Джеймс Халлетт. Спасение Господне надежда грешника

СПАСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - НАДЕЖДА ГРЕШНИКА
Джеймс Халлетт (1848)

Душа моя изнемогает о спасении Твоем; но я уповаю на слово Твое. Мои глаза не видят твоего слова, говорящего: "когда же ты утешишь меня?". Ибо я стал подобен сосуду в дыму; и все же не забываю закона Твоего
Пс.119 (118).81-83 KJV

Спасение, во всех его частях, ветвях и причинах, является величайшей из всех вещей. Оно  есть альфа и омега Библии, и оно есть истина. Только Господь является его Автором, как сказано: "спасение от Господа". "Боже, благословение Твое на народе Твоем". И говорит Давид: "Господь - мой свет и мое спасение". И говорит Иона: "Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!" (2.9-10).
Но убедить грешника в его виновности, в грязном, разоренном, беспомощном и жалком состоянии через грехопадение Адама, и в его нужде в спасении, которое всецело от благодати через искупление во Христе Иисусе Господе нашем - это дело Бога Духа Святого, и только Его.  И каждый избранный сосуд милосердия будет убежден в этом. Это от вечно благословенного Духа, и дается Им в свое время не только в разум, но и в сердце. Сердцем он считает себя виновным грешником; ибо он чувствует вину и бремя греха на его совести - и это невыносимый груз, слишком тяжелый, чтобы он его вынес. Он считает себя подлым грешником, потому что он находит и чувствует, что когда он делает добро, зло присутствует с ним, и как исполнить то, что хорошо, он не находит. Поэтому, что бы он ни хотел делать хорошего, он этого не делает, но и зло, которого он делать не хочет, он к своему огорчению делает. Он соглашается с законом, что он хорош, но чувствует себя "плотским, проданным греху"; и грех, взяв повод заповеди, творит в нем всякого рода похоти; и он может с чувством сказать: "во мне, то есть в моей плоти, не живет ничего доброго", но всякое зло. Все эти вещи - это несчастье, которому он подвергается изо дня в день. Он убеждается в своей полной беспомощности, потому что он находит, что не может сделать ничего хорошего. Он бы соблюдал закон, и стремится к этому, но чувствует, что его плотский ум враждует против Бога и не подчиняется закону, и он не может со всеми своими стремлениями подчинить его себе.  Глупые и тщеславные мысли овладевают его умом, который в глазах закона греховен, и за который он чувствует себя осужденным, как законом, так и собственной совестью; и все же он не в силах привести его в подчинение и послушание Христу. Он чувствует, что его сердце обманчиво и крайне испорчено, это злое сердце, полное неверия, которое постоянно отходит от Господа. Это похоть, зависть, ропот, жалость к себе, недовольство, хульные мысли о Боге, мятежи   которые порождают отчаяние, пока он не становится похожим на дикого быка в сети, полного ярости и упреков Божьих. Господь поражает его, но он либо сопротивляется, либо становится угрюмым под жезлом. Господь упрекает его, но он идет путями своего сердца. Закон осуждает его за это. Гнев и вражда, как против Бога, так и против закона, действуют в его сердце, хотя и знает, что оно мятежно и является сухой землей, и что ему трудно "переть против рожна". Гнев Божий против него - это стрелы Божьи в его нечистой совести; ужасы Бога ополчаются против него, и правосудие Божие преследует его и заставляет дрожать. "О, если бы у меня были крылья голубя, - вопиет его сердце, - я бы улетел в покой!". "Бедный я человек, кто избавит меня от этого тела смерти!".
Грешник, таким образом наказанный и наученный Господом в его сердце праведному и святому закону, будет ценить то спасение, которое всецело принадлежит благодати,  ибо только это подходит для его случая. Если бы спасение было получено любым другим способом или на любых других условиях, у него не было бы  ни малейшего основания надеяться на получение этого благословения.
Первое, что я замечу в тексте, это то, что "спасение от Господа".
Во-вторых, скажу о слабости души Давида и причине его смерти.
В-третьих, упомяну основание его надежды, которое есть слово Божие.
В-четвертых, скажу о том, что его глаза не находят этого слова.
И в-пятых, его исповедание: "Я стал подобен сосуду в дыму; и все же не забываю закона Твоего".
