Рецепт колдуньи

Каких только сладостей не изобретала Юлианна!
Малиново-розовое варенье, засахаренные яблоневые цветы, фиалковое мороженое, апельсины в шоколаде, крем из черники и меда!.. Любой цветок или фрукт она могла превратить в быстрый и необыкновенно вкусный десерт.

Юлианна охотно делилась рецептами, но они были настолько простыми и легкими, что ей... не верили! Люди предпочитали заказывать у нее розы в сахаре для украшения свадебных тортов и глазированные фрукты для детских праздников, но даже не пытались делать их сами.

На ее крохотной кухоньке, где с трудом помещалась она одна, стоял аромат цветов, ванили, фруктов и шоколада, а небольшая кладовочка была заставлена баночками со сладостями. Каждую баночку Юлианна подписывала от руки, накрывала кусочком плотной бумаги и перевязывала узкой кружевной лентой. Когда Юлианна вручала заказчику такую баночку, то обязательно прикладывала к ней розочку из гофрированной бумаги - на память, говорила она. Бумажные розочки получались у Юлианны, как живые, иной раз и отличить было трудно.

Все эти нехитрые секреты Юлианна переняла от бабушки, с которой выросла. Родителей своих она не помнила, и рассказать о них могла только то, что рассказывала ей бабушка. По бабушкиным словам выходило, что мама Юлианны была необыкновенной красавицей, а папа - и вовсе сказочным принцем, и любовь у них была такая, про которую песни складывают. Потому и умерли они в один день.

Соседи болтали разное про Юлианну, и про бабушку. На эту старинную улочку, застроенную домами с палисадниками и резными балконами, они переехали, когда Юлианне было 12 лет, а потому никто ничего про них толком не знал. А там, где человек не знает, он подключает воображение. По воображению соседок, бабушка была колдуньей и гадалкой, уж очень много она знала про травы и готовила из них разные снадобья. Юлианну же считали приемышем и просто блаженной, слишком уж мечтательной казалась эта, всегда улыбающаяся, девочка.

* * * * *

Тимур жил на той же улице, и про его семью тоже много судачили. Мать, которая нигде не работала и никогда не была трезвой, мальчишка, который рос, как беспризорник...
Не судачила о нем только бабушка Юлианны, а пригласила однажды к себе, накормила и позволила остаться до вечера, пока не вернулась домой мать Тимура.
С тех пор Тимур стал бывать у Юлианны с бабушкой постоянно. Ему нравилась их маленькая квартирка, заставленная книгами, пахнущая цветами и горьким шоколадом, но больше всего ему нравилась сердечность, с которой его принимали.

Соседки, конечно, нашептывали бабушке, что, мол, негоже бы ее внучке водиться с таким, как Тимур, а то как бы чего не случилось, но бабушка отмахивалась и отшучивалась.
- Ведьма - она и есть ведьма. - решили соседи.
А бабушка просто разглядела в уличном парнишке доброе сердце.

* * * * *

Юлианна раскладывала по баночкам белые и розовые засахаренные розы. В окно врывался легкий ветерок, раздувая тонкую белоснежную занавеску. С улицы доносился терпкий аромат цветущей сирени, а на плите благоухал горячий розовый сироп в медной высокой кастрюльке.

Юлианна улыбалась. Она всегда улыбалась, когда готовила свои сладости, считая, что так ее радость передастся и тем, кто будет ими лакомиться. Сейчас она перевяжет лентой последнюю баночку, и будет разливать по формочкам сироп, который, остынув, превратится в нежнейший мармелад.

Такой же мармелад, а еще небольшой мешочек винограда в шоколаде и бумажную розу темно-бордового цвета она вчера передала через Тимура его отцу. Да, вот так получилось, что через много лет отец разыскал сына! Жаль, бабушка не дожила и не успела порадоваться за приемного внука. Но Юлианна верила, что бабушка все видит и все знает.

