О фильме Подлинный Вермеер

Нацизм с его безумной доктриной расового превосходства - явление, конечно, скверное. И не без парадоксов. Например, по отношению к культурному наследию.

При всем презрении к низшим расам, нацисты ценили классическую живопись голландцев, испанцев, итальянцев. Искусство немецкого авангардиста Макса Эрнста и ему подобных объявили дегенеративным, и всем верховодили гитлеровские культуртрегеры.

Действие фильма режиссера Рудольфа ван дер Берга происходит в оккупированной немцами Голландии. Тема – трудный путь признания в искусстве, точки пересечения новоизобретенного кубизма и «старого» реализма, столь разного у Вермеера, Рембрандта и Хальса, противостояние критиков и художников, арт-скандалы, коммерческие игры, и все это – на фоне драматичной судьбы Хана ван Меегерена(Ерун Шпиценбергер),- талантливого, но не признанного живописца и искусного фальсификатора.

За полотна Вермеера – разумеется, подлинные – давали большие суммы. Но Хан ван  Меегерен смог сделать так, что даже искушенные эксперты не разглядели подделку. Миллионная прибыль не была главным стимулом для аферы. Художник жаждал отомстить  экспертам и критикам. Тем, кому дано право осмысливать новую художественную реальность, разлагать ее на принципы, судить о высоком таланте автора или заявлять о его заурядности.
Тем, кто подобно Роже Гароди и его единомышленникам во всех концах света, назвали  искусство Пикассо  революцией, величайшим событием современности и коперниковским переворотом.

Меегерен кубизм  называет «жалкой карикатурой» на искусство. Не выходя из зала вернисажа, устраивает маленькое шоу – в считанные минуты рисует портрет актрисы  Иоланки (Лизе Ферин) в стиле «а ля Пикассо», чтобы затем создать в духе старых мастеров, представить разницу и убедить публику,  что в первом –всего лишь шарж, а во втором – и мастерство, и чувство, и образ.

Критика – мощный драйвер искусства во все времена. Факт противостояния творца и критика актуален со времен Вазари и Леонардо да Винчи.
 
«Паразиты на теле художника», «бездари в искусстве» – эти неистовства в  адрес тех, во власти  которых -  поднять художника на гребень волны,  смыть из поля зрения дилеров и коллекционеров, или вовсе предать публичному бичеванию.
 
Эмоции подхлестывают действия. Горя жаждой мести, Меегерен осваивает технику фальсификации. До деталей. Пробы и ошибки, травма глаз, отчаяние, смешанное с надеждой. Наконец, ликование.

Запекшаяся краска, имитирующая текстуру 17 века, пигмент, глубина кракелюров - картины получались качественными и стилистически безупречными.  «Христа в Эммаусе»  ван Меегерен написал на старом холсте, приобретенном на блошином рынке. Это увеличило иллюзию подлинности.

А композиция, экспрессия, цветовая гамма – то пластическое решение, которое было характерно для раннего Вермеера Дельфтского, -  завершили свое дело. Авторитетный критик Бердиус (Порге Франссен) признал полотно подлинным.

Сегодня один из самых эффективных методов определения подделки – радиоуглеродный анализ. С его помощью легко определяется и возраст полотна, и состав связующего элемента.  Тогда этот метод не был изобретен - критики и эксперты остались в заблуждении.

Главный герой у зрителя вызывает симпатию. Апогей сопереживания происходит в момент, когда художник заявляет на суде, что картина создана им. Культурное  национальное достояние 17 века рейхсмаршалу Герингу продано не было.

 Но злая ирония правосудия делает зигзаг – автора обязали выплатить сумму разницы между стоимостью подлинных работ Вермеера и их подделками. Цифра - огромна.

Фильм не лишен клише, характерных для жизнеописаний художников, среди которых в топе эксцентричные выходки на публике, роковая страсть, любовь к «абсенту».

Небанальный сценарий, где подспудно с детективной линией - глубинные проблемы творчества – психологические социальные и коммерческие, когда искусство становится доходным делом; а также игра актеров, постановка - все в пользу того, что картину посмотреть стоит.

Художникам, любителям, ценителям искусства – в особенности.

P.S. Фильм частично основан на фактах биографии нидерландского художника 20 века Хенрикюса  Антониуса ван Меегерена -  искусного фальсификатора полотен Вермеера и не менее искусного продавца.


Рецензии
Людмила, здравствуйте!
Слышала о фильме, но, к сожалению, так и не посмотрела. У меня накопился целый список фильмов, которые надо бы посмотреть)
Очень понравилась Ваша рецензия: яркая,ёмкая, философская!
Вы всегда очень тонко описываете нюансы, на которые надо обратить внимание, это мне очень нравится!
Большое спасибо!
С уважением, Дарья

Морозова Дарья Вячеславовна   24.09.2020 00:39     Заявить о нарушении
Дарья, спасибо за отзыв.
У меня серия рецензий на тему "Художники в кино".
Рада, что Вам рецензии нравятся и стимулируют просмотр фильмов.

Успехов Вам!

Людмила Куликова-Хынку   24.09.2020 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.