I. Ангел сказал Марии о Ребенке, Который должен был родиться от нее, что "наречется Ему имя Иисус, ибо Он спасет Свой народ от его грехов". Не только спасти от смерти, которая есть возмездие за грех, но от самого греха. Апостол намекает на этот аспект спасения, когда говорит: "благодать Бога,  Который дает спасение, явилась всем людям, научая нас тому, чтобы мы, отвергнув  нечестие и мирские похоти, жили трезво, праведно и благочестиво в этом злом мире" (KJV). И Евангелие (которое подразумевается благодатью Божьей в этом отрывке) учит, как в писаном, так и в проповедуемом слове, тому, что Святой Дух учит в сердце каждого избранного грешника, призванного благодатью. Он рожден от Бога, следовательно, "не грешит", то есть он не может жить в любви ко греху и практике его; ибо Слово Божье запрещает это, и спасительная благодать Божья в его сердце препятствует этому. Ибо всякий рожденный от Бога имеет страх Божий в сердце своем и перед его глазами; и этот страх, как сказано, есть источник жизни, чтобы уйти из сетей смерти. Следовательно, "путь жизни для мудрого, чтобы он мог уйти от ада". Но это не то спасение в тексте, ради которого Давид был готов упасть  в обморок; и поэтому я перейду к другой ветви спасения.
Давиду. говорит: "Бедняк воззвал к Господу, и Господь услышал его и спас его от всех страхов". Друзья мои, многие из вас пережили страхи, а также страдания детей Божьих. Вы вынуждены верить и признавать, что в вас произошли перемены, ибо прежде вы были слепы, а теперь видите. Но у вас есть много опасений, что это не работа Бога, а искра вашей собственной растопки; и вы уверены, что если она окажется таковой, то вы несомненно "ляжете в печали". У разумного грешника есть много страха, что Господь, которого он ищет, никогда не явится к спасению его души; и именно к таким сомневающимся, боящимся, трепещущим детям Господь обращается устами пророка, говоря: "укрепите слабые руки и утвердите слабые колени". У них есть "руки", но они слишком слабы, чтобы ухватиться за Господа или Его драгоценное слово обетования. У них есть "колени", но они слишком слабы для того, чтобы ходить верою, а не видением, и чтобы дать им возможность твердо стоять в вере в Господа и в силе Его мощи. И Господь не только повелевает пророку  "укрепить слабые руки и утвердить немощных", но сказать тем, у кого боязливое сердце: не бойтесь, ибо вот ваш Бог (отметь это, бедный, дрожащий, сомневающийся грешник, это твой Бог - несмотря на твои многочисленные опасения по этому поводу, - Он придет с отмщением и воздаянием, но Он придет спасти тебя!
Есть страх, в котором мучение; это рабский страх перед Всевышним. Этот страх сопровождает осуждение за грех, и берет свое начало в сознании нашей вины и во взгляде на Бога в его грозном величии, как на Бога, мстящего за грех, Бога, Который не очистит виновных. Давид испытал это и говорит о боязни и страхе: "дрожь овладела мною, и ужас охватил меня". Есть опасение, что такого рода заблуждение может сбить людей с пути и смутить ум бедного разумного ищущего грешника. Существуют также опасения падения от силы врага, опасения быть оставленным для служения греху в его похоти; и возвратиться к служению убогим стихиям мира. Нечестивый ум отдан всем страхам бытия; он обманут сам и обманывается о других, даже о думающих о нем благосклонно. Но есть страх, что ты изгнан и отсечен, как бесплодная ветвь; что милость Господня  исчезла навеки; что Он в гневе закрыл от нас Свое нежное сострадание, и что нет для вас ни надежды, ни помощи от Господа. Это - некоторые из многих страхов детей Божьих. Но когда Господь обращается к сердцу бедного грешника, говоря: "Не бойся, ибо Я с тобою (помни это! - Я с тобой! - в настоящее время); не смущайся, ибо Я твой Бог; Я помогу тебе; Я укреплю тебя; да, Я поддержу тебя десницей праведности Моей" - когда Господь говорит так, душа восклицает: довольно, Господи; уповаю и не боюсь; ибо "Господь - моя сила и песнь; Он стал моим спасением".."Господь есть Свет мой и спасение Мое; чего мне бояться? Господь есть сила сердца моего; кого мне страшиться?