Правда, Тимур несколько переменился с тех пор, как стал жить с отцом. Он теперь все реже бывал у Юлианны, а когда приходил, то казался каким-то растерянным. Разглядывал комнату, будто впервые попал в нее, заглядывал в кладовочку и качал головой, глядя на баночки со сладостями, а если Юлианна в этот момент готовила или упаковывала, то подходил и брал со стола то бумажную розочку, то кусок кружевной ленты, вертел в руках и снова бросал на стол. Пару раз Юлианна пыталась заговорить с ним, но Тимур тут же менял тему и быстро прощался.

Свой день рождения отец Тимура отмечать не захотел, но Юлианна все-равно передала свой небольшой подарок. Она считала, что никого нельзя обидеть подарком, и что даже если он не понравится, человеку будет приятно, что кто-то подумал о нем. К счастью, она не узнала, что ее роза и сладости полетели в мусорное ведро.

* * * * *

Тимур зашел, как всегда, без предупреждения. Он казался усталым и расстроенным. Юлианна улыбнулась ему так же приветливо, как и всегда, и продолжила разливать сироп по формочкам.
- Тима, сейчас я закончу, и будем чай пить!
- Я не буду чай, пил уже. - буркнул Тимур.
- Устал? Может, поешь?
- Нет... не хочу я.
- Тима, - Юлианна накрыла полотняной салфеткой формочки с сиропом и обернулась к нему. - Ты все о чем-то поговорить хочешь, а как-будто не решаешься.
Тимур посмотрел на нее исподлобья. Юлианна снова улыбнулась, чтобы подбодрить его.
- Почему тебя все блаженной зовут? - наконец спросл он, отводя глаза.
- Не знаю, Тима. - спокойно ответила Юлианна. - А почему ты спросил?
- А что бабка твоя колдуньей была, правда? - все так же не поднимая глаз продолжал Тимур.
Юлианна тихонько рассмеялась:
- Какой ты сегодня странный! Пустое это, Тима. Она травницей была, в монастыре этому выучилась. Да ты же знаешь! Она долго там жила, а потом уйти попросилась... - Юлианна замолчала.
- Ну да... - хмыкнул Тимур. - Чтоб тебя нянчить.
- Так получилось. - тихо сказала Юлианна. - Так жизнь сложилась.
Оба замолчали. Юлианна пошла в кладовку и принесла несколько банок с засахаренными белыми розами, и коробку, в которой лежала целая засахаренная розовая ветка.
- Куда это все? - спросил Тимур, глядя, как она расставляет сладости на столе.
- На свадьбу, Тима.
- Свадьба... Я вот, наверное, никогда не женюсь.
Юлианна подняла на него смеющиеся глаза:
- Кто знает...

Эта простая фраза не понравилась Тимуру.
С тех пор, как его отец узнал об Юлианне, он встретился с нею только один раз. Девушка не приглянулась ему как раз тем, чем и она, и ее бабушка так полюбились в свое время Тимуру - сердечностью и приветливостью. "Слишком сахарная барышня. - констатировал он. - От человека искры должны лететь, а не эта розовая пудра". Он навел справки по соседям, и не услышав ничего, кроме сплетен, так же, как и все, додумал остальное. По его убеждению выходило, что девушка совсем не пара его сыну: кто ее родители - неизвестно, выросла с бабкой-ведьмой, сама тоже все возится с цветами, всегда-то с улыбкой, блаженная и есть!
Мало по малу, отцу удалось посеять сомнение и в душе Тимура. Тот, никогда раньше не прислушивающийся к уличным сплетням, теперь припомнил все, когда-то случайно услышанное.

