Дни, ушедшие за горизонт

Солнце слепило глаза, и я шла, опустив голову.  Мне шесть лет, я живу в городе Лисаковске со своими родителями. Меня послали в магазин купить бидон молока и буханку хлеба. Осторожно, чтобы не пролить молоко, я дошла до дома и присела на скамейку. Здесь я обычно завтракаю. Я отпила молоко прямо из бидона и откусила хрустящую корочку. Хлеб был теплый и хрустящий. М-м-м, очень вкусно! Теперь можно идти домой, со своим заданием я справилась. Я поднялась на второй этаж.
- Мама, я пришла.
Мама взяла у меня бидон с молоком и хлеб.
- Молодец, иди завтракать.
- Не хочу, я поела.
Папа выглянул в коридор:
- Давай поедим тюрю.
Ела я плохо. Аппетита не было и я изобретала способы, как бы отказаться от еды, а мама изобретала способы, как бы меня накормить. Папа ей помогал. Тюря – это было блюдо, которое папа ел в детстве – молоко с хлебом, покрошенным в тарелку, такой своеобразный молочный суп. От тюри я не отказалась. Я любила молочное, пельмени и блины, остальное я не признавала. Еще одно папино изобретение – хлеб с маслом, посыпанным сахаром. Тоже вкусно.
Я поела и пошла в свою комнату. Самые мои любимые игрушки – книги. А самые любимые книги – сказки Ганса Христиана Андерсена и медицинская энциклопедия. Мама рассказывала, что читать я научилась на кубиках с буквами в четыре года. Сама сложила первое слово и прочла – мама. В шесть лет я читала уже бегло, но все равно просила перед сном почитать маму. Выберу кипу книжек,  принесу их маме и не усну, пока она все не прочитает. Мама засыпала во время чтения, но терпеливо дочитывала все до конца. Еще  были куклы, но в куклы я не любила играть, особенно не любила убирать их вечером в кладовку. Однажды, в выходной день мама говорит:
-Ира, давай рассадим куклы  в кладовке, как в комнате. Они ночью, когда ты заснешь, будут танцевать, у них будет бал.
Мы рассадили куклы, и я очень хотела проснуться ночью, чтобы посмотреть, как танцуют мои куклы. С тех пор я старалась соблюдать порядок у себя в кладовке.
Я часто болела, поэтому в детский сад ходила очень редко. В основном, я была дома одна. Мама утром оставляла мне завтрак и уходила на работу. В обеденный перерыв она приходила, кормила меня обедом и разрешала погулять. Потом я снова оставалась дома, а мама уходила на работу. Иногда она брала меня на работу, я сидела в соседней комнате, чтобы не мешать, и у меня была настоящая печатная машинка.
Завтраки я прятала, чтобы не есть. То в стол, то в холодильник, а один раз я спрятала тарелку моему троюродному брату Николаю Сидоренко, который у нас жил, в чемодан. Никто не заметил, но когда Коля спустя дней десять открыл чемодан, там был шар, образованный плесенью из тарелки с макаронами. Коля смеялся, а мама меня отругала.
Мама сказала:
- Ира, иди погуляй.
Я собралась и пошла на улицу. Во дворе нашего дома у нас была детская площадка – на пригорке настоящая башня с лестницей и большие камни вокруг. И летом, и зимой мы лазили на башню и иногда даже прыгали с нее. Зимой мы катались на санках с пригорка. Мальчишки строили пещеры из снега, когда была снежная зима. Один раз зимой, когда был мороз, я залезла на башню, наверху были железные перила, и мне захотелось их лизнуть. Язык прилип, я отодрала его и побежала домой. Было больно, но я не плакала.
В другой раз, как-то летом, ко мне подошла бродячая собака, и я ее гладила. И вдруг я говорю:
-Собака, можно на тебе покататься?
 Собака укусила меня за руку и убежала. Я, плача, пошла домой. Маме сказали, что надо найти эту собаку и проверить ее на бешенство. Мы ее долго искали. В конце концов, мне надоело ее искать, и я показала маме на домашнюю собаку, сказав, что именно эта собака меня укусила. Мне повезло, потому что мне не делали прививок от бешенства.
В  выходные мы часто ездили на дачу. Дача была недалеко, но нужно было ехать на автобусе. Я ехала и собирала билетики, я любила играть в кондуктора. Погода была хорошей. Наш город был построен в казахстанской степи. Светило солнце, и на небе не было ни облачка. На даче у нас был небольшой дачный домик, рядом стояла железная емкость с водой и лежали кирпичи, откуда я как-то упала и ударилась головой об емкость. Голову мне пришлось зашивать, мама страшно перепугалась, поэтому больше я на кирпичи не лазила.  У меня была собственная грядка, где росли маки. Мама купила мне набор садовода – лопатку, грабли  и пакетик семян. Я весной посеяла маки и ухаживала за ними. Полив маки, я пошла погулять.  Рядом была небольшая речка Тобол. Берега были крутые, и к реке вели ступеньки, выдолбленные в земле. На поверхности реки цвели лилии – белоснежные цветы, которые можно было сорвать вместе с длинным стеблем и сделать бусики. Я сорвала лилию и пошла обратно. На даче я поставила цветок в воду, и попросилась еще погулять. Я пошла вдоль речки по дороге. В начале поселка была чья-то дача, которую я называла «сказочным домиком», и часто ходила на него смотреть. Он был раскрашен яркими, разноцветными красками и действительно выглядел как сказочный.  Однажды я принялась варить из слив варенье. Мне помогли развести огонь, я взяла какое-то металлическое блюдо и положила сливы. Они, конечно, не превратились в варенье, но мне было интересно провести такой эксперимент.