Еще одна часть спасения - это избавление от приговора за нарушенный закон, приговора, который записан в совести каждого, кто научен от Отца праведности Его святого закона. Этот закон творит гнев, и Павел называет это рабством, ибо иго закона становится непосильным потому, что он нагружает все иго наших грехов нам на шею. Когда это происходит, мы знаем из болезненного опыта, что это такое - быть заключенным под законом и под его проклятием; и все наши стремления, борьба и стремление в будущем выйти на свободу бесполезны, ибо мы заперты и не можем выйти, пока Господь не скажет: "освободите его и отпустите". Под этим ярмом душа кричит днем и ночью: "Избавь меня! Выведи из темницы, чтобы я мог прославить имя Твое!".  Но когда наше сердце в таком состоянии, и силой Святого Духа мы верим в праведность, мы получаем приговор оправдания к вечной жизни в нашей совести, а затем устами исповедуем спасение. Это опыт перехода от смерти к жизни, после которого мы никогда больше не придем к осуждению. Слова Спасителя, исполняющиеся ныне, таковы: "вы познаете истину, и истина сделает вас свободными. И если Сын освободит вас, то истинно свободны будете". Душа утешается содержанием этих слов: "Сын, будь бодр, грехи твои прощены тебе". И теперь его скорбь обратилась в радость, его вретище было снято, тело смерти было сожжено, и душа препоясана радостью; настал день, когда он может и хочет сказать: "О Боже, я восхвалю Тебя, ибо Ты гневался на меня, но гнев Твой отвратился, и ты утешаешь меня". Вот чего касается эта ветвь спасения.
Во-вторых, Христос является Божьим "спасением". Я храню Его,  - говорит Господь, - и даю Его в завете людям Господа, чтобы Он был их спасением до краев земли. Он - спасение, которое Господь возложил на Сион;  и Он Спаситель. Он единственная надежда Израиля и его спасение во времена погибели, ибо "нет другого имени, данного людям, которым мы можем быть спасены", только имя Иисуса Христа. И это благословенная весть, что Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы спасти грешников, да, самого худшего из грешников. Он пришел найти и спасти тех, кто был потерян, и способен спасти до конца тех, что приходят к Богу через Него. И Он не только может, но и хочет; "ибо Господь, Бог твой посреди тебя могуществен, Он спасет". Да, Он исполнит желание всех боящихся Его, и Он услышит вопль их и спасет их.
И хотя Он всегда был Сыном, все же Он научился послушанию через то, что Он претерпел, и будучи совершенным, Он стал Автором спасения для всех, кто повинуется Ему. Да, Господь пришел в мир к бедным и нуждающимся, и спасает души обездоленных. Это хорошая новость и радостная весть для таковых; но они должны иметь доказательство и опыт этих вещей в своих душах, прежде чем они смогут радоваться в них ; и я уверен, что каждая душа, вкусившая хотя бы в малейшей мере, что Господь милостив, не может успокоиться, пока Господь не обратит к ней свет Своего лица.. И если душа насладилась сладостью Господней, Его милостивым присутствием, и Господь удаляется от этой души, она будет жаждать Господа, как жаждущая земля. Давид многое знал об этом, пережив это на собственном опыте, поэтому вы слышите, как он говорит: "О Боже, Ты - мой Бог; рано я буду искать Тебя, моя душа жаждет Тебя... И, как олень жаждет воды ручья, так душа моя жаждет Тебя, Боже". И еще: "жаждет душа моя Бога, Бога живого; когда же я приду и явлюсь перед Ним?". Здесь нет недостатка в доверии, но Давид не удовлетворен осознанием своего интереса ко Христу как Богу спасения; он жаждет познавать Его лично и быть в присутствии своего Бога и Спасителя.
Когда мужчина берет женщину в жены, он одаривает ее всем своим мирским благом и обещает  любить, лелеять и хранить ее до тех пор, пока смерть не разлучит их. Но если женщина имеет сильную привязанность к мужчине, она не будет удовлетворена этим; она должна иметь этого человека и его присутствие, и наслаждаться обществом мужа, или у нее будет ноющая пустота в уме, которую ничто рядом не сможет заполнить. Так же мне недостаточно знать, что я принадлежу Господу, ибо если Господь уходит и прячется, и душа моя в это время, если она жива для Него, узнает, что Давид имел в виду, говоря:"Душа моя изнемогает о спасении Твоем, Господи!". Но когда Христос посещает душу Своими знаками любви и целует нас Своими поцелуями, мы говорим вместе с Церковью: "Его любовь лучше, чем вино". Ибо, наслаждаясь Его присутствием, мы ходим в страхе перед Господом, в свете лика Его, и в утешении Божием, и то, что мы получаем от Духа, лишь чуть-чуть не дотягивает до небес на земле. И эта сладчайшая ветвь спасения будет моей полностью и окончательно, когда я буду избавлен от этого злого мира; от тела греха и смерти; уйдут все наши страхи, печали, огорчения, искушения и беды, и мы пойдем домой к нашим отцам и к нашему Богу, чтобы навсегда быть с ними и с Господом, в Чьем присутствии полнота радости и в Чьей деснице утешение навеки. Вот к чему стремился Симеон, когда он сказал: "Господи, теперь отпусти раба Твоего с миром по слову твоему, ибо очи мои видели спасение Твое", и  Павел, когда он сказал: "имея желание расстаться (в СП "разрешиться") и быть с Господом, что гораздо лучше."Ибо мы, находящиеся в этой скинии, стонем, будучи обременены". И пока мы находимся дома в теле, мы отсутствуем у Господа, поэтому лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И когда это произойдет, будет достигнута цель веры - спасение души.
