Оспа. Охота на слова

Во время многочисленных велопрогулок я не раз касался происхождения слова ОСПА. Заглянуть некуда, под руками ни словарей, ни справочников, можешь надеяться только на ресурсы собственной памяти, а они подсказывали, что слово сложное, первый слог ОС можно сопоставить с чем-то острым. Это и ОСтрога, ОСтрог, ОСтожье, ОСа. Вспомнил, как осы жалят. А ещё я  вспомнил, как мне ставили прививку от оспы. Из трёх надрезов на правой руке воспалились только две. Рука была забинтована, но я чувствовал уколы откуда-то изнутри. Тогда моя сестра училась вышивать, у неё была коса из разноцветных ниток, даже две косы, одна из мулине, шелковистых ниток, вторая из «бумаги», хотя на бумагу совсем не похожа. Она вдергивала нитку в иглу, натягивала кусок белой тряпки на деревянные пяльца и пыталась снизу проткнуть ткань острой иголкой. Мне казалось, что ткани больно. Вот такие же уколы откуда-то изнутри я получал в руку. Потом под бинтом образовалась короста и был нестерпимый зуд, хотелось поскорее содрать эти корочки и бросить в очаг, прямо в пламя, чтобы сгорели они. Мне наказали, чтобы короста не осталась ни в постели, ни на полу. Она должна сгореть.

Второй слог в слове ОСПА – ПА. Его мы встречаем в словах память, падчерица, пасынок, паужин, паводь, павозок, паголенки (мать говорила паголёшки, она их превращала в носки, довязывая на иголках то, что сносилось), пагроза. Слог этот ПА указывает не на сам предмет, а только на подобие чего-то.  Не сама гроза, а небольшое подобие грозы, когда гром прогремел, а дождя нет. Не сам ужин, а небольшой перекус на ходу. В годы моего детства таких слов с ПА было очень  много, а потом промежуточных понятий не стало. И только словарь Владимира Даля доносит паголоски, да падымь от протопившихся с утра печек. Но слова паголоски у Даля уже нет

После одной из велопрогулок я заглянул, наконец-то,  в словарь Владимира Даля. Паголоска нет, слово сохранилось в моём сознании с детства и я вдруг отчётливо понял, что в прошлом наш язык был намного ярче, богаче, точнее…

ОСПА, воспа ж. сыпная повальная болезнь на людей и на животных, напр. на овец, кои мрут от нее поголовно. На людях, оспа бывает: природная, прививная (коровья), и ветряная или ветрянка. Оспа ходит по ночам, с совиными очами, с железным клювом, Оспина, оспинка, одна оспенная болячка, прыщ или волдырь. || Рябинка, щедринка от оспы. Оспица, воспица, оспа. Проститься с оспицей, суеверный обычай в олон. губ.: заболевшего приносят к, другому, наперед его заболевшему, коему тот, за тремя поклонами, говорит: Прости меня, Оспица, проста, Афанасьевна, чем я перед тобою согрубила, чем провинилась! || Оспицей зовут и оспопрививателя. Чу, оспица приехал! Оспопрививатель м. оспопрививательница ж. оспичник, прививающий коровью, спасительную оспу, перенося гной ее в царапину на плече. Оспопрививанье ср. действие это; оспопривательный, оспопрививный, к сему относящийся. Толковый словарь живого великорусского языка

Оказывается, мои рассуждения об оспе, скорее всего не верны. Всё проще. Оспа – там,  где сыпь, где болячки, коросты рассыпаны по телу. То есть первая буква О – вокруг, везде, а СП (сьпь) – сыпь.

Интерес к этому слову ОСПА вызван тем, что в глобальном информационном пространстве время от времени стали появляться сообщения о заболеваниях оспы. Зная, что это такое и какие беды она может принести, начинаешь искать подтверждения в других источниках. Оказывается,  новость фейковая, лживая. Время такое, что никому доверять нельзя, многие тебя пытаются обмануть, облапошить, перехитрить или объегорить, как в той лесной школе, где учат лисят обмановедению и хитрологии, и где за обман учителя хвалят («Рыжий, честный, влюблённый», 1984, детский музыкальный фильм, снятый по сценарию Георгия Полонского).

Что такое оспа?