Как-то раз дома мы играли с мамой в «ельчик». Вы не знаете такой игры? Берется куриная килевидная косточка и разламывается двумя играющими. При этом говорится, - «Ельчик!» Потом один играющий что-то дает другому, а другой, когда возьмет это что-то, должен сказать:- «Я помню». Я постоянно проигрывала маме. Один раз я решила выиграть. Я купила мороженое, и, вернувшись домой, сказала маме:
  -Мама, я тебе купила мороженое, возьми.
Мама начала отказываться, говорить, что не любит мороженое. Но я настаивала, и в конце концов, мама взяла, забыв сказать:-« Я помню».
-Ты проиграла! Ельчик! Я загадываю желание!
Что-то я загадала, что уже не помню, но в ельчик мы стали играть реже.
Зимой мама поехала в командировку в Москву и привезла мне настоящие коньки с ботинками. Белоснежные ботинки с фигурными коньками! Сначала я ходила по квартире, обув их. Как-то в выходной день, я решилась пойти покататься на коньках. Дорога около дома была покрыта льдом. Я одела короткую уже шубу, шапку, ботинки с коньками и пошла. Я вышла из дому и встала на дорогу. Бах – я упала, не успев поехать. Только встала, бах – упала снова. Так я, как ванька-встанька, падала и поднималась долго, пока у меня что-то не началось получаться. Я уже могла продвинуться на коньках. Ура! Это была победа!
Новый год! Мой любимый праздник! Елка всегда до потолка, и обязательно новый белоснежный костюм с короной, который мама делала сама из марли. А дома было царство зимы: снежинки, которые мы вырезали из бумаги – их мы клеили на окна, снежинки, которые мы делали из ваты на ниточках, их мы крепили на потолок. А на елке гирлянды из серпантина, разноцветные фонарики, флажки, всевозможные игрушки и серебристый дождик! Бьют куранты, и я как всегда загадываю желание.
-Пойдемте в снежный городок, - сказал папа.
 В Лисаковске  строили снежный городок, и мы в новогоднюю ночь отправились туда. Несколько домиков из снега и большая горка из льда, где катались в основном взрослые. Наверное, днем катались и дети, но я там днем не была, а ночью кататься мне не разрешили. Домики из снега выглядели как настоящие, снег искрился под фонарями. Мороз сохранит их всю зиму, а значит, всю зиму у нас в городе будет сказка.
Семь лет мне исполнилось в ноябре, но в этом году в  школу я не пошла, потому что часто болела, и маме посоветовали в школу меня отдать в следующем году.  Как-то раз ко мне пришла подружка  Катя с первого этажа, и мы все вместе смотрели телевизор. Вдруг Катя мне шепчет:
-Твоя мама беременная.
-Нет, она просто поправилась,-
Отвечаю я, ничего не поняв. Я давно просила у мамы сестричку, и мама действительно ждала ребенка. Но я пока об этом не подозревала.
У Кати родители были геологами, и у нее дома были разные породы камней, я любила их рассматривать. А у нас дома был сувенир – белоснежный коралл. Он был похож на камень кварц, и я часто им любовалась. Также я любила еще один сувенир – стеклянную лисичку. Когда я смотрела сквозь нее, то видела радугу.
 Как-то раз мы гуляли зимой, кто-то вылил розовую краску на снег и снег стал розовым. Я обратила внимание мамы на розовый снег и сказала:
-Мама, смотри, из розового снега получится розовая вода!
-Снег грязный и вода будет грязной. Я тебе сделаю розовую воду.
Когда мы пришли домой, мама растворила несколько кристалликов марганцовки и вода действительно окрасилась в розовый цвет.
В марте приехала бабушка Таня. Бабушка не умела читать и писать, и я ее  очень хотела научить читать. Мы с ней учили буквы, но она не могла их запомнить. Так я и не смогла научить читать бабушку. Зато она научила меня кушать борщ с бутербродом с маслом и малиновым вареньем. Вечером я просила рассказать сказку, и бабушка рассказывала одну-единственную сказку, которую знала, про Ивасика-Телесика.
Маму положили в роддом, и бабушка сказала мне, что родилась сестричка. Мы пошли проведать маму. Мама через окно показала сестричку, завернутую в одеяльце. Я увидела какой-то сверток и не поверила, что это моя сестра. Сестричку назвали Таней. Она родилась в конце марта, когда снег начинает таять и по улицам бегут ручейки. Солнце светит высоко и по ручейкам можно пускать бумажные кораблики и, если повезет уговорить маму, ходить по лужам в резиновых сапогах.
Первое сентября 1976 года. Я пошла в первый класс! Мне купили стол-книжку, чтобы я могла заниматься и много книг. Но я снова болела, мне, наконец-то, поставили диагноз бронхиальной астмы в Алма-ате, и положили в больницу. В больницу мне дали с собой книжку грузинских сказок, куклу и оставили меня на полгода.
 -Ира, расскажи сказку,- просили меня девочки из нашей палаты. И я рассказывала про драконов, принцесс и принцев, выдумывая каждый раз что-то новое.
Книжка моя пропала, а куклу мы решили подарить медсестре Ларисе, у которой был день рождения.
Один раз мы устроили настоящий кукольный театр. Натянули простынь, взяли кукол и устроили спектакль. Какую сказку показывали, уже не помню, но было весело.
