День работы в райкоме

фото площади Калинина прошлого века из интернета

«Я житель Сибири, когда-то такой далёкой от меня стороны, ставшей теперь родной и близкой.
Сибирь!  Я узнала твоих людей. Я узнала твои морозы. Я полюбила тебя.
Может быть, ещё не в полную силу, может быть, ещё с некоторой оглядкой, но с надеждой, что не расстанусь с тобой никогда, Сибирь.
Новый год приносит новую жизнь…»
Эти строки Ольга написала в стенгазете Док-4 в декабре 1978 года, здесь она стала работать мастером лесопильного цеха. Но, прежде чем устроиться на эту должность…
А, впрочем, начнём всё по порядку.

СЕКРЕТАРИ

Итак, Ольга оставила родной город Мантурово в Костромской области, где родилась, где прошло детство, юность и три года отработки после техникума.
Новосибирск – большой, красивый шумный город, давно манил её, здесь обосновалась сестра Людмила с семьёй, которая жила в посёлке Садовый, что недалеко от города, и откуда регулярно ходил автобус до ДК «Горького».
«Садовый» - совхоз – крепкое хозяйство, специализирующееся на выращивании сельхозпродукции. Туда был направлен после окончания сельхозинститута на должность механика муж Людмилы – Володя. Как семейному человеку ему предоставили двухкомнатную благоустроенную квартиру в 2-х этажном 4-х квартирном доме, рядом с которым стоял гараж и располагался небольшой участок. Сестра устроилась начальником отдела кадров совхоза. Теперь же она была на последнем месяце беременности вторым ребёнком, и они с Ольгой наслаждались жизнью: проведывали друзей в Садовом, ездили в город «прошвырнуться» по магазинам и просто погулять.

Будущее не слишком волновало Ольгу, она была уверена, что всё получится. Паспортистка - подруга сестры, без проблем поставила в паспорте штамп с пропиской в Садовом.
Володя, (у которого дядька работал замом у Горячева*, а друг – бывший одногруппник по институту, был какой-то шишкой в обкоме партии), занимался Ольгиным трудоустройством. Ольга, как член партии, бывший член райкома комсомола и комсомольский секретарь, была не прочь стать освобождённым комсомольским секретарём. Такая перспектива «светила» ей в Толмачёвском аэропорту.

Настал день, когда она поехала на встречу с секретарём райкома комсомола Новосибирского района.
Настроение было превосходное, погода чудесная, на ней удобное лёгкое платье, короткая стрижка, длиннющий яркий маникюр.
Райкомовский секретарь Ольге понравился. Высокий, красивый, мощный и очень свойский – идеал молодёжного лидера, с таким не почувствуешь никакой зажатости и проявишь себя такой, какая ты есть.
Поговорили о прошлой жизни и работе. Он сразу предупредил: «С должностью секретаря в Толмачёво не получилось. Я на заседании бюро отстаивал твою кандидатуру, но претендентов оказалось несколько, победила… Но без работы мы тебя не оставим».
Ей надо было написать автобиографию и заполнить анкеты. Он предложил авторучку, толстую, с несколькими разноцветными стержнями. Чтоб начать ею писать, надо было крошечный выступ переместить вниз. Вот когда она пожалела, что отрастила такие длиннющие ногти. Мелькнула мысль: «Секретаря что ли попросить(?), но так можно и опозориться…».
Изловчившись, боковой стороной пальца, под неусыпным взглядом секретаря, она всё же справилась, и выпустила писчий стержень из ручки.

Вскоре Ольга поехала на собеседование в Заельцовский райком комсомола, что находился на площади Калинина.
Секретарь этого райкома, худой, напряжённый, был полной противоположностью предыдущего секретаря, находиться рядом с ним Ольге было дискомфортно.
«В отношении вас, мы получили установку из обкома партии, и, конечно же, мы не можем не взять вас на работу. Сейчас нам требуется специалист в сектор Учёта…»
Руководителем сектора Учёта была некрасивая, худая девушка, «критического» для комсомолки 28-летнего возраста (последний год пребывания в комсомоле), но, к счастью, как показалось Ольге, вполне доброжелательная. Она показала кабинет, ознакомила с обязанностями… На следующий день Ольге предстояло приступить к работе.

Домой Ольга ехала без радости: ни руководитель, ни её рабочий кабинет, ни предстоящие обязанности не внушали ей оптимизма.
На одной из остановок автобуса, она грустно взглянула в окно и увидела зелёный щит, на котором перечислялись нужные ДОКу профессии. Глаза выхватили строчку – мастер лесопильного цеха.
Настроение Ольги сразу улучшилось.