Оспа - это заболевание, вызванное поксвирусом, которое передается от человека к человеку, что вызывает высокую температуру, характерную сыпь и может убить около одной трети зараженных. Оспа (также называемая variola) является единственной болезнью, которая полностью уничтожена во всем мире.
Оспа потенциально является одним из самых разрушительных биологических видов оружия, когда-либо задуманных.
В области общественного здравоохранения считают, что с 26 октября 1977 года не произошло ни одного документально зафиксированного естественного случая этой высокоинфекционной смертельной болезни. (Невакцинированный больничный повар в Сомали был последним человеком, естественно связанным с оспой.)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально объявила о ликвидации оспы в 1980 году.

В то время все оставшиеся собранные запасы вируса оспы должны быть уничтожены или секвестрированы в двух лабораториях, один в Соединенных Штатах - Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) в Атланте, штат Джорджия, другой в России  - Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии в Кольцове.

На протяжении веков оспа влияла на политические и социальные программы. Следы инфекции оспы были обнаружены у египетских мумий. Эпидемии оспы преследовали Европу и Азию до 1796 года, когда Эдвард Дженнер протестировал свою теорию защиты от болезней. Он сделал это, прививая молодому мальчику материал, полученный от доярки, которая была заражена более мягким вирусом оспы. Успех этого эксперимента привел к разработке вакцины (от vacca, латинского слова для коровы). Впоследствии заболеваемость оспы в Европе неуклонно снижалась.

В Северной и Южной Америке оспы прежде не было, её привезли сюда непреднамеренно европейские переселенцы, а когда из-за оспы сократилось   коренное население, у некоторых оккупантов возник соблазн использовать оспу в качестве биологического оружия. Широко распространено мнение, что британские силы в Форт-Питте (позже Питтсбург, штат Пенсильвания) целенаправленно снабжали покрытые оспой одеяла и товары для коренных американцев, эпидемии унесли  половину индейского населения. 

Обычная вакцинация населения в Соединенных Штатах прекратилась после 1980 года. Вакцинация военнослужащих была прекращена в 1989 году. По оценкам исследователей, вакцинированные люди сохраняют иммунитет в течение примерно 10 лет, хотя продолжительность никогда не была полностью оценена. Поэтому нынешняя популяция в Соединенных Штатах считается вполне уязвимой к оспе. Почти половина населения США моложе 30 лет и никогда не была вакцинирована.

В детали заболевания, распространения и лечения вникать не буду. Отмечу только некоторые факты из отечественной истории.

В разгар свирепой эпидемии оспы, 12 (23) октября 1768 года, императрица Екатерина Вторая  первой в России сделала себе и наследнику престола, 14-летнему Павлу Петровичу, прививку от страшной болезни. Понятно, что шла на огромный риск. Одержала победу,  стала для подданных примером, как сейчас сказали бы, «ответственного отношения к здоровью».

Эпидемия 1768 года была в России далеко не первой. Болезнь на протяжении веков ходила по континентам кругами и волнами. Умирали от оспы до 40 процентов зараженных, особенно часто маленькие дети (в России - каждый седьмой ребенок). Оспа уносила до миллиона жертв. Не обходила высоких вельмож - в 1730 году от нее умер последний потомок Петра I по мужской линии, 14-летний Петр Второй.

Сама Екатерина Вторая оспой не болела, но очень ее опасалась. Оспу незадолго до свадьбы перенес ее жених, царь Петр Федорович. Он  до конца жизни страдал от изуродованного лица.

Екатерина откровенно признавалась в письме прусскому королю Фридриху Второму:

«С детства меня приучили к ужасу перед оспою, в возрасте более зрелом мне стоило больших усилий уменьшить этот ужас... Весной прошлого года (1768 - Авт.), когда эта болезнь свирепствовала здесь, я бегала из дома в дом... не желая подвергать опасности ни сына, ни себя. Я была так поражена гнусностию подобного положения, что считала слабостию не выйти из него. Мне советовали привить сыну оспу. Я отвечала, что было бы позорно не начать с самой себя и как ввести оспопрививание, не подавши примера? Я стала изучать предмет... Оставаться всю жизнь в действительной опасности с тысячами людей или предпочесть меньшую опасность, очень непродолжительную, и спасти множество народа? Я думала, что, избирая последнее, я избрала самое верное...»

В 1768 году Екатерине Второй  было всего 39 лет.

Метод прививок тогда был один - вариоляция, когда здоровому человеку через разрезы на руке протягивали нитки или ткань, смоченную в содержимом оспенных пузырьков (пустул) больного. Инфекция попадала в кровь, человек заражался. Смертность после вариоляции составляла 2 процента, то есть в 20 раз меньше обычной. Но риск сохранялся, и после гибели нескольких знатных персон прививок стали бояться. Во Франции их и вовсе запретили в 1862 году специальным актом парламента.