Летом меня выписали, и я поехала домой, но дома приступы бронхиальной астмы повторялись, и врачи сказали родителям, что нужно менять климат. Папа с мамой думали куда переезжать, а меня на второй класс определили в семью, родственную медсестре в Алма-ате, где климат мне подходил, и я не болела. Но сначала мы с мамой жили на Медео, в доме отдыха. Медео – это место рядом с Алма-атой в горах. Там есть каток с искусственным льдом, который работает даже летом. Мы жили на Медео несколько дней. На вершинах гор искрился под солнцем снег, не тающий даже летом, такие они высокие. Горная река несла среди гор бурные потоки вод горной реки, чистой и холодной, наверное, из тающих ледников. Однажды мы оставили открытым окно в комнату, в которой жили, и когда пришли, увидели белочку на подоконнике.
-Какая хорошенькая!
Белочка выпрыгнула в окно. За окном росли сосны, и белок было много, но в окно они больше не прыгали.
  Алма-ата в переводе с казахского,  город - отец яблок. И действительно, яблоки в Алма-ате большие, разных сортов, спелые и сочные. Меня определили в школу, во второй класс. Я осталась в этой семье, а мама поехала домой, в Лисаковск. В семье , кроме меня, было двое детей: старший сын Олег, который учился в девятом классе и младшая дочь Лена, которая училась в шестом классе. Их мать, тетя Тамара согласилась оставить меня на учебный год. Как звали мужа ее, отца Олега и Лены, я уже не помню. Так как я привыкла лежать в больницах, я не особенно переживала, что оказалась в чужой семье. Но вначале я спросила у Лены как мне называть тетю Тамару. Потом все-таки решила называть тетей Тамарой. Училась я во втором классе на отлично, так что хлопот со мной не было. На удивление я ни разу не заболела за год.
Как-то раз мы с Леной вечером гуляли возле дома. Шел снег, погода была прекрасной, и мы стали лепить из снега разные фигуры. Я слепила снеговичка, а Лена – снежную королеву. Это была действительно снежная королева на троне, белая и великолепная!
Наступила масленица! Мы все вместе пошли в парк, где праздновали масленицу. Солнце светило ярко, снег блестел и искрился. Блины продавали очень вкусные, звучала музыка, и можно было прокатиться на тройке лошадей!
А весной мы поехали за город, в Алма-атинскую степь. Цвели дикие тюльпаны, и степь, как будто, была покрыта ковром, разноцветным и ярким! Незабываемые впечатления мне оставила Алма-ата!
Приезжал папа, и мы с ним ходили в цирк лилипутов. На всю жизнь я запомнила силу воли этих маленьких людей и песню «Соловьиная роща», которую пел маленький человек.
Когда я закончила второй класс, меня забрала мама. Но в Лисаковск мне нельзя было возвращаться, поэтому мы поехали искать подходящий мне климат. Врачи рекомендовали Подмосковье, и мы приехали во Владимир. Но я там сразу заболела, и маме рассказали про небольшой городок в Полтавской области Комсомольск-на-Днепре. Мама со мной и Таней поехали в этот городок.
Мы поселились в гостинице города Комсомольска. Город располагается на берегу Днепра, рядом сосновые леса. Я чувствовала себя прекрасно, Комсомольск нам очень понравился. Можно было загорать на пляже, гулять в сосновом парке. Чудесный город! Утром мы ходили на пляж, купались в Днепре, загорали на золотистом песке, а после обеда собиралась гроза, и город поливал летний дождь. Дышать было легко, и мы были счастливы. Мама с папой приняли решение переезжать в Комсомольск-на-Днепре. Каникулы заканчивались, и меня отвезли к бабушке Доре в деревню Актабан Курганской области. Папа поехал устраиваться в Комсомольск, а мама с Таней - готовиться к переезду.
У бабушки Доры был дом в деревне. Она жила вместе с моими прадедушкой Романом и прабабушкой Устиньей. Бабушка Устинья лежала уже два года и никого не узнавала. Она могла передвигаться только по комнате и с табуреткой. Ей было за восемьдесят. Дедушка Роман тоже двигался мало, больше лежал на печке, со мной он почти не разговаривал. Я пошла в третий класс в Актабанскую школу. Так как классы были маленькие, то мы занимались вместе со вторым классом у одного учителя.
Осенью мы пошли в лес на экскурсию собирать гербарий. Рядом с деревней есть озеро и лес. Погода была хорошей, солнышко еще пригревало. Деревья стояли покрытые золотыми листьями, особенно березки шелестели желтой листвой. Осины добавляли красных красок в палитру осени. Рассеянный солнечный свет струился как хрустальный между деревьями. Наверное, было много грибов, но мы далеко в лес не углублялись. Мы собирали красивые листья для гербария и потом вернулись в деревню.
В школе я была отличницей. За гербарий я получила пятерку. Больше в лес мы не ходили, начиналась зима.
Кроме бабушки Доры в Актабане у меня еще были родственники – дядя Коля Зайков  и тетя Рая, его жена. Они жили на другом конце деревни и я часто ходила к ним в гости. У них была корова и парное молоко, которое я любила.
-Ира, хочешь подоить корову? – спросила меня тетя Рая. Я с радостью согласилась. Я взяла сосцы коровы  и попыталась выдавить молоко.
-Надо сильнее нажимать,- сказала мне тетя Рая.
-Но ведь корове может быть больно, мне ее жалко.
Так у меня и не получилось выдоить хоть каплю.
Так как у них была корова, то было и сено, лазить по которому было наслаждением. Сено было мягким и душистым, лежать в нем было просто здорово!
