Моя родословная. Владимир 2

   Когда мы начинаем анализировать, какими качествами обладали наши прародители, то понимаем, что ничего не исчезает бесследно, а повторяется, если не в детях, то во внуках.
   Так, прочитав первую часть моего сводного рассказа о своих дедушке с бабушкой, старшая внучка Владимира и Татьяны, Оксана Дегтярь, написала мне:
   - Всё, я поняла, я в деда! И причёской, и хором, и заметками!
   - Ты ходишь в хор?! - удивилась я.
   - Я петь люблю! - ответила Оксана и поделилась своими воспоминаниями о встречах с дедушкой и бабушкой:

   «Деда Владимира я помню мало.
Один раз - при рождении, об этом сохранилась семейная фотография: я, мама, папа и дедушка с бабушкой. Интересно, это они приезжали ко мне??
Никогда не задавалась таким вопросом.

   Второй раз, когда я у них гостила в шесть лет. Помню, как красили нос оранжевые лилии, как лил дождь, и как дед катал меня на мотоцикле Урал в коляске.

   Третий раз, мне было уже лет двадцать. Они приезжали к нам в гости, в Москву,  и я удивлялась, как он умеет так жонглировать блинами на кухне?!! Он пёк блины на двух сковородках и переворачивал, подкидывая их в воздухе!!! Я помню, как жалко мне было, что это мои бабушка и дедушка, а я их так плохо знаю, что и поговорить особо не о чем.
   Я помню от них подарок - не знаю, лет на 10 наверное... часы, с синим переливающимся циферблатом.
   Восторг был... часы как подарок в то время.., а такие красивые, вообще, как сейчас сказали бы, огонь!!!

   Сейчас, когда пишу заметки в соцсетях, статьи и посты, вспоминаю о своих "связистких" корнях...»

   Я вспоминаю фотографии дяди Володи во время его приезда в Курган и нахожу, что причёской сегодняшняя Оксана действительно схожа со своим дедом Владимиром, не хватает лишь усов!

   В какой-то период своей жизни дядя Володя, единственный в семье, так я думала, пока не увидела фото Сергея, отрастил великолепные, длинные, пушистые усы. Они так восхищали Марину Макарову, что она попросила меня упомянуть о них особо!
Марина, я не забыла!


   Другая внучка, дочь Саши - Марина Дегтярь, дополняет воспоминания:

   «Помню, как дедушка "запрягал" свой мотоцикл, надевал шлем, сажал меня в коляску и мы ехали за грибами.. Помню, как он намазывал бумагу в терраске остатками старого меда и на него липли мухи...
   И наши с папой поездки к дедушке и бабушке на Дальний Восток - одни из самых теплых воспоминаний детства.

   А еще дедушка называл меня не по имени, а "внучка"! Ну, внучка, говорил, расскажи мне, как у тебя дела.., и гладил усы!»

   Оксана и Марина - дочери старшего сына Владимира и Татьяны - Александра.
У них уже есть свои дети
У Оксаны дочь Лера заканчивает школу, а у Марины пятеро детей: два мальчика и три девочки.

   Очень тёплые воспоминания о семье и о Владимире записала Марина Макарова, младшая дочь Веры.

   Она назвала свои заметки «Мои Дегтяри»

    «Проживала наша семья в г. Шимановске Амурской области. На момент моего взросления и проживания с родителями родственников у нас в Шимановске не было.  Дедушки и бабушки, дяди и тети давно выехали из Шимановска, кто на Урал, а кто и за Урал. Только мамин старший брат Владимир проживал в Амурской области. Интерес к жизни родственников в месте, отличном от нашего маленького городка,  у меня всегда присутствовал. Я всегда читала письма, которые приходили из Кургана, в основном их писала бабушка Настя. Позже я была очень удивлена, когда увидела кучу фотографий нашей семьи в альбоме бабушки Насти. Фотографии моих сестер и брата были отправлены в годы, когда я ещё не родилась. Я поняла, что письма писались регулярно, фотографиями обменивались, новостями делились. Не смотря на расстояние, Дегтяри сохраняли это чувство родства, семьи, сопричастности. Хочу рассказать некоторые эпизоды из жизни Дегтярей.

   Дегтярь Владимир, старший брат мамы, проживал в Екатеринославке Амурской области. По нашим меркам, это недалеко от Шимановска, этак часов шесть поездом. Жена у дяди Володи, тетя Таня,  была из Шимановска. Поэтому они часто навещали своих родственников и бывали у нас в гостях. И мои родители тоже бывали в гостях у тестя и тещи дяди Володи – Немилостиевых, и брали меня с собой.