*Горячев Федор Степанович – первый секретарь Новосибирского обкома КПСС с 1959 по декабрь 1978 года. Член ЦК КПСС с 1952 по 1981 год, депутат Верховного Совета СССР и РСФСР, герой Социалистического Труда. В его бытность в Новосибирске созданы научные центры, начато массовое строительство жилья, строительство метро, построен 2-ой мост через Обь.

РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Мучение Ольги началось с утра. Заполнять комсомольские билеты и учётные карточки в райкоме комсомола разрешалось только чернилами и деревянной перьевой ручкой, к тому же той, которой учатся писать с нажимом в первом классе. Ни пером «с холмиком», которым писали ученики средних классов, а уж тем более шариковой ручкой, которой уже все давно пользовались, ни в коем случае заполнять комсомольские документы не разрешалось. Народу перед кабинетом собралось тьма-тьмущая, люди всё шли и шли. До обеда Ольга не просто не могла подняться со стула, но даже голову повернуть лишний раз было некогда.
В обед она с руководительницей пошла в столовую, к ним присоединился светлый, крепкий парень с вьющимися волосами. Ольга заметила, что он несколько раз заглядывал в кабинет, когда она работала. Парня звали Стёпа, и он заведовал спортивным сектором. Стёпа был весел и разговорчив, и оказался единственным, кто скрасил Ольге первый рабочий день.
После работы, он проводил её до остановки.

P.S.
Ольга встретится со Стёпой через 10 лет, когда будет заведовать общежитием в Кольцово.
 Он зайдёт в кабинет вместе с представительным мужчиной, который предоставит документ полковника «известной» службы.
Ольга сразу узнает Стёпу, а вот он её не вспомнит. Её вниманием завладеет представитель из органов, т.б. Стёпа окажется лицом пострадавшим от действий гражданки Кузнецовой, которая, по их сводкам, проживала в общежитии. Ольга даст характеристику Кузнецовой. И хоть внешние данные совпадали, она была уверена, что им надо искать другого человека. Ольга позвонила на работу Кузнецовой, и та вскоре явилась.
Неблизкий вояж из города столь представительных людей оказался напрасным.
Расставание с полковником было дружественным, Ольге понравилось, что этот человек обладал редким даром – ловить мысли на лету.
И, выходя из кабинета, именно полковник поймал разочарованный Ольгин взгляд в сторону Стёпы – «Не орёл ты, братец! – Не орёл!»

НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ

На следующий день Ольга, не заходя в свой кабинет и не снимая плащ, прямым ходом направилась к секретарю райкома.
-Пожалуйста, верните мои документы, мне не нравится работа и трудиться здесь я не буду, - проговорила она с порога.
Секретарь оживился, он уже не был таким, каким она видела его два предыдущие дня. Его лицо просветлело, стало приветливым, и он превратился в располагающего к себе, дружелюбного человека.
-Вот это вы правильно поступаете. Если не нравится работа, лучше сразу уйти, и не мучиться, не копить в себе недовольство. Одобряю ваш поступок.
Он вызвал руководителя сектора Учёта.
-Ольга Витальевна решила у нас не работать.
Руководительница вытаращила глаза:
-А кто же? А как же?...
Но секретарь быстро выпроводил её.
«Пока, Стёпа! Счастливо оставаться! – крикнула Ольга, проходя мимо его кабинета.
Стёпа смотрел с недоумением, затем открыл рот, пытаясь что-то сказать.
Но она уже выбежала на улицу и смешалась с толпой прохожих.
На душе Ольги было легко и свободно.

НОВОЕ МЕСТО

Выйдя из райкома, она села в автобус и поехала до места, где вчера увидела строчку в объявлении о вакансии мастера лесоцеха.
На нужной остановке, подошла к стенду, прочитала адрес предприятия.
ДОК располагался поблизости.
В здании, где находилась проходная, был и отдел кадров.
Начальник кадров оказался на месте. Он удивился и обрадовался неожиданному визиту готового мастера с дипломом и опытом работы по профессии.
«Вы сами пришли? Не обращались в «Центр занятости»?», - переспрашивал он в очередной раз.
Он повёл её по территории, и сопровождал по лесоцеху.
Ольга оценила огромный масштаб работы данного предприятия и лесоцеха. Ей был по душе шум и грохот пилорам, транспортёров, дробилок.
Перед лесоцехом, со стороны большого сортировочного стола с цепным транспортером, располагалась площадка с двумя грузоподъёмными кранами для выемки пиломатериала из карманов и дальнейшей его транспортировки.
По другую сторону лесоцеха был бассейн, в который краном сбрасывались брёвна, то и дело под кран подъезжали Камазы с круглым лесом.
Её не смущало, что в лесоцехе и на лесобирже работали в основном солдаты стройбата.
В этот же день Ольга написала заявление, оформила нужные документы и получила направление для заселения в общежитие.
Место, где располагалось общежитие, она знала и любила. Именно там были лучшие магазины, стадион "Сибирь", кинотеатр "Космос", Дворец Культуры «Максима Горького».
Она была счастлива такому обороту событий в её жизни.