В Сибири в октябре уже выпадает первый снег, и  начинаются первые морозы. Мама прислала мне мои коньки. Во дворе у тети Раи и дяди Коли была замерзшая лужа, где я каталась на коньках. Я уже не падала и даже могла проехать на одной ноге.
В домах было тепло, потому что в каждом доме были русские печки, в них  готовили еду и их теплом отапливались дома. У Зайковых я забиралась на теплую печку и читала книжки, которые я брала в библиотеке.
Началась настоящая русская зима! Столько  снега, сколько бывает в Сибири, наверное, не бывает нигде. Сугробы были  по пояс и еще больше. Мы с мальчишками рыли пещеры в снегу, прыгали с крыши бани в сугроб, катались с горки. Санок у меня не было и каталась я  просто так, кувырком.
Однажды в воскресенье я решила прогуляться в лес. Пошла я через озеро. Оно к тому времени уже замерзло и покрылось снегом. Перешла через озеро и углубилась в лес. Снегопада не было, и обратно я решила возвращаться по своим следам. Лес был как сказочный, весь в снегу. Стояла тишина. Солнце светило ярко. Снег переливался под солнцем веселыми искорками. И вдруг я провалилась в сугроб по пояс. Мне быстро удалось выбраться, и я пошла обратно. Так закончилась моя экскурсия в зимний лес.
Приближался Новый год. У нас в школе должен был быть праздник – новогодняя елка. Мама прислала мне костюм снегурочки – как всегда сшитое из марли платье и корону из картона, обтянутую ватой. К короне и к платью мама пришивала бусинки и мишуру. На елке я получила приз – второе место за костюм. Первое место заняла девочка в костюме Золушки. Она была одета как принцесса в короне из бусинок.
Весной меня приняли в пионеры. Я очень волновалась, и какая-то девочка сказала мне ободряющие слова. Мне повязали красный галстук, и я была очень гордой тем, что теперь ношу его. Я не была борцом за коммунистические идеалы, но верила в идеалы добра и справедливости в нашем мире.
 В апреле меня забрала мама, и мы поехали в Комсомольск. Мы поселились в малосемейном доме на первом этаже, и меня определили в школу в третий класс. Учиться оставалось месяц, а потом наступило лето и каникулы.
Рядом с нашим домом был большой сосновый парк с качелями, и мы с девочками часто там гуляли. Я подружилась со своей одноклассницей Леной Барыльской и Людой, которые жили со мной в одном доме. В парке была концертная площадка, где устраивались концерты по праздникам. Я помню, что какой-то молодежный ансамбль выступал на майские праздники. Они пели популярную тогда песню «Малиновка».
В парке была речка, но там почему-то никто не купался. Все ходили на Днепр или на канал, где были пляжи.
Однажды на каникулах Лена мне сказала:
-В магазин на другом конце города привезли жевательную резинку! Пойдем?
Это было событие! Жевательной резинки тогда не было, а тут привезли в виде папирос, дешевую, можно было сходить и купить. На улице собирался дождь, но не пойти было нельзя, иначе ее быстро раскупят. Мы одели вьетнамки – такие резиновые шлепанцы и пошли. Начался сильный дождь, мы промокли и шлепали прямо по лужам. Дождь был теплый, и нашему счастью не было предела, когда мы купили по две папироски и принялись жевать.
Еще в Комсомольске был кинотеатр «Юность» и строился Дворец Культуры. В кинотеатре шли французские комедии про жандармов с Луи де Фюнесом в главной роли. Мы пересмотрели все. Когда шел фильм «Легенда о динозавре» я ходила на него два раза. Было страшно смотреть, и я пряталась за креслами на самых страшных эпизодах. Но фильм мне запомнился.
Наступил август. Как-то раз мы с мамой и Таней пошли в парк .
 -Мама, смотри, грибы!
Это были настоящие грузди! Мы насобирали их очень много. И мама поймала ежика. Мы принесли его домой, напоили молоком и оставили дома. Ежик жил в коробке, а ночью выходил на охоту. Он бродил по дому и громко топал – топ, топ. Мама просыпалась и не могла заснуть. В конце концов, мы выпустили его в парке.
Таню отдали в детский сад. Но в самый первый день она вечером из детского сада ушла искать маму. Маме воспитательница сказала, что Таню забрал папа. А папа вообще ни о чем не догадывался. Перепуганная мама бегала по микрорайону и искала Таню. Она позвонила папе на работу, и я побежала к нему навстречу.
-Папа, Таня пропала, - сказала я, плача.
-Куда она из города денется, город небольшой, - так ответил мне папа.
Таня действительно далеко не ушла. Она дошла до ближайшей песочницы и ее остановила женщина, которая гуляла там с ребенком. Она сказала Тане поиграть здесь, пока  мама ее найдет. Мир не без добрых людей. Плачущая мама нашла Танюшу, играющей в песочнице. Скандал был большим, и воспитательницу уволили, насколько я помню.
Недалеко от нашего дома находилось кафе «Сказка», где можно было поесть мороженое, попить молочный коктейль и заказать любое пирожное и торт. Кафе было, действительно, сказочным, потому что столы и стулья, и стены – все было из дерева. Ходили туда в основном дети. Я была частой посетительницей этого кафе, особенно летом. Мы забегали попить молочный коктейль с каким-нибудь пирожным. Все было очень вкусно. Я втайне от мамы открыла способ вылечиться за один день, когда болит горло. Надо было поесть мороженого, я лечила горло холодом. Я могу сказать, что я успешно вылечивалась.
В общем, городок был чудесным. Теперь я его вспоминаю как город моего детства. Сейчас, наверное, многое изменилось, но меня тянет побывать в Комсомольске, пройти по его улицам, искупаться в Днепре. Говорят, он очень расстроился и дотянулся до села Золотнище, до которого было 3-4 километра. Но все равно Комсомольск остался самым красивым городом в Украине.
Мама отвела меня на хореографию, и меня приняли. Я стала заниматься танцами, о чем теперь вспоминаю с удовольствием. Рядом с хореографическим залом был базарчик, и там старушки продавали петушки на палочке, сделанные из сахара с малиновым сиропом. Я покупала их почти каждый раз, когда шла на хореографию. На танцах я познакомилась с девочкой, которая стала моей подругой в новом доме, где мы через год получили квартиру. Эту девочку звали Света Энс.  Мы оказались в одном подъезде. Она с родителями жила на седьмом этаже, а мы на втором. Наш новый дом прозвали «китайской стеной», потому что он был длинным, конец его закруглялся и он был покрашен в красный цвет.
Я осталась в той же школе,  и так как ходила я теперь из школы домой в другую сторону, у меня появилась еще одна подруга, с которой ходить домой нам было по пути – это одноклассница Оля Сигитова. Она жила с родителями в двухэтажном коттедже с одной семьей соседей с другой стороны дома. У них был возле дома сад и цветники.
Со Светой мы ходили в библиотеку. Она была отличницей и любила читать. Мы набирали по четыре-пять книг на неделю и читали постоянно. Кроме библиотеки, у нас дома было  много книг, которые я читала. Я училась хорошо, но была хорошисткой именно потому, что придя из школы, я читала. Я читала, когда кушала, и когда надо было пойти погулять, когда надо было садиться за уроки и даже на уроках в школе.
Как-то раз я прочитала про производство изделий из стекла. О том, что стекло плавится при высокой температуре и его выдувают стеклодувы. Меня это так поразило, что я захотела стать стеклодувом. Я насобирала осколки стекла на улице и поставила в кастрюле в духовку. Но почему-то стекло не плавилось и мне пришлось отказаться от этой идеи.
В другой раз, я прочитала про поющие горшки и захотела разгадать эту загадку. Из горшка раздавалась музыка, когда в него наливали и выливали воду. В стенке горшка делали специальные музыкальные ходы, и мне очень хотелось посмотреть на такой горшок.
С Олей мы ходили на Днепр купаться и загорать. Со Светой мы чаще ходили на канал. Там тоже можно было купаться и загорать на солнышке на золотом песке. Я научилась плавать, потому что у нас в школе был бассейн, и уроки физкультуры у нас проходили в бассейне. Это было просто здорово, зимой плавать в бассейне, а летом в Днепре. Хоть Днепр и большой, но вода летом прогревается хорошо, и купаться просто замечательно!
Так как я в детстве часто болела, мы с мамой почти каждое лето ездили на море. Обычно мы ездили в Анапу. Но в 1979 году мы поехали всей семьей в Евпаторию, в Крым. Это был один из редких моментов, когда мы отдыхали вместе всей семьей. В 1980 году мы уже без папы поехали в Анапу. Там жили друзья родителей – семья Кузьменко. Купались и загорали, как множество отдыхающих на курортах. Море летом всегда теплое и ласковое. Я обычно привозила коллекцию ракушек и камушек, собранных на побережье. Синий простор моря, горячий золотой песок – все это дарит минуты настоящего блаженства и счастья, которое остается с тобой на всю жизнь. Впечатления от отдыха остались на фотографиях. Все-таки здорово, что моменты можно запечатлеть навсегда, и потом зимними вечерами вспоминать лето, ушедшее за горизонт.
В этом же году я вместе со Светой Энс поехала в пионерский лагерь «Горизонт» под Комсомольском, недалеко от реки Псел. Пионерский лагерь у меня не оставил замечательных впечатлений. Мне было скучно, потому что не было книг. В пионербол я не играла, а больше занятий там не было. Оставил впечатление день Нептуна. Вместе с вожатыми мы обливали друг друга водой.
Псел – небольшая речушка, по ширине она примерно такая же, как Тобол. Она очень теплая и с быстрым течением – таким быстрым, что плыть против течения приходится с трудом, а когда лежишь на воде, тебя сносит по течению вниз. На Псел мы ходили купаться всем отрядом.
Еще раз мы поехали в пионерский лагерь «Горизонт» со Светой в 1981 году. В этот раз мы жили в вагончиках, и так получилось, что всех девочек с моего вагончика забрали раньше, а я осталась. Свету тоже забрали родители, и когда мы пошли в поход, я шла одна. Мы пошли на озера. Озера были чистые, с теплой водой, на одном из них был паром. Мы катались на пароме и купались в озере, вода в нем была чистая и прозрачная. Потом мы вернулись в лагерь. Смена закончилась, и я приехала домой.