- То я знаю. - сказал Тимур, - Я, Лина, наверное, с отцом уеду отсюда. Скоро. Завтра.
Юлианна не ответила и не подняла глаз. Она несколько раз передвинула все баночки на столе, а когда взглянула на Тимура, лицо ее снова озаряла улыбка:
- Как это хорошо, Тима, что отец нашел тебя, правда? Бабушка говорила, что мой папа...
- Да не было у тебя его! - выпалил вдруг Тимур. - Байки тебе рассказывала твоя бабка! Приютская ты, и нет у тебя ни отца, ни матери.
- Так не бывает, Тима. - тихо ответила Юлианна. - Вот и у тебя отца не было, а теперь - есть.

Повисло неловкое молчание. Тимур злился на себя, злился на Юлианну, злился на отца, но больше всего на то, что жизнь перестала быть такой простой и понятной, как раньше, когда сердце его не знало сомнений.
Тимур понимал, как он поступает. Бабушка подобрала его, почти бездомного мальчишку, а теперь он, после ее смерти, бросает Юлианну одну, почти сбегает от нее, ничего не объяснив. Но там, дома, был отец. Отец, который нужен даже взрослому сыну.

Наконец, Юлианна оставила в покое баночки и подняла голову. Тимур удивился тому, как счастливо сияли ее глаза и какой лучезарной была ее улыбка.
- Тимочка, я так рада, что у тебя все хорошо! Ты поезжай с отцом, ты ему так нужен! Твой отец - замечательный, вы теперь вместе, это такое счастье, Тимочка, иметь семью!

* * * * *

Тимур оказался в родном городе проездом. До поезда еще оставалось время, и он решил прогуляться по городу, дойти до улицы своего детства.
Старинной улочки с липовыми деревьями, бревенчатыми двухэтаажными домиками и цветущими палисадниками, конечно же, не оказалось. На ее месте шумела оживленная площадь. Нечего было и думать, чтобы найти кого-то, кто жил здесь когда-то и помнил бы его самого, Юлианну или ее бабушку... Время так быстротечно!..
Тимур постоял, глядя на переливающиеся рекламные огни, сверкаюшие витрины магазинов, и уже хотел возвращаться на станцию, но тут он увидел ее!
Юлианна улыбалась ему с обложки книги в витрине большого книжного магазина!

* * * * *

Уже в купе поезда он рассмотрел ее фотографию. Конечно, Юлианна изменилась с возрастом, но ее улыбка осталась прежней - чарующей и ласковой. На обложке значилась не та фамилия, под которой он знал Юлианну в юности, а в короткой аннотации говорилось, что живет и работает она в Москве.
Книга называлась "Рецепт колдуньи". Юлианна рассказывала непростую историю своей бабушки, в монашестве - Иулиании, которую многие считали колдуньей за знание трав и умение их использовать, за любовь к тишине и уединению, за мудрость, которую считали "ведовской". Книга была пересыпана рецептами засахаренных цветов, ягод в глазури, фруктов в шоколаде, кремов, мороженого, суфле, муссов, целебных отваров и настоек из трав.

"Но главный рецепт, который открыла мне бабушка и который я запомнила на всю жизнь, был такой: когда человек хочет уйти от тебя, как бы ни было тебе больно, сделай так, чтобы он ушел спокойно, с легким сердцем. Ушел бы с Богом.
Этот рецепт самый простой из тех, что вы здесь найдете. Но мне он дался тяжелее всего. Я не жалею! Это рецепт счастья тех, кого мы любим."


Рецензии
Вот сижу и думаю, как назвать эту историю: Занимательной? Поучительной? Душещипательной?... Всё это в какой-то степени есть, но главная тема - это любовь, вернее столкновение, по воле автора, двух нравственных жизненных установок.
Тут уместно будет процитировать Омара Хайяма, лучше не скажешь:

Глупый человек пытается перевоспитать близких. Умный стремиться их научить. И только мудрый совершает почти невозможное - любит их такими, какие они есть.

Достойный рассказ!
С возвращением, Эдна!

Рябцев Валерий   14.09.2020 20:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий!
Пусть это будет сказка о мудрости. :)

Мари Павлова   14.09.2020 22:09   Заявить о нарушении