Дедяков

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
     Также Тетяков, Дедеяков, Дадаков, Татар-туп, Джулат, .
     Про город известно, что его население было в основном аланским, но проживали там и другие народы, среди которых были греки, касоги и славяне, которые занимались различными ремёслами, земледельчеством и животноводством. Была в городе большая торговля. Это говорит о том, что город находился на пересечении торговых путей.
     Город имели три части, среди которых была Цитадель с замком главы города, дальше шла крепость, а за ней посад с жилыми домами.
     Согласно косвенным сведениям Дедяков стоял где-то на пересечении горных и равнинных дорог. Это дало возможность городу объединить людей гор и людей равнин.
     По летописи город находился вблизи Эндирея в нынешнем Дагестане.
     По другим версиям Дедяков стоял то ли в Осетии, то ли в Чечне на реке Сулак.
     Русская летопись город ясский, аланский Дедяков называет богатым, и размещает его в восточной части Алании, за Тереком, на Сунже, который летопись называет Севенец.
     Размещали Дедяков в Молдавии, где живут язы.
     По одной из версий Дедяков находился в Куртанинском ущелье на реке Фиагдон. Там есть селение Далагкау.
     Недалеко от Владикавказа есть городище на холмах правого берега Терека. Это городище синонимизируют с Дедяковом большинство исследователей древностей Кавказа.
     В одной из русских летописей 13-го века с Дедяковым идентифицируется Татар-туп, где он называется городом ясским.
     Некоторые археологи расположили Дедяков в Тартапуле, приводя в качестве доказательства сведения Плано Карпини о том, что монголы долго осаждали главный город алан на холме.
     В Никоновской летописи Татар-туп расположен за Тереком под Великими горами Ясскими и Черкасскими на реке Сивинце близВрат Железных, под коими можно понимать Дарьялский проход. А под Ясскими и Черкасскими горами можно понимать Кавказский Хребет.
     На сегодняшний день основная часть исследователей древностей Северного Кавказа склоняется к тому, что Дедяков соответствует городищу Верхний Джулат у станицы Знаменской. Там расположен богатый могильник, который учёные датируют 10-м веком.
     Согласно археологическим данным город появляется тут в начале 10-го века. Жили тут аланы, но крепость при городе основали хазары, которым нужен был укреплённый пункт в этом стратегическом месте, называемом Эльхотовские ворота, с осетинского языка Теснина аргов. Проход здесь вёл через Дарьял в Закавказье.
     После гибели Хазарии город на некоторое время утратил своё значение. Им владели то Византия, то Персия, то Грузия. К концу 12-го века это был достаточно крупный торгово-ремесленный местный центр Алании.
     В 1238-м году сюда приходят монголы, но аланы отказались платить им дань и отошли в горные ущелья, рассчитывая на то, что татары не смогут воспользоваться укреплениями самостоятельно. Через некоторое время татары и аланские цари смогли договориться о том, как использовать город. Золотая Орда обеспечила движении караванов через Железные Ворота, а аланы выплачивали дань в казну Орды. Татары ушли, аланы же, вернувшись быстро восстановили разрушенное поселение вокруг крепости.
     В 1277-м году на Северный Кавказ ходили русские Князья под руководством Князя Ростовского Глеба Васильковича. С ними был также царь татарский Менгу-Темир. Взяли они главный город ясский Дедяков, в котором казна была большая, город спалили, и людей его разогнали по горам.
     Тогда же ярославский князь Фёдор Ростиславович Чёрный вывез из Дедякова аланскую икону «Богоматерь Толгскую», которую исследователи называют «Тронной» или «Большой» и которая была святыней больше грузинской, чем русской. Так или иначе, но город Дедяков на тот момент был главным ясским духовным городом.
    В 1253-м году Рубрук писал, что аланы по вере есть христиане по греческому обряду. Есть у них греческие священники.
     К концу 13-го века совместное ордыно-аланское владычество над Татар-тупом и Дарьялом приводит к тому, что город становится значительным торговым и культурным центром Северного Кавказа.
     В 1318-м году в Дедякове был казнён Князь Михаил Тверской.
     В 14-м веке во времена правления Хана Узбека в отчётах золотоордынских писарей город именуется как Верхний Джулат, являясь форпостом Орды на Северном Кавказе. Торговый путь с Сараем шёл через Нижний Джулат и Маджары.
     Здесь находился крупный татарский гарнизон с проповедниками исламизма. Здесь строится несколько мечетей, среди которых была и Соборная мечеть.
     Татарские писари в своих отчётах ханам в столицу Золотой Орды Сарай называют город Татартуп, что с тюркского языка переводится как Стоянка Татар.
     В 15-веке здесь побывал Шильтбергер, который называет этот город уже как Джулат. Он также отмечает наличие в городе крупной итальянской диаспоры, которая основала здесь свою факторию. Кроме того, этот немецкий путешественник отметил большое количество христиан, а также наличие в городе Епископства.
     По всей видимости, влияние итальянских купцов здесь продолжалось не долго, к концу 15-го века история о них не сообщает, также здесь не находят каких-либо признаков католических храмов.
     В 17-м веке турецкие путешественники отмечают, что город постепенно превращается в развалины. Дома не ухожены, в основном пустуют. Турки называют этот город Иран-и-Дадиан. Такое ощущение, что люди ушли, но сейчас вернутся, потому что на дверях и стенах написаны имена владельцев зданий.
     Исследователи полагают, что в конце 17-го века Татар-туп становится столицей Шамхальства государства кумыков.
     Что касается происхождения именования города, то часто в связи с Дедяковым упоминаются Врата Железные, что наводит исследователей на мысль, что этот город находится вблизи с Дербентом. В Южном Дагестане есть поселения с синонимичными именованиями: Дедух и Дивен.
     Если брать греческий язык, которым могли пользоваться Дедяковские священники, то корневое слово обозначает нечто поучительное, священнослужителя, знатока письмен, наставника царя или княжича. Одним словом, это был Город Духовных Учителей.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии