Поездка в Каменец-Подольский

Поездка в Каменец-Подольский

В конце 70-х - начале 80-х годов я довольно часто выезжал в командировки на завод трансформаторных подстанций, находившийся в украинском городе Хмельницкий, для того, чтобы согласовывать условия применения продукции этого завода в проектах промышленных предприятий, разрабатываемых нашим проектным институтом. Не могу сказать, что такие поездки доставляли мне большое удовольствие, так как каждый раз, приезжая по понедельникам в этот город, мне приходилось прикладывать немыслимые усилия для того, чтобы получить вожделенное место для проживания в гостинице.

Наступил момент, когда это мне в чрезвычайной степени надоело, и я принял, по согласованию с руководством института, вынужденное решение приезжать туда по субботам. Я подумал, что потеря двух дней не приведет наш институт к финансовому краху, зато при этом будет почти стопроцентно гарантировано получение места в гостинице без особых проблем. Дело в том, что все люди, приезжавшие на этот завод, до конца недели успевали выполнить поставленные перед ними задачи, и выезжали из гостиницы по пятницам или, в крайних случаях, по субботам. В результате, меня должны были принимать по субботам с распростертыми объятиями, так как я приносил бы им доход в убыточные два дня. Оказалось, что мои рассуждения оказались абсолютно верными.

Я немедленно получил гостиничное место и неплохо провел остаток субботнего дня, насыщая свой желудок в хороших кафе, посещая магазины, базар и даже кинотеатр. Но при этом все время не давала покоя мысль: "А что я буду делать весь воскресный день?". Внезапно в мою голову пришло настоящее озарение: "Нужно этот день провести в Каменец-Подольске!". Это была, действительно, счастливая мысль, чрезвычайно сильно связанная с моим детством.

Я с самых ранних лет был настоящим книгочеем. Научившись читать задолго до поступления в школу, я прочитал огромное количество книг. Среди моих любимых писателей в детстве были три человека, носившие одну и ту же фамилию: Беляев. Попробую рассказать об этом чуть подробнее.

Первым я назову писателя, книги которого известны буквально всем. Это Александр Романович Беляев (1884-1942). Он по праву считается основоположником советской фантастики. Его произведения "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Ариэль", "Звезда КЭЦ" и другие издаются до сих пор, по его книгам был создан ряд кинофильмов.

Вторым любимым писателем в моем детстве был Сергей Михайлович Беляев (1883-1953), врач, тоже писавший научно-фантастические повести, из которых я особенно любил "Приключения Сэмюэля Пингля".

И, наконец, третьим я назову Владимира Павловича Беляева (1909-1990), но это совершенно не означает, что я считаю его писателем "третьего сорта". Вовсе нет! Именно его трилогией, включавшей в себя произведения : "Старая крепость", "Дом с привидениями" и "Город у моря", я больше всего зачитывался в детстве. По этим книгам были созданы два фильма : "Старая крепость" (1938) и "Тревожная молодость" (1955). Фактически, эта трилогия была автобиографическим произведением писателя.
А родился он и все свое детство провел в Каменец-Подльске, и Старая крепость тоже находилась именно в Каменец-Подольске. Вот по этой причине я и принял решение поехать в этот город и все там увидеть своими глазами.

Ранним воскресным утром я вышел из гостиницы и отправился на автостанцию, где купил билет и сел в автобус, к которому была прикреплена табличка с названием конечного пункта назначения: "Кам'янець-Подiльскi". Выйдя из автобуса на автовокзале этого города, я был приятно удивлен обилием продаваемой в киосках печатной продукции, посвященной туристическим достопримечательностям данного населенного пункта. Я купил карту города с указанием на ней наиболее значимых туристических объектов, а также немалое количество буклетов с фотографиями различных городских зданий и сооружений.

Внимательно рассмотрев купленную карту, я пометил на ней места, которые я обязательно должен был посетить, и приступил к пешеходному путешествию по этому исторически значимому городу. Я никогда до этого в нем не был, но, в течение всего времени пребывания на его территории, меня не покидало ощущение своего рода "дежа вю", настолько сильны были воспоминания о нем, почерпнутые мной на страницах любимой трилогии, что я сразу узнавал все, что попадалось мне на глаза. Я облазил всю Старую крепость, бродил по улицам Старого города, побывал в районе Подзамче, на берегах реки Смотрич, в общем, постарался не упустить ничего из того, о чем рассказывалось в трилогии. И все время я дышал тем самым воздухом, которым дышали герои этого литературного произведения, и, как пел в одной из песен Леонид Утесов, "... я вдоволь не мог надышаться!". В центре города сохранилось тогда здание дореволюционной гимназии, в которой учились герои книги и сам писатель Владимир Беляев. Смотрел я на это здание с огромным удивлением, так как до этого не предполагал, что и до революции существовало типовое проектирование, так как, незадолго до путешествия в Каменец-Подольский, я побывал в Ярославле, где видел точно такое же здание дореволюционной гимназии.

Одним словом, Судьба дала мне прекрасную возможность вернуться во времена моего детства, за что я ей чрезвычайно благодарен.

В заключение, хочу сказать еще пару слов об одном интересном факте, о котором я узнал от жителей Каменец-Подольского. Дело в том, что на деревьях, растущих в этом городе и в его окрестностях, я увидел бесчисленное множество вороньих гнезд, в которых эти птицы выводили свое потомство. Я до этого никогда не видел вороньих гнезд, так как вороны прилетали в Ташкент только для того, чтобы в нем перезимовать, и никогда не устраивали у нас своих гнезд. Жители этого города сказали мне, что именно их вороны и отправляются осенью в нашу Среднюю Азию.

Борис Пономарев


Рецензии