Но более того. Давиду пришлось идти по пути скорби; он не знал, что делать. Ему пришлось столкнуться с искушениями дьявола, гонениями нечестивых людей (которые временами кружили вокруг него, как пчелы, с тьмой, вставшей на его пути, и тьмой в его душе, вместе почти со всеми другими  бедствиями, которые можно назвать; и много раз, по-видимому, был только один шаг между ним и темнотой ; и когда он искал кого-нибудь, кто мог бы сжалиться над ним, рядом не было никого, и он не находил утешителей. и очень часто, по крайней мере, в определенные времена, Господь удалялся от него. Он плакал день и ночь, но ответа не получил. Это было так мучительно, что он рискнул состязаться с Господом следующим образом: "Почему Ты стоишь вдали, Господи? Почему Ты удалился во времена скорбей, когда Твое присутствие более всего необходимо?". Чего же хочет Давид? Чтобы Господь восстал на помощь Ему; чтобы Он укорил противника, дьявола; чтобы рассеялись темные тучи, которые скрыли из его взора Спасителя, чтобы Он устранил всякое препятствие на пути к Себе, чтобы он мог иметь свободный доступ к Богу и Его престолу благодати в любое время, чтобы Господь простер руку Свою против гнева врагов его, и да спасет его десница Господня. Желая обрести эту ветвь спасения, душа Давида много раз изнемогала, так же и души детей Божьих в каждую эпоху Церкви, ибо все они должны идти тем же путем скорби, что и Давид, в меньшей или большей степени, ибо "многими скорбями" должно достаться им Царство. Это значит быть удержанным от падения в скандальные грехи, от смешения в миром, от ожесточения сердца, обольстившегося грехом, от любви к миру сему такой же, как к обществу Господню, от поворота назад в день битвы и от изнеможения в день невзгод. Можно иметь возможность твердо стоять в Господе и в силе Его могущества; терпеть скорби и искушения твердо, как добрые воины Иисуса Христа, иметь возможность сражаться в бою веры и сопротивляться до крови, борясь против греха, и с терпением проходить предстоящее нам поприще, говоря: "все это не волнует меня, и я не считаю свою жизнь дорогой для меня, мне важно лишь, чтобы я мог закончить свой путь с радостью". Все это составляет еще одну ветвь спасения, и души Божьи часто изнемогают на этом пути.
II. Следующее, что мы должны заметить, - это стремление Давида, выраженное в словах текста: "душа моя изнемогает по спасению Твоему, Господи". Здесь подразумеваются две вещи; во-первых, искренняя жажда, неистовое дыхание и страстное желание его души, чтобы Господь явился ему на помощь, как он выражается в 84-м Псалме: "Как милостивы скинии твои, Владыка небесный! Душа моя жаждет, даже изнемогает по дворам Господним. Господи, сердце мое и плоть моя взывают к Богу живому!" (KJV). И, во-вторых, это показывает слабое и немощное состояние его души. Ему предстояло выдержать столько испытаний, встретить столько врагов, что он был сильно обескуражен на этом пути; его душа была сокрушен тяжким трудом, и дух его сломлен чрезмерной печалью, измучен многочисленными искушениями, болезненно избит и покрыт тенью смерти. Его душа таяла из-за неприятностей, под этими тяжелыми и сложными испытаниями; плоть и сердце не выдерживали, и он почувствовал себя человеком, совершенно выбившимся из сил, и он мог со всем чувством сказать вместе с пророком: "Когда я утешаю себя в горе, мое сердце слабеет во мне". Да, друзья мои, бывают  вещи, которые заставят самое мужественное сердце изнемочь, пока не явится Господь! И Он часто откладывает Свой приход до тех пор, пока "отложенная надежда не сделает сердце больным", и тогда душа изнемогает.