   Дядя Володя рассказывал о своих детях. Я знаю, что старший сын Александр служил на Байконуре, сын Сергей учился в Новосибирске, дочь Наташа закончила Техникум Связи  в Хабаровске. Так же дядя Володя рассказывал о жизни Саши в Москве, про кремлевскую таблетку, про большой аквариум. В этот же Техникум связи в далеком 1978 году поступала и я, только меня выгнали с диктанта со шпорой. Не судьба, видать,  была мне стать телеграфисткой.
 
   Когда я работала в студенческом стройотряде проводником на поезде «Хабаровск – Москва», дядя Володя и Наташа встречали меня на станции и передавали посылочку бабушке Насте в Курган.
   Однажды Сергей с женой Галиной из Новосибирска ездили навещать маму в Екатеринославку.  Обратный путь их лежал через Хабаровск. Мы созвонились и встретились. Сергей больше похож на маму. Я их кормила обедом, потом провожала на троллейбус, который идет в Аэропорт. Сделали фото на память. Теперь общаемся в социальных сетях.
     Знакомство с Евгением Дегтярь состоялось,  когда мне было пять лет. Он был у нас в гостях в Шимановске. По рассказам моих сестер,  я прыгала на диване, а дядя Женя читал и не обращал на меня внимание. Тогда я с умным видом сообщила ему, что у меня вши и я могу их на него напустить.
    
    Когда сын дяди Жени, Вовка,  стал жить в Благовещенске, я уже училась в институте, и когда я была на каникулах дома,  после первого курса,  он приезжал к нам в гости. Такой высокий, улыбчивый молодой человек.
    Татьяна – дочка Евгения, также приезжала к моим родителям «автостопом», даже жила некоторое время, её устраивали на завод работать. Где-то в столе она нашла мою переписку с одноклассниками, которые служили в армии,  и по этим адресам написала письма «Счастливому солдату».

     Дегтярь Виктор, который, как оказалось, был Виталием, тоже мне знаком. Однажды дядя Витя был в командировке в Хабаровске. Я на тот момент училась на первом курсе. И он выбрал время и пришёл ко мне в гости. Не помню,  как мы договаривались, телефонов тогда не было, но после занятий дядя Витя меня ждал возле общежития. Мы поднялись к нам в комнату, нас там пять человек обитало, показали ему наше житьё-бытьё, вместе с ним обедали.

   В первую поездку проводником на поезде «Хабаровск-Москва» меня в Кургане встречала дружная семья Дегтярей, даже из Свердловска тетя Тоня с семьёй была,  во главе с бабушкой Настей. И дядя Витя попросил в следующую поездку привезти голубицы. Запомнилась им ягода по детству, как самая полезная. Сказано – сделано. В следующую поездку я ведро голубицы привезла, а мне на обратном пути вернули ведро с малиной. Все пассажиры нашего вагона ели малину в этот день.

    Когда умерла бабушка Настя, папе позвонили домой вечером с работы  и сообщили, что по селектору просили передать Макарову Василию Петровичу, что умерла теща.

   Дегтярь Надежда, когда мы были в гостях в Кургане, подарила мне очки от солнца. Такие модные,  пластмассовые очёчи. В поезде я с ними не расставалась. И когда я в очередной раз высунула свою «морду лица» в очках в окно по ходу поезда, их ветром и сдуло. Было горе-горькое. Я просила папу на станции выйти и их поискать.

    Дегтярь Людмила. Мы с тётей Люсей ни разу не встречались, но возможность такая мне выпадала. Когда она переезжала из Палатки во Владивосток, она  писала,  что будет в Хабаровске. Почему-то не получилось встретиться.

    Потом дядя Володя привез нам тети Люсины стихи «О Братьях и Сестрах». Они у меня хранятся до сих пор.

    Когда появились «Одноклассники», мы с тётей Люсей стали переписываться. Как-то раз она написала, что к ней приедут сестры Надя и Тоня, и они будут втроем жить некоторое время, пока её дочь Лена с внучкой Наташей будут в отъезде, я попросила их повспоминать и написать мне про наших родственников, кто что помнит. Так появилось то длинное сообщение о Дегтярях. Тетушки постарались.
Дегтярь Тоня. С тётей Тоней мне довелось видеться дважды. Тогда, в 1983 году в Кургане, когда я работала проводником, и в этом, 2020 году. Напомнила она мне мою маму, у которой всегда было свое мнение. Тетечка так держать!»

   ... Галя Макарова, одна из дочерей Веры, вспоминая о семье, помнит родителей Тани, жены, Владимира, Немилостевых ...

   «Когда мы были маленькими, нас с Леной оставляли у Немилостевых, если родители куда-то уезжали, в отпуск, например. Они жили в Шимановске, но далеко от нас. А бабуля, это, наверное,  тёти Тани мама, предсказала мне, что я буду фармацевтом.

   Моя внучка носит имя Настя, в честь бабушки Настеньки. Я на днях ей фото отправила бабушки, в честь кого она носит это имя.

   И ещё хочу сказать, что для меня дядя Женя был этолон