Я давно просила у мамы собаку, но мама не соглашалась. И тут у Дружининых, друзей родителей, их собака, Джульетта принесла щенков. Джулька была болонкой белоснежного цвета. И щенки были очаровательные. Я набралась смелости и попросила одного из них, кобелька. Я принесла его домой и  уговорила маму оставить его. Я назвала его Тоби. Тоби был кремового цвета с черными бусинками-глазами.  Он был очень талантливый, потому что подпевал, когда звучала музыка. У нас было игрушечное пианино, и когда я  играла на нем, Тоби садился рядом и подпевал. Или папа по воскресениям доставал гитару и играл на ней, Тоби тут как тут – сядет рядом и подпевает. История окончилась печально. Один раз Тоби убегал, но его нашли и вернули нам. Я ленилась гулять с Тоби, и как-то раз я не погуляла утром и ушла в школу. Когда мама пришла на обед, то обнаружила, что Тоби не выдержал и покакал на дорожке  в коридоре. Мама его наругала и выпустила на улицу, решив, что я буду идти со школы и заберу его. Но когда я шла со школы, Тоби играл на улице с какими-то мальчишками. Я побоялась подойти к ним и решила выйти за ним позже. Но когда я была дома , пришла соседская девочка и сказала, что мальчишки скинули с крыши моего Тоби. Я разрыдалась, а мама вечером сказала, что больше никого из животных дома не будет.
В шестом классе я впервые поехала к бабушке Тане самостоятельно. Мама была против моей поездки, а папа меня поддержал
- Пусть учится самостоятельности, - и отпустил меня одну.
Бабушка Таня жила в Илларионово, Днепропетровской области вместе с семьей папиного брата, дяди Гриши – тетей Тамарой, и детьми, моими двоюродными сестрами – Таей и Аллой.
Добиралась я до Днепропетровска по Днепру, на «Метеоре» - таком пассажирском корабле. Два часа на «Метеоре» до Днепропетровска – незабываемые путешествия. От Днепропетровска я ехала на электричке до Илларионово, и вот - я у бабушки! Конечно, я еще прогуливалась по Днепропетровску, потому что город мне очень нравился. Обычно я ходила в универмаг и «Детский мир» - они располагались рядом и недалеко от вокзала.
 Я очень любила ездить к бабушке в гости. Илларионово – очень красивый поселок – весной и летом все в цвету и рядом балка! На балке можно кататься на велосипеде или просто бродить, вдыхая аромат чабреца и других трав. Летом можно есть шелковицу, которая росла у дяди Вани, моего крестного – я ее очень любила.
  В шестом классе построили Дворец Культуры, и мы переехали из хореографического зала во Дворец Культуры. Я закончила заниматься хореографией, и мне выдали свидетельство. Дальше заниматься современными танцами я не стала.
Света Энс переехала с родителями в Северобайкальск и писала мне оттуда письма. Письма до сих пор сохранились, и я перечитываю их время от времени.
Зимой в школе на уроках физкультуры мы занимались на лыжах – бегали по стадиону. Но не только на физкультуре мы бегали на лыжах. Мама купила нам с Таней лыжи, Тане детские, мне – побольше, и мы по вечерам с мамой ходили на лыжах по микрорайону. А в восресенье мы ходили в парк с лыжами и санками, потому что там была горка!
Что за чудесное время детство! Мне повезло жить в таком чудном городке, где летом и зимой были замечательные занятия для детворы.
Как-то летом родители собрались с одной семьей друзей в Одессу на отдых. На машинах. Папа был за рулем, и мы отправились в путешествие. Мы ехали два дня и ночевать заехали в Умань. Прежде всего посетили знаменитый Софиевский парк в Умани. Я хотела еще раз попасть туда уже потом, когда выросла, но у меня так и не получилось. Парк замечательный. Очень красивый и большой. Мы полдня ходили с экскурсией по парку. Помню фонтан со скульптурой змеи – изо рта у нее вырывался фонтан, грот, стоять в котором было страшно, и остров Любви с беседкой.
На другой день мы отправились в Одессу и к вечеру были на месте. Мы отдыхали в вагончиках под Одессой, на берегу Черного моря. В Одессе мне запомнился планетарий – когда приходишь в зал – видишь все звездное небо над головой.  Потрясающе и очень красиво.
Несколько раз в Комсомольске мы ездили за грибами в леса. В лиственных лесах мы собирали подберезовики, сыроежки, лисички, а в сосновых лесах – маслята. Увлекательное занятие – собирать грибы, как и рыбалка. Увидишь, что листва приподнимается, расчистишь местечко, а там целая семейка грибов – и большие, и маленькие. Мы приносили грибы ведрами. А какие они вкусные жаренные со сметаной!
Иногда мы ездили с папой на рыбалку. Я даже поймала одну рыбку. А когда-то мы  с папиным братом и его семьей отправились  с ночевкой на природу. Мы остановились в лесу около маленькой речушки и поставили палатки.  Развели костер и сварили уху из рыбы, наловленной папой и дядей Гришей.
Мы играли с девчатами в бадминтон и в волейбол и бродили по лесу, пока  наши отцы ловили рыбу.
Однажды в выходной день мы поехали отдыхать на озеро под Комсомольском. Озеро было недалеко, тоже теплое и чистое, как все реки и озера в Полтавской области. На этом озере росли желтые кувшинки. Я плавала на камере от колеса по всему озеру. Замечательные дни моего детства! Жаль, что оно уходит быстро. Когда ты растешь, кажется, что время идет очень медленно, и хочется чтобы  оно бежало скорее. Зато потом, взрослым, ты понимаешь, что детство ушло безвозвратно и уже не вернуть ни дня, ни даже часа.