Может быть, сегодня вечером у меня здесь есть кое-кто, кто шел к Господу за спасением и ждал (может быть, уже несколько недель, месяцев или даже лет, что Он придет и спасет вас; но вы так же далеки от достижения цели, как и всегда; испытания умножаются, тьма сгущается снаружи и воцаряется в вашем разуме, увеличивая победу врага над вами. В беде вы взываете к Богу, но не получаете ответа; вы ищете Господа, но не можете найти Его. "Господи, я угнетен; возьми на Себя заботу обо мне", - таков вопль вашей души перед Богом; но никакой разумной помощи не приходит. Облака становятся все гуще и темнее, буря сильнее и тревожнее; мысли отчаяния занимают ум и днем и ночью. "Неужели Его милость ушла навсегда? Неужели Он больше не будет благосклонен? Неужели в гневе Он затворил от меня Свое сострадание?". Это суровые и важные вопросы. Если вы когда-либо переживали подобное, вы знаете кое-что из опыта Давида, как он описан в тексте: "душа моя изнемогает о спасении Твоем".
III. Третье, что мы должны заметить в тексте, - это основание надежды Давида."Но я надеюсь на слово Твое". Надежда была якорем в душе Давида, и Слово Божье было его опорой. Надежда от веры, и то и другое от Господа. Если вера сильна, то душа будет преисполнена надежды силою Святого Духа; но если вера слаба, надежда будет вялой ; и когда неверие преобладает, мы говорим вместе с пророком: "моя сила и моя надежда погибли".  Или с Иовом: "О моей надежде - где она?".
Упоминание Господа здесь можно понимать трояко. Во-первых, это воплощенное Слово; согласно этому тексту, "в начале было Слово, и слово было у Бога, и слово было  Богом. И Слово стало плотью, и обитало среди нас; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца, исполненного благодати и истины". Слово, о Котором говорится в этом отрывке - это Личность, и эта Личность - вечный Сын Божий, рожденный от Отца, исполненный благодати и истины, равный  Богу, Отцу и Святому Духу; Он Бог над всеми и благословен во веки веков. И действительно, нет никого другого, к кому виновный грешник мог бы обратиться за помощью и прибежищем, но к Христу Иисусу, ибо Он есть Надежда, поставленная перед ним. И на ком еще может погибший грешник бросить свою надежду на спасение, кроме как на Христе, Который есть надежда его народа и сила сынов Израилевых? Ибо Он - единственный Посредник между Богом и человеком, чтобы примирить их с Ним при их беззаконии; единственный Целитель разрыва, который грех создал между Богом и человеком. Он один является Восстановителем путей и ведет на путь мира; это "путь жизни, который вверху - мудрому, чтобы он мог уйти из ада внизу" (KJV). И куда еще может бедная, потерпевшая кораблекрушение, бросаемая бурей душа бросить якорь, кроме как на Христа, Скалу веков, твердое основание, заложенное в Сионе; то благословенное вечное основание,  которого врата ада не могут одолеть? Ибо нет спасения ни в каком другом имени. Надежда на оправдание основана на Его послушании праведности; только в этом все семя Израилево оправдано, и в Нем Его люди будут славиться, ибо "по послушанию Его многие станут праведными". И где еще может виновный осужденный грешник искать прощения греха и освобождения от того, чтобы спуститься в преисподнюю, если не в Крови Божьего искупления, "в которой, - говорит Апостол, - мы имеем искупление через Его кровь, прощение грехов". В Нем Самом Церковь совершенна; в Нем одном приняты погибшие грешники. Он единственный способ доступа к Отцу; единственный путь, ведущий к Нему, путь в Царство Небесное и единственная дверь надежды в мире, этой долине Ахор. И благословен воистину тот человек, который имеет Бога Иакова своей помощью, и чья надежда на Господа Бога его!
Поэтому Давид говорит: "Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа есть милость и обильное искупление" (KJV). В другом месте Давид говорит: "Почему ты повержена, душа моя? Продолжай надеяться на Бога". И он не только вселил в свою душу надежду на Господа, но говорит в другое время: "Господи, чего я жду? Воистину, моя надежда на тебя. Избавь меня от всех моих прегрешений; не делай меня упреком глупых".  И нам сказано, что "очи Господни на боящихся Его", и у них эта надежда на Его милость; "что Он избавит их души от смерти, и сохранит им жизнь в голоде" - которые являются драгоценными ветвями спасения. О какое благословение и милость иметь такой дар! Надежда через благодать - это живая надежда во Христе; и таковые поощряются радоваться о своем Царе, ибо: "радуйтесь о Господе, все вы, уповающие на него; " и еще, - говорю я, - радуйтесь".