УДАР НИЖЕ ПОЯСА ИЛИ НОВАЯ ЖИЗНЬ

То, что Ольга так круто нарушила все планы, стало неожиданностью для сестры, а особенно для её мужа Володи, который хлопотал за неё.
Когда вечером он вернулся с работы, то первым делом сказал: «Ну, Ольга, ты учудила. Сашка Курский (из обкома партии) позвонил и сказал, что твоя родственница нанесла удар ниже пояса. Он был в шоке, когда секретарь райкома сообщил ему, что ты забрала документы и убежала».
Это уже ничего не меняло для Ольги. И вскоре все в семье прониклись её хорошим настроением и предчувствием новой жизни.
13.09.2020

НА УЧЁТ

Устраиваясь на работу, необходимо было встать на партийный учёт в управлении «САС» и райкоме партии.
В секторе партийного Учёта «САС» Ольгу встретила миловидная миниатюрная женщина средних лет. На первый взгляд она понравилась Ольге, но через некоторое время напугала её.
Женщина оказалась настоящая партийная фанатичка. Она «вышла из себя», и стала доказывать, как она предана партии, как много прошла жизненных испытаний во имя партии, а затем она набросилась на «безголовую молодёжь», которая, не имея заслуг, лезет вперёд…
Ольга молчала и не вступала в разговор, чтоб ещё больше не провоцировать «психоз фанатички».
Женщина смякла, вероятно, поняла, что кричит не на ту, и что Ольга приехала в Сибирь не коврижки кушать, а «пахать» на тяжёлом производстве.

Секретарь парткома «САС» Ольге понравился. У него был отцовский взгляд, было понятно, что это честный, порядочный, уставший от жизни человек.
«И куда вы едите!? Куда спешите!? Вот и моя дочь не пожелала с нами жить, уехала…» И такая горечь звучала в его голосе, что Ольга прониклась к нему сочувствием.

А вот знакомство с секретарём райкома партии произошло весело.
Ольга с секретарём сидели друг против друга за большим столом большого кабинета.
Она уловила первую мысль секретаря: «Какая молодая, красивая, и, наверно, любит погулять».
Он начал разговор с улыбочкой и чуть кокетливо. Она приняла его правила игры: улыбалась и даже смеялась над шутками, несмотря на его лошадиную морду.
К концу разговора он прочитал её мысль: «На фиг, ты мне нужен, старый кобелина!».
15.09.2020

От автора

Плохо, когда человеку приписывают слова, которые он не говорил, мысли, которые не думал. Будь это в жизни, будь это в произведении.
Я уже однажды извинялась за героиню в миниатюре «Что лучше?». И вот снова «наступила на те же грабли».
Не секретаря райкома партии «опустил» автор (т.е. я), а «опустил» главную героиню, превратив её в «ушлую», циничную девицу.
Не была она такой, и слов таких - «кобелина, лошадиная морда» в отношении людей – секретаря, или кого-то другого, не употребляла, и в мыслях не имела.
Она верила людям и видела в них лучшие качества.
Да Ольга весело пообщалась с секретарём райкома, и он проявил себя живым весёлым человеком.
Не часто на партийный учёт встают девчонки в 22 года, и гораздо приятнее доброжелательный тон, а не грозный начальственный.

А почему же я написала так, как написала?
Наверно, перевесила популярная сейчас тенденция – всё охаивать, и особенно то, что было связано с партией, и, наверно, неосознанно хотела угодить некоторому своему окружению…
Ну, говорят так в определённых кругах, наверно, и мне захотелось. Вот и увлеклась.

А ещё правильно мне писали умные люди, что прежде, чем выкладывать произведение на всеобщее обозрение, необходимо, чтоб оно «вылежалось».