Опасались прививок и в России. Как писал историк С.М. Соловьев, «медики вопили против безумной новизны, вопили против нее проповедники с кафедр церковных... Екатерина решила собственным примером уничтожить колебание русской публики».

Трусливой императрица не была никогда, а предусмотрительной - всю жизнь. К выбору доверенного врача подошла серьезно. Самым искусным в прививочном деле в то время считался англичанин Томас Димсдейл (Thomas Dimsdale). На него и пал выбор императрицы.

За несколько месяцев до этого большую экспертно-разведывательную работу провели российские дипломаты и шпионы. В том числе бывший резидент русской разведки в Стокгольме, воспитатель цесаревича Павла граф Никита Панин и русский посланник в Лондоне Алексей Мусин-Пушкин. Миссия была выполнена быстро и деликатно, и летом 1768 года Димсдейл вместе с сыном прибыли в Санкт-Петербург. К тому времени тревога при дворе дошла почти до состояния паники: в конце мая, накануне своей свадьбы, от оспы скончалась молодая графиня Шереметьева, жених которой был наставником юного цесаревича Павла.

Как была сделана прививка высочайшей пациентке и как протекала ее болезнь, Димсдейл рассказывает в своих воспоминаниях подробным языком амбулаторной карты. Четвертое издание его труда «Нынешний способ прививания оспы...» опубликовано в Санкт-Петербурге в 1870 году в русском переводе «порутчика Луки Сичкарева» и хранится сейчас в фондах Государственного исторического музея.

Попрактиковаться на «принудительных добровольцах» не удалось: один тяжело заболел, второй - не среагировал... Екатерина решительно прекратила томительное ожидание, да и рисковать предпочла - сама.

Оспенный материал для нее взяли от заболевшего 6-летнего кадета Саши Маркова. Мать ребенка была в ужасе, отец уговаривал и ободрял ее. Ночью спящего, закутанного в одеяло Сашу привезли в царский дворец, потайным ходом провели в покои Екатерины и «с руки на руку» перенесли зараженную лимфу.

После чего государыня уехала в Царское Село.

Пять или шесть дней она чувствовала себя хорошо и вела обычный образ жизни - приемы, обеды, встречи... О чем тогда молились придворные и визитеры, понять несложно - известие об инфицировании царицы тайной оставалось недолго.

На пятый день Екатерина почувствовала недомогание и сразу уединилась.

Дальнейшая история ее болезни скрупулезно зафиксирована Димсдейлом: жар, озноб, жжение в горле, набухшие подчелюстные железы, появление первых оспин, которые лопаются, темнеют, исчезают. Полоскания смородиновым морсом. Глауберова соль от постоянной головной боли. Тревога. Отсутствие аппетита. Легкая пища. Обильное питье. Снова жар...

И наконец - долгожданное выздоровление, о котором торжественно сообщили народу 29 октября 1768 года.

От оспы был привит и наследник престола (донором стал младший сын придворного аптекаря Брискорна). Болезнь он перенес легко. Выздоровел и отрок Саша Марков - вместе со всем семейством ему впоследствии был пожалован дворянский титул, фамильный герб, солидное денежное содержание и новая фамилия - Оспенный.

От сердца отлегло у всех участников истории, но больше всех, пожалуй, у Димсдейла. Для него по приказу императрицы все эти дни держали наготове почтовую карету - дабы в случае смерти пациентки скрыться из страны от самосуда. Екатерина нравы своих царедворцев знала хорошо. А доктора она одарила по-царски: баронский титул, 500-фунтовая ежегодная пенсия (огромная сумма), звание лейб-медика и чин действительного статского советника.

Синод и Сенат направили императрице приветствия, писанные высоким штилем, она скромно благодарила. 21 ноября 1768 года было объявлено в России днем торжества в честь «великодушного, беспримерного и знаменитого подвига» Екатерины.

В театре спешно поставили балет «Побежденное предрассуждение», для простонародья напечатали сотни лубочных картинок - пропаганда работала на полную мощь.

Метод вариоляции пошел в массы и применяться стал повсеместно...

Вот что удалось отыскать в глобальной сети и частично пересказать, частично воспроизвести дословно.
 


Рецензии