В седьмом классе я пошла заниматься греблей. Сначала на тренировках мы играли в футбол и регби, и работали на тренажерах. А летом нас стали учить плавать на настоящих байдарках, а мальчишек на каное. Байдарки легкие и очень неустойчивые лодки. Нужно уметь держать равновесие, когда садишься в байдарку. Первое время мы все переворачивались в них, как поплавки. Только сел – бултых – уже в воде. Тренировались мы долго, прежде чем поплыли. Но зато, когда поплыли – это было захватывающе! Мы плавали на канале, он более безопасный, чем Днепр. Это очень здорово плыть на байдарке, когда светит солнце и тебя окружает теплая вода. На середину канала мы старались не заплывать, если перевернешься, то недалеко до берега. Но к осени мы так осмелели, что плавали в канал со стороны Днепра. Обычно мы пешком переносили байдарки к каналу, но когда перестали переворачиваться, мы плавали с базы через Днепр  в канал, где проходили наши тренировки. Зимой мы поехали на соревнования в Полтаву. На греблю мы ходили с Леной Мачулой. На соревнования мы поехали вдвоем. Мы бежали кросс в два километра по зимнему лесу и выжимали вес – штангу в спортзале. Соревнования были два дня. Мы были самыми слабыми в них. Наш тренер говорил, что главное участие и то, что мы посмотрели на соперников. Жили мы в гостинице, и Лена познакомилась с мальчиком Эдиком из Донецкой области. Это были первые влюбленности, они как известно, запоминаются на всю жизнь.
  В Комсомольске на тренировках мы бегали зимой по парку по два-три километра. Я окончательно выздоровела и могла теперь заниматься тем, чем я хочу.
Родители собирались переезжать после того, как я закончу восьмой класс, но не определились еще с местом – то ли в Черкассы, то ли в Крым – в Симферополь. Все зависело от меня, где мне климат более подходит и я отправилась с папой в Черкассы. Но там мне не понравилось – сплошные частные дома. Центр был, но он был маленький. Потом я отправилась к папе в Крым. Папа жил в гостинице, и я добралась без приключений. Хотя приключение уже то, что я сама путешествовала и находила дорогу, правда, папа мне подробно описал, как доехать. Симферополь мне понравился, я прошлась по центру и вернулась обратно. На следующий день я отправилась в Севастополь на электричке. Посетила центр Севастополя и какой-то музей военных кораблей. Севастополь мне тоже понравился, а вечером я вернулась в Симферополь. Родители приняли решение переезжать в Крым, и папа уже там работал, чтобы получить квартиру, и мы бы могли переехать всей семьей.
Папа получил квартиру в мае 1984 года. Симферополь праздновал свое 200-летие. Город отремонтировали, дома покрасили, и центр смотрелся великолепно!  В городе был праздник, а  в Гагаринском парке был потрясающий салют.
В этом же году мы отдыхали с мамой в Мисхоре. Мы жили в вагончике, ходили на море через красивейший парк, а вечером ходили смотреть на танцующий фонтан. Звучала музыка, и фонтан под музыку и окрашенный светом изменял струйки воды, и действительно казалось, что он танцует. Море в Мисхоре очень чистое и теплое. И две недели пролетело незаметно.
Осенью я пошла в девятый класс в Симферополе. Я решила учиться как можно лучше, чтобы хорошо закончить школу, и незаметно стала отличницей. После уроков я, как всегда, читала, а уроки делала до одиннадцати-двенадцати часов ночи. Я подружилась с Наташей Сульдиной, которая стала моей подругой на всю жизнь. Я перечитала с удовольствием всего Толстого, Тургенева, Чехова и влюбилась в русскую классику .  Я и теперь люблю этих писателей, Иван СергеевичТургенев – мой любимый писатель.
Приезжали друзья родителей – семья Горбань, тетя Лиза и дядя Ваня, они приезжали в гости, и мы ездили все вместе в Бахчисарай. Мы посетили ханский дворец, пещерный монастырь и пещерный город Чуфут-Кале. Я прочитала еще в Комсомольске легенды Крыма и рассказывала легенду  про Джаныке. Мы нашли мавзолей и колодец , и я предположила, что эта легенда основана на настоящих событиях в пещерном городе Чуфут-Кале.
Девятый класс я закончила на «отлично», и папа отправил нас на море в пансионат «Луч». В «Луче» небольшие домики, расположенные среди леса, и пляж на берегу моря. Море как всегда чистое и прозрачное, плавать в котором – блаженство.
  Этим же летом я съездила к бабушке Доре в гости. До Челябинска я летела на самолете. Меня встретили родственники. На следующий день я отправилась на поезде до Варгашей, куда переехали Зайковы - дядя Коля и тетя Рая. Я чуть не проехала  эту станцию и проводница срывала стоп-кран, чтобы я вышла. Дом я нашла по плану, который начертила мне мама. Встретила меня тетя Рая, мало изменившаяся за это время. Я переночевала у Зайковых и на следующий день отправилась дальше на поезде до Петухово, а от Петухово автобусом до деревни Актабан. Бабушка Дора была рада меня видеть. Вечером я пошла с подружками на дискотеку. Там был Олег Коробейников, бывший мой одноклассник. Мы потанцевали, и он проводил меня до бабушкиного дома. Через неделю я вернулась домой.
Так незаметно пролетело мое детство, и оставался десятый класс – один год до взрослой жизни. Я еще не решила, куда буду поступать, и будущее мое пока было неопределенным. Наташа Сульдина, моя подруга, мечтала стать врачом и планировала поступать в медицинский институт. Я еще не определилась с поступлением. Мама предлагала стать экономистом, но я не хотела поступать на экономический факультет. У меня еще был год выбрать себе профессию.
В десятом классе я упорно училась. Но и отдыхать мы не забывали. На Новый год мы ходили на дискотеку в Дом Культуры Профсоюзов, там была дискотека для старшеклассников. Конечно, и в школе нам устроили вечер –  маскарад. Я надела костюм гречанки, который сшила мне мама – голубое платье и рушник, перехваченный на плече маминой брошью. Почти все пришли без костюмов, наряженными в костюмы были только несколько человек.