2. Второе, что подразумевается здесь под словом - это Священные Писания истины, которые содержат откровение о разуме и воле Господа для сынов человеческих, Его любви, милосердия, силы, истины и верности Своим избранным, вместе с Его вечной целью, разумом, волей и радостью относительно них; и все, что им необходимо знать и во что должно верить для своего утешения и ободрения, ибо сказано: "Все, что было написано раньше, было написано для нашего научения, чтобы мы через терпение и утешение Писаний могли иметь надежду". В Писании указан путь на небеса, прослежен опыт детей Божьих, проложен путь послушания, раскрывается природа Божьей любви, характеризуются предметы Его избрания, показано всепревосходящее величие Его милости, богатство и изобилие Его благодати. С другой стороны, в нем указаны всякое злое дело и ложный путь, описан ложный опыт, обнаружены характер и природа лицемерия, разоблачена фальшивая религия и проведена существенная разница между теми, кто служит Богу, и кто не служит Ему; все это ясно и полно познается. Священная книга также изобилует приглашениями и описаниями тех, кто приглашен, вместе с чрезвычайно великими и драгоценными обетованиями. В ней изобилие советов, наставлений, предостережений, обличений, исправлений и увещеваний, предназначенных для того, чтобы "Божий человек был приготовлен ко всякому доброму делу", и они позволяют бедному разумному ищущему грешнику бросить якорь надежды. Приглашения в Слове для голодной и жаждущей души побуждают ее к надежде, ибо они описывают ее его чувства, желания и характер, а также выражают стремления других душ. Точно таковы же приглашения для усталого и обремененного грешника; ибо, будучи обременен тяжестью вины за свои грехи, проклятием закона и гневом Божьим, обременен также испытаниями в жизни, мирскими заботами, страданиями от руки Божией, телом греха и смерти; он трудится, чтобы принести мир в свою совесть, спокойствие в разум и покой в душу, и горе его ищет покоя, но ничего не находит. Как подходят тогда ему эти благодатные приглашения! Он смотрит на них снова и снова, размышляет о них в своем сердце и цепляется за них как малое дитя на груди; и когда он получает возможность по вере извлечь хотя бы немного сладости из этого слова, надежда появляется в его душе; и радость и ликование, соразмерные его вере и надежде, будут следствием; ибо "надежда праведных есть радость". Чрезвычайно великие и драгоценные обетования, касающиеся и той жизни, которая есть сейчас, и той, которая будет, образуют постоянный фундамент для надежды, на котором он может закрепиться. Господь обещал это сделать - накормить голодных, напоить жаждущих, дать отдых усталым и утешение для скорбящих. Он обещал одевать нагих, исцелять больных, омывать нечистых и перевязывать сокрушенных сердцем. Он наставляет невежественных, Он защищает кротких на суде, Он учит грешников и ведет их по тому пути, по которому они должны идти. Он обещал быть силой для бедных и нуждающихся в Его помощи; избавлять страждущих и давать им силу по мере их нужды, взращивать их каждый день и защищать днем и ночью, чтобы никто не  причинил им вреда. Он обещал проявить милосердие к виновным, оправдать нечестивых, которые верят в Него, чтобы спасти потерянных и простить несостоятельным должникам все, что с них причитается. Он обещал никогда не оставлять и не покидать их как Своих детей, и не бросать дела Своих рук в их душах, а для этого вложить страх перед Ним в их сердца, чтобы они не ушли от Него. Он ободряет их призывать Его в беде и обещал, что они придут к Нему, и Он готов услышать их молитву и избавить их. Он заявил, что никакое оружие, созданное против Его народа, не будет успешным, что все будет содействовать ко благу Его людей, что праведные будут держаться Его пути и, наконец, станут больше чем победителями во Христе, Который возлюбил их.