17.09.20


Рецензии
Пожалуй, далеко не каждый человек сможет работать в таком месте, как партийные и комсомольские органы. Я ведь еще успел застать это дело и помню, что многие знакомые, кого пытались продвигать по этой линии, не выдерживали и тоже уходили в реальное производство.
Хотя, преференции на подобных должностях были неплохими, особенно, если удавалось сделать какую-никакую карьеру. Правда, в таких органах количество "родственников и знакомых" обычно зашкаливало, но все и обычный человек иногда пробивался.

А вообще, главная мысль, как мне кажется, заключается в том, чтобы человек работал, что называется, на своем месте. На той работе, которая по-настоящему нравится и с которой можешь уверенно справляться
.
Так что героиня рассказа, на мой взгляд, поступила абсолютно правильно.

С глубочайшим уважением и самыми добрыми пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   30.03.2021 20:42     Заявить о нарушении
Из устава комсомола запомнила, что "руководящим
принципом организационного строения является демократический централизм, который обозначает
1.Выборность всех руководящих органов снизу доверху...
Так что принцип - свой протолкнет своего - все же проблематично. Даже если и протолкнет, "барахтаться" самому придётся и добиваться, чтоб каждый год на отчетно-выборном собрании за тебя проголосовал коллектив.
А л.г. в тот период, убежав из рк, тоже думала, что поступает правильно.
"На своём месте"- это хорошо, но ещё важнее - окружение, атмосфера, свой- чужой...
Спасибо Вам за отклик.
С уважением,

Галина Шевцова   31.03.2021 05:32   Заявить о нарушении
Да, все хотели руководить.
Один был с сошкой, а остальные ходили с ложкой.
Но люди с этим в конце концов разобрались живут без райкомов.

Владимир Иноземцев   30.01.2022 11:17   Заявить о нарушении
И что - сильно лучше стали жить?
Никого с ложкой не осталось?

Сергей Макаров Юс   30.01.2022 12:43   Заявить о нарушении
Живут по разному. У одного ума хватает делать операцию, а у другого только на то, чтобы улицу подметать.
Вы хотите, чтобы они получал одинаково?
Нет, Сергей. Нужно учиться, набираться опыта.
Халявы больше нет.

Владимир Иноземцев   30.01.2022 16:02   Заявить о нарушении
Вы уверены, что нет?
Что-то мне кажется, что боролись с комсомольскими функционерами за якобы неправедное обладание "Жигулями" и местом на обкомовских дачах, а получили еще большее расслоение, не находите?
Сколько сейчас людей, мягко говоря, сидят по знакомству "на попе" на теплых местах? И все функционеры прошлого от зависти лопаются, глядя на нынешние привилегии...
А уж по поводу уравниловки, полноте, и в СССР люди зарабатывали нормально, именно зарабатывали...
Сейчас о многих людях это слово, пожалуй, сложно применить.

Сергей Макаров Юс   30.01.2022 16:35   Заявить о нарушении
Галя, отличная дискуссия у вас тут развернулась. Поздравляю, вызвали интерес у известных участников Прозы.
В свою очередь хочу заметить, что примечание к Вашему тексту весьма незаурядное.
С самыми лучшими пожеланиями и уважением -

Галина Слепова   07.08.2023 02:07   Заявить о нарушении
"получили еще большее расслоение"
Се ля ви. Речь идёт не о должностных привилегиях, а о том, если ты заработал - имеешь право заработанное потратить.
Кто вам мешает?
Помните Сергея Галицкого? У него хватило ума организовать сеть Магнит. Сейчас там работает 200 000 человек. Придумайте что-нибудь такое. Или Тиньков, не имея больших денег, организовал один из самых успешных банков.
Кстати, помните были мешочники? Магнит и сети их разорили, потому что в сетях дешевле.
А без людей, что работают головой, не будет прогресса.

"Сколько сейчас людей, мягко говоря, сидят по знакомству "на попе" на теплых местах?"
??? Глупости. Бизнес очень тяжелая сфера. Там постоянно разоряются и не имея головы, в бизнесе не удержишься.
Вы хоть смотрите рекламу? Это разные предприниматели душат конкурентов - ценами, качеством. А кто из них выплывет????

"в СССР люди зарабатывали нормально, именно зарабатывали..."
Потому и СС нет. Нужно не просто работать, а чтобы неэффективное разорялось, а на его месте вырастало новое. А конкуренция только при частной собственности.

Слышали про беспилотник Ланцет? Это частники раскрутились, выкупили у разорившейся торговой сети площади и поставляют для армии.
А государство за всем не может успеть.
А в СССР такие завистливые, как вы, всё новое гробили. Вам хотелось получать столько же.

Владимир Иноземцев   07.08.2023 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.