Галина Федоровна Бондаренко, мой классный руководитель, поставила задачу – окончить школу с золотой медалью, и я старалась ее выполнить.
На весенние каникулы, в марте меня наградили поездкой в Москву . Жили мы в Подмосковье, в военном городке Мытищи, в школе. Ездили на экскурсиии в Москву и в Клин. В Клину была усадьба Петра Ильича Чайковского, моего любимого композитора. Я очень люблю балет, и особенно балет Чайковского. Я хотела купить пластинку с записью балета  «Лебединое озеро», но она очень дорого стоила, и мне пришлось отказаться от этой идеи.
Весной мы с Наташей поехали в Ливадию. Дворец был закрыт на реставрацию, мы побродили по окрестностям, спустились по Ливадийскому парку к морю. На обратном пути я предложила:
- Давай читать названия на вывесках наоборот?
Таким образом мы нашли столовую, и так как успели проголодаться, мы с удовольствием там пообедали.
В апреле мы с классом и Галиной Федоровной поехали на экскурсию в Никитский ботанический сад и в Ялту. В Ялте мы посетили домик Чехова и набережную .
В мае мы с Наташей, Таней и Анечкой, нашими сестрами отправились на поляну сказок под Ялтой, взяв фотоаппарат. Мы фотографировались и прекрасно провели время.
  Весной я определилась, что буду поступать в медицинский институт и сдавать мне один экзамен – химию. Мама договорилась с репетитором, и я месяца два занималась у него по химии.
Экзамены в школе я сдала на «отлично», и летом 1986 года  получила аттестат с золотой медалью!
Выпускной прошел без происшествий. Я была в голубом платье и белых туфлях, которые мама привезла из Москвы. Мы протанцевали всю ночь. Рассвет мы встречали в «старом городе», и потом пешком вернулись домой.
  В июле были вступительные экзамены и мне, как золотой медалистке, можно было сдать единственный профилирующий экзамен по химии на «отлично», и я могла считать себя студенткой. Так и произошло, я сдала экзамен на «пять», и вот - я студентка Крымского медицинского института! Наташа не прошла по конкурсу и устроилась работать в аптеку санитаркой, но мечту о медицине не оставила, и стала медицинской сестрой, закончив медицинское училище.
В сентябре с первым курсом мы поехали в колхоз собирать яблоки в Бахчисарайский район. Жили мы в школе, питались в столовой. Был еще дом культуры, где проводились дискотеки и КВН. Инна Знаковская, моя одногруппница, играла на фортепиано и все вечера, особенно в выходные, мы проводили, слушая музыку. В КВН наша команда соревновалась с сельской командой, и мы победили!
  В выходные мы пошли с девчонками в поход. Нашли в окрестностях пещерный город и обследовали его. Какой пещерный город нашли – не знаю, потому что таблички с указанием названия никакой не было. Самый известный  пещерный город Чуфут-Кале, но  он под Бахчисараем. Есть еще Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Тепе-Кермен и другие. Этот город остался для нас неизвестным.
Яблоки, которые мы собирали, были замечательные – джонатан, гольден и другие очень вкусные сорта. Нам разрешили взять домой с собой - кто сколько может увезти, и я приехала домой с урожаем.
В медицинском институте был ансамбль танца «Юность», куда я пришла заниматься танцами. Ансамбль танцевал народные танцы, и они уже ездили на фестиваль в Польшу.
Моя первая влюбленность – парень из ансамбля танца – Александр Осовец. Он был студентом третьего курса, и любовь у меня была, как я считала безответной, потому что он не обращал на меня внимания.
Мой первый парень – Роман. Мы с ним познакомились, когда я летом ездила на каникулах к бабушке Тане. Я ехала в общем вагоне, и ко мне подсел парень. Мы всю ночь проговорили, и он узнал, когда я возвращаюсь обратно. Я через два дня должна была ехать домой. Когда я приехала в Симферополь, Роман догнал меня, когда я садилась в троллейбус.
-Привет, я тебя искал, я специально поехал на этом поезде, чтобы найти тебя. Сейчас подожду свой поезд и поеду обратно.
Я доехала домой и вернулась, чтобы найти его. Он не ожидал меня увидеть. Мы обменялись адресами. Он сказал, что будет писать. Роман был моряком и служил в Севастополе. Мы переписывались год. Несколько раз он приезжал в Симферополь. Но я его не полюбила и написала ему письмо с отказом.
 Сессии я сдавала успешно и летом, после первого курса, мы с ансамблем танца «Юность» поехали на отдых в студенческий лагерь медицинского института, в Малореченское. Там  утром мы отдыхали на море, а вечером у нас были репетиции. Были там и танцевальные вечера для молодежи. Мы хорошо отдохнули и возвратились в Симферополь бодрыми и веселыми.
Этим же летом мы с подругой ездили в молодежный лагерь в Гурзуфе. Мне очень понравилось, мы отдыхали по полной программе – море, общение, дискотеки почти каждый день – весело и здорово, когда ты юный, жизнь только начинается, и все замечательное впереди.
Юность – время, когда рождаются твои мечты, время, когда ты еще не понимаешь как оно быстротечно и стремительно. И сейчас, когда вспоминаешь то время, кажется, что с ним что-то безвозвратно утеряно, и уже не вернуть и не переделать дни, которые уже ушли за горизонт вместе с солнцем.
Жена и Невеста Бога Иеговы и Иисуса Христа Лымарь Ирина Николаевна


Рецензии