Это лишь некоторые из многих вещей, которые Бог обещал; и их свершение зависит от любви, клятвы, силы и верности Того, Кто обещал, а не от чего-то в нас или сделанного в нас. Нет, их исполнение даже не зависит от нашей веры (хотя наше наслаждение ими зависит от нее); ибо, "если мы неверны, Он пребывает верным, ибо Он не может отречься от Самого Себя". Поэтому, будучи "да и аминь во Христе Иисусе", все обетования подтверждены Им с клятвой, чтобы они были верны для всего семени, и это образует самую благословенную основу для надежды. И иногда, когда мы читаем и размышляем  над Священными Писаниями, в душе зарождается надежда; и когда это так, мы можем сказать: "Твои слова были найдены, и я ел их, и слово Твое было для меня радостью и ликованием моей души". И в эти времена мы чтим слово Господа как большее, чем хлеб.  Но, с другой стороны, если наша вера не находится в упражнении, буква истины будет ей сухой грудью. Возможно, у такого человека есть свет, чтобы увидеть путь на небеса, свой путь, обращенный вверх, но нужно, чтобы  чувства его сердца были явлены, а желания его души выражены. Но если Господь словом не обратится к его сердцу, то он не будет говорить с Ним, и не сможет ни надеяться на слово, ни извлекать из него сладость. Следовательно,
3. В-третьих, под "словом" подразумевается слово, произнесенное лично и конкретно к сердцу человека; как говорит Спаситель: "Приведу в пустыню, и буду говорить к ней"; но на полях написано: "Я поговорю с сердцем". Господь сказал Аврааму: не бойся, ибо Я твой щит и твоя чрезвычайно великая награда. И Он заверил его, что Сара родит ему сына, и надежда Авраама была основана на слове, которое Господь сказал ему. Господь повелел Иакову встать, и вернуться в свою родную страну, и обещал быть с ним. Иаков умолял Его, когда он боролся с ангелом, чтобы Он избавил его от страха перед братом своим Исавом; и это ясно показывает, что надежда Иакова была в слове Господнем, сказанном конкретно к нему. И сказал Давид: "помнит слово Твое слуга, на которого Ты заставил меня надеяться". Господь говорит к сердцу; вера верит сказанному слову; и каким бы невероятным оно ни было или каким бы невозможным его достижение ни показалось, душа ожидает его и с удовольствием предвкушает это событие. А  промежуток времени между произнесенным словом и его исполнением. дает начало опыту, о котором говорил Давид в нашем псалме. Это является следующей вещью, которую мы должны рассмотреть.
IV. "Глаза мои не видят слова Твоего, говорящего: когда Ты утешишь меня?" Под словом в этой части текста я подразумеваю то слово, которое обращено лично к нам. Давид имел в виду его свершение. Господь, конечно же, испытывает веру Своих детей, ибо если бы не было ничего, чтобы испытать веру, не было бы и места для терпения, которое должно произвести свою работу. В испытании веры нам нужно терпение, и именно в это время оно упражняется и вводится в действие. Один из способов испытания веры имеет место там, где Господь медлит с ответом на молитву. Это пророк нашел очень мучительным, и он говорит: "доколе я буду плакать, а Ты не будешь слышать? Я вопию, а Ты не спасаешь?". И Давид говорит: "Я плачу днем, а Ты не слышишь; ночью, а Ты молчишь". И пророк испытал то же самое; ибо он говорит : "Когда я плачу и кричу, Он прекращает мою молитву". Тогда душа, которая долго стоит на страже и ожидает, когда Господь ответит на ее молитвы, идет снова и снова к престолу благодати; изливает сердце свое пред Господом, и показывает Ему все свои беды; она плачет, борется, даже докучает Господу; она исповедует свой грех, умоляет о заслугах Спасителя и обетовании Господнем. Но ответа она не получает: сатана и неверие внушают ей, что ее молитвы - это молитвы лицемера; уныние действует в уме, и отчаяние овладевает душой, под ним она тонет, сердце замирает и взор туманится.
