Дарьялская крепость

Города призраки Руси, России, СССР.
=====================================
     Как отмечал арабский автор Масуди, Дарьял является одной из самых знаменитых по своей неприступности древней крепостью, рядом с которой был мост, перекинутый через большую реку. Город и крепость при нём находились на южной границе царства алан в Аланском проходе.
     В 727-м году арабы во главе с Масламой захватили эту крепость и поставили тут свой гарнизон. Местные жители, в большинстве своём аланы, ушли в горы и отказались снабжать арабов едой, хоть и за деньги. Поэтому гарнизон снабжался из Тбилиси, до которого было не менее пяти дней пути.
     Дарьялское ущелье, которое авторы называли Даре алан, что означало Аланские ворота, был один из древнейших проходов, который связывал Северный Кавказ с Закавказьем.
     В 6-7-е века Дарьял временами контролировали и Цари Грузии, и Иран, и Византия.
     Среди горных алан издавна бытует легенда о том, что Калат-ал-аллан, крепость при Аланских воротах, была построена персидским царём Испандийаром, сыном Биштасфа.
     Феофан называл Аланский проход Иверийским. Он также сообщает, что персы начали заниматься укреплениями Дарьяла с первой четверти 5-го века. Они предлагали и Византии подключиться к созданию торгового пути в Дарьялском ущелье, которое по их мнению был самым простым переходом через Кавказ, который постоянно используют северные кочевники.
     Персы на встречах с византийцами указывали на необходимость создания здесь полноценных укреплений, поскольку северные кочевники через Дарьял угрожают не только владениям Персии, но и провинциям Византии.
     Византия предпочитала всегда отклонять эти предложения, считая, это дело Персии, поскольку Дарьял находится на её границе. К тому же Византия не была заинтересована в укреплении Персии за свой счёт. Ведь эти северные варвары сначала пройдут огнём и мечом по территории Персии.
     К тому же, в случае войны с северными Царями, Византийская армия не сможет быстро прийти на помощь своему гарнизону, поскольку между ними будет государство, которое оспаривает у Византии многие территории.
     Аланы же, которых нанимали персы для усиления гарнизона в Дарьяле, часто оказывались в персидской армии, когда Персия воевала с Византией.
     Захарий Ритор отмечал, что Миссия Кардоста 503-го года из семи священников в страну гуннов была осуществлена именно через Дарьял, где он также останавливался в Дарьялской крепости и там проповедовал христианство среди алан и гуннов.
     По косвенным источникам в Кардост бал взят в плен персами и продан гуннам. Содержался же он в Дарьялской крепости. И пока проходила сделка, он посвящал в христианство алан, о чём в аланском эпосе сохранились несколько сказочных легенд.
     В 10-м веке по утверждению Царя Иосифа хазары контролировали Дарьял, закрывая Аланские ворота с обеих сторон, о чём у хазарского Кагана был договор с византийским Императором.
     В Истории агван по поводу событий в 630-м году сказано, что Князь Севера устремился на Агванию и Иверию в том числе через Дарьял, что подтверждает предположение о контроле Каганом Дарьялского прохода.
     Начиная с конца 7-го века арабы учли значение Дарьялского и Дербентского проходов через Кавказ. Они, по данным персидского историка Бал'ами, с самого начала своей экспансии на Северный Кавказ, постарались договориться теми царями Кавказа, которые контролировали эти проходы. Лояльность к Халифату арабы покупали тем, что обещали освобождение от дани, приём местной знати на важные посты в армии арабов.
     В 724-м году Джаррах, по сведениям его писарей, направился в Хазарию через Аланию и Аланский проход, а значит, через Дарьялскую крепость. При этом аланы не оказали никакой помощи арабской армии, удалившись в горы. На обратном пути арабы обложили все поселения Алании данью, а в Дарьялской крепости поставили свой гарнизон, отказав аланам состоять при этом гарнизоне.
     Известно, что аланские цари пытались в первой половине 8-го века вести собственную политику на этом участке, поскольку Дарьялский проход был весомой картой в их руках. Без них никто не мог удерживать долго ни проход, ни крепости вдоль ущелья.
     В 731-м году через Дарьлский проход и Дербент прошла арабская армия под руководством Мервана. В этот год арабы были удачливы и смогли склонить хазарского Кагана к принятию ислама. Что касается алан, то они не стали воевать с арабами, а растворились в многочисленных ущельях, так что некого тут было принуждать к принятию ислама.
     В 752-м году новый правитель Армении Язид, опасаясь хазар, занял Дарьялскую крепость и направил к Кагану послов с предложением выдать за него хазарскую принцессу. Принцессу везли к Язиду со всеми почестями через Дарьялский проход. В этом шествии участвовали также и аланы.
     На несколько дней процессия остановилась в Крепости, о чём аланский эпос сохранил косвенные сведения. Также этот факт отметили толкователи снов Хазарии и Алании. Хазарский сонник был потом утрачен, а вот Осетинский сохранился по сию пору. Он хранится в анналах рода Кочиевых и Джагаевых.
     Согласно разным неподтверждённым версиям креститель Константин мог прошествовать на философский спор с Каганом о вере через Дарьял, где в крепости он нашёл множество приверженцев христианства, которые получили эти знания за 300 лет до Константина от Кардоста.
     Начина с 7-го века, после появления на Северном Кавказе хазар, аланы вынуждены были подчиниться хазарам, хотя и оставили за собой некоторые политические привилегии, особенно по вопросу использования Дарьялской крепости и Аланских ворот.
     Начав войну с Хазарией арабам так и не удалось оторвать алан от хазар и обеспечить себе беспрепятственный проход через Дарьял. Арабы во время войны с хазарами неоднократно пытались обосноваться в Дарьяльском проходе.
     В 8-м веке Хазария и Византия договорились о вечном мире. Для закрепления договора Император отправил Царю Хазарии принцессу, на которой тот должен был жениться.
     Процессия остановилась в крепости Дарьял, где по официальной версии принцесса приняла яд, который был спрятан под её ногтём. На самом деле, не вся византийская знать была согласна с таким решением Императора и смогла внедрить в процессию своего человека, который улучил момент и отравил принцессу. По всей видимости, принцесса не была дочерью императора, а её родители искали для своей дочери другую судьбу.
     Возглавлял процессию хазарский полководец Блучан, который по приезде в Каганат был немедленно казнён.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии