистину институт оказался средоточием талантов. На всех четырех факультетах их было немало. Кстати, кроме ЭТФ, положившего начало институту, был еще факультет автоматики и вычислительной техники(ФАВТ), промышленного и гражданского строительства(ПГС) и химико-технологический (ХТФ).
Артисты зажигательно танцевали, задорно пели, читали стихи.
Нам представили автора отличного стихотворения "Я люблю тебя, КПИ!" Бородатый пятикурсник очень здорово читал, я запомнил некоторые строки:
"Может, это мужчина седеющий,
Вспомнил лучшие годы свор
И как тонкую, хрупкую женщину,
Гладил стены твои, КПИ!"
...Жаль, но вскоре мы узнали, что этот бородач вовсе на автор, а стихи написали  о своей альма матер - студенты Киевского политеха...
    А институтский театр миниатюр "Тэмпик"( Театр эстрадных миниатюр политехнического института Кирова) показал на том вечере такие уморительные миниатюры из жизни студентов, что мы хохотали до слез. Например, сценку о гражданской обороне
Я запомнил несколько микро-миниатюр.
Студент, опаздывая на лекцию, обгоняет профессора и первым вбегает в аудиторию.
Профессор. Вы наступили на мою ногу! Что за неуважение!
Студент. Я иду по вашим стопам, профессор!..
На экзамене.
Профессор. Как работает трансформатор?
Студент(гудит). У-у-у!
Из беседы студентов.
Первый. И за что он не поставил зачет?
Второй. Я вместо "Сдвиг фаз", сказал доценту:"Фига с два!"..
   А одна преподавательница с ХТФ так изумительно спела песню из репертуара Муслима Магомаева " О, море-море, преданным скалам, ты ненадолго подаришь прибой!", что зал буквально вскипел овациями...
Третье отделение - танцы под музыку институтских ВИА.
 Я сходу пригласил Валю Бачерикову, а потом, поблагодарив симпатягу, незаметно, по-английски, скрылся : мне нужно было делать срочное задание по начерталке...
Для тех, кто не в курсе. Это почти как черчение и геометрия одновременно...Требует большого внимания и пространственного воображения...
...Так что, какие девушки? А то дядя Гена опять будет роптать, что много света жгу, подолгу засиживаясь...
   Раза два-три после поступления, еще в августе, мы виделись с моей школьной подругой Галей Тукмачевой. Она была милой, умненькой, привлекательной по-прежнему. Возможно, стала бы хорошей женой. Но мне тогда было не до женитьбы, не до свиданий под луной.
И как-то само собой получилось, что продолжения не последовало...

   В один из первых дней учебы меня остановила в коридоре корпуса "Б" седоватая энергичная женщина невысокого роста.
Вы первокурсник?
Да.
Какой факультет?
Электротехнический.
ЭТФ? Отлично! Я редактор институтской газеты "Советский инженер" Гали Александровна.
Очень приятно! Игорь.
Нужно написать заметку в газету, как вы поступали в институт. Сможете?
А когда надо?
Срочно!
     Назавтра я занес заметку в редакцию, которая находилась в этом корпусе в торце второго этажа, возле читального зала.
Срочно в номер!
    Закричала Гали Александровна. Она подписала мне свою книгу очерков "Первомайцы"и дала еще одно задание- написать про нашу работу в колхозе...
Потом я написал про субботник, затем...
Кто-то сказал редактору, что я пишу хорошие стихи...
Короче, я стал внештатным корреспондентом институтской газеты. Позже стал публиковать тут не только статьи и заметки, но и стихи, басни, юморески, пародии... Редактор вскоре ушла на повышение. Пришел задумчивый и отрешенный от реалий редактор в больших очках- Колесников. Владимир Григорьевич также радостно воспринимал мои материалы. Затем и этот шеф ушел на повышение. Взамен пришла молодая девушка Марина. Я активно, без ущерба для учебы, печатался и при ней, так как писал буквально слету...
Газета была очень популярна. Ее читали не только  студенты и преподаватели нашего института, но и в педе, и в сельхозе!
...Еще во времена Гали Александровны меня, как очень активного корреспондента, направили на областной слет рабочих корреспондентов... Там я тоже не усидел спокойно в зале, а принял участие в блиц-конкурсе на стихотворение о рабкорах. И- победил!
Я-рабкор,
И - ты рабкор,
Все мы здесь рабкоры.
И газетам
Не бывать
Без такой опоры!

...Занятия в институте продолжались с утра до вечера. Нужно было не только записывать и усваивать лекции, групповые занятия, но и много работать с литературой самостоятельно. Для этого служила институтская библиотека, читальный зал. Умственная работа требовала много сил, я отдавал учебе все время... Приезжал в своим запоздно, когда пенсионеры уже спали...

   ...Хотя успел еще выступить в междувузовском КВН.
Кто меня включил в команду юмористов- понятия не имею.
КВН проходил в большом актовом зале сельхозинститута на Октябрьском проспекте. Кстати, игру студентов транслировало Кировское телевидение. А вела его будущая диктор ЦТ Наташа Фуфачева, очень милая девушка. Оказывается, она - двоюродная сестра Музы, жены дяди Васи. Но это я узнал позднее, а тогда...
Зал был переполнен, там - студенты и преподаватели города, по крайней мере те, кто смог достать приглашение или пробрался мимо строгого контроля. Запомнилась атмосфера праздника, остроумия, импровизаций. В одном из конкурсов мгновенных афоризмов победил мой ответ.
Вопрос. Что такое стипендия в философском свете?
Ответ. Стипендия-это обьективная реальность, не всегда данная нам в ощущениях!..
Были и другие экспромты, сценки, песни. Наша команда, например, исполнила умопомрачительного на тот исторический момент Владимира Высоцкого, песни которого неслись из всех мобильных катушечных магнитофонов города. А сейчас я знаю, что и всего СССР!
"Весь мир на ладони,
Ты счастлив и нем,
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершины
Еще впереди!"
   На Кавээне работала талантливая  художница, которая также быстро, что называется, моментально, набрасывала шаржи самых ярких остроумцев. Мне она подарила такой: мой гипсовый- под Грецию- бюст, с редкой улыбкой(судя по редким передним зубам) и видными усами установлен на пьедестале из моих книг... Ведь как в воду глядела: на сегодня я их издал семь!

   И не зря я усердно слушал, писал, учил: я благополучно сдал первую-зимнюю- сессию. Мне снова назначили стипендию. Она, кстати, была намного выше, чем у будущих учителей и составляла 35 рублей.А кое-что мне подбрасывал добрый дядя Вася. В течение двух лет он ежемесячно выделял мне пансион...
А когда его меценатство из-за постояннх упреков молодой женушки прекратилось, я стал учиться еще лучше и получал повышенную стипендию, начал более активно подрабатывать. Помогали потихоньку и мои любимые тетушки...

   ...Наступил 1970 год. Меня как активиста и публициста уже хорошо знали в нашем деканате и в масштабах института.
Декан факультета Герман Леонтьевич Андреев однажды вызвал меня в свой кабинет и участливо расспрашивал о житье-бытье. Спрашивал заодно, не нужно ли общежитие? Я отвечал, что, возможно, со следующего курса...
Как в воду глядел!.. В конце первого курса я сьехал от Тихомировых...

...Пригласила меня после удачной первой сессии в студенческий  профком и его председатель Галина Васильевна Рязанцева, очень красивая, крупная , эффектная и энергичная женщина. Брюнетка со звучным голосом. Она поставила меня перед фактом: принято решение о награждении меня, как самого активного первокурсника, профсоюзной путевкой в санаторий черноморского  города Гагры, известнейшей Всесоюзной здравницы!..
   Я немного растерялся и стал отказываться, но Галина Васильевна была непреклонна: надо срочно оздоровиться!
 К тому же, профсоюз оплатил не только почти всю стоимость путевки, но и авиаперелет в оба конца. В итоге, две недели прекрасного отдыха обошлись мне в... 9 рублей!
Эх, гулять так гулять!
Я полетел в легендарные Гагры!

( Продолжение следует)
   
   


Рецензии