Другой путь, которым Господь испытывает веру, заключается в сокрытии Им Самого Себя в трудные времена, как говорит пророк: "воистину, Ты - Бог, Который скрылся от дома Израилева". Ковчег, который был эмблемой присутствия Господа и находился в храме, был в руках врагов в течение двадцати лет; и, как нам сказано, весь дом Израилев плакал пред Господом. И, без сомнения, в тот долгий период надежда почти испустила дух, сердца евреев изнемогали и глаза заливались слезами, пока они ждали Господа. Может быть, кто-то из вас сегодня здесь искал Его в течение длительного времени, и лишь затем был удостоен Его помощи, знаков Его благоволения и намеков на Его любовь, которые ободряли ваши души и поддерживали надежду. Но надежда отложилась, это сделало ваше сердце больным, и вы начинаете говорить: "Где же обетование пришествия Его? Я не увижу Господа в стране живых: ибо мои глаза не могут смотреть вверх. Господи, я угнетен; Возьми на Себя ответственность за меня". Возможно, некоторые из вас несут тяжелый крест, множество испытаний, которые вы едва можете выдержать; тогда несите свои беды к Господу снова и снова, и просите Его избавить вас от них или дать вам сил, чтобы вы могли их выдержать. И вы иногда были побуждаемы возложить свое бремя на Господа и верить, что Он придет к вам на помощь, и это порождало надежду в вашей душе. Но вместо этого ваши скорби росли, и вы входили в опыт, подобный опыту Израиля в Египте, когда к нему был послан Моисей с радостной вестью, что Бог отцов придет, чтобы освободить народ из этого дома рабства, и что Моисей был послан для этой цели. Евреи поверили его словам, и в них зародилась живая надежда на скорое избавление. Но все было наоборот, ибо фараон сделал ярмо еще тяжелее, и прибавил горе к их горю, увеличив их труд, и установив для них невыполнимые задачи. Следовательно, когда Моисей обратился к ним во второй раз и заверил их, что Господь избавит их, несмотря на их нынешнее рабство, они не верили его слову, ибо их жестоко притесняли и досаждали им. Как часто у бедного плененного грешника возрождается надежда, и его ожидание освобождения поднимается под  словом проповеди, или еще каким-то драгоценным словом, падающим в его душу ! Но на фоне этого его рабство усиливается; тьма остро ощущается и вторгается в его разум; его вера поколеблена ; и его надежда, как ни упражнялась прежде, погибает ; его сердце падает, его дух слабеет, и его душа умирает.
Многое из этого опыта указано в Псалмах, что доказывает, что Давиду часто приходилось идти по этому мучительному пути. Когда его руки опускались, он сказал: "Когда же Ты утешишь меня?". И он рассказывает нам, что " в горле у него пересохло, и глаза отказали, пока он ждал своего Бога. Поэтому он хотел знать, долго ли нечестивые будут торжествовать? Как долго его душа будет жить с печалью в сердце каждый день, и надолго ли оставил его Господь. Но Давид не мог получить никакого ответа на эти вопросы. Для его видения еще не пришло время. Ни Давид, ни мы не можем знать времена, которые Отец милосердия держит в Своей власти. Но это великое благо, что мы можем утешаться тем, что Господь ждет и терпит, будучи милостив.  А когда настанет назначенное время для благосклонности души, видение будет говорить, а не лгать, ибо Господь отомстит за Своих избранных, хотя Он долго терпел с ними. Тогда душа скажет: "Это наш Бог ! Мы Его уже ждали. Он спасет нас; и мы будем рады Его спасению!".
V. Последнее, что мы должны заметить, это признание Давида: "я  становлюсь как сосуд в дыму". Это своеобразная метафора, чтобы изложить состояние своей души, и единственное место, где, насколько я знаю, она используется. На Востоке сосуды часто обивали кожей, и, как мы можем заключить из текста, они  по крайней мере, иногда оказывались черными и закопченными. Но и невеста в Песни Песней признается: "Я черна, но красива". Глаза Давида ослабели в ожидании Господа , но он ясно видел, что он был сам по себе виновным, мерзким, грязным черным грешником. Он тоже почувствовал всю меру своей сухости, безжизненности, мертвости ума и негодности для дел и путей Божиих, и душа его почти иссохла от страха. Его преследовали огненные стрелы искушения, жгло палящее солнце гонений, и его душа тосковала по Богу, как жаждущая земля. Но хотя его сосуд почернел, он не потерял своего вина. Это значит, что какими бы ни были состояние, чувства и переживания моей души, все это не влияет на благодать Божью в ней.. Нет, это молодое вино сохранилось в своей природной чистоте.
Из заключительной части нашего текста видно, что Давид на этом трудном пути держался в страхе Господнем, ибо он говорит: "еще не забываю ли я уставов Твоих?". Он был строгим наблюдателем за тем, что Бог повелел своему народу, несмотря на многочисленные испытания на пути. Он часто посещал престол благодати ; он был найден в святилище; и Бог был с теми, кто призывал имя Божие и поклонялся Ему в духе и истине. Божье слово было его правилом веры и практики в мире, в церкви, и в семье. О слове Его он размышлял день и ночь; и когда  он не знал, что делать, оказалось, что это свет на его пути и лампа у его ног.  И он был способен управить свой путь в соответствии со словом Господним.
Но я должен заканчивать. Пусть Господь благословит то, что было сказано, насколько это соответствует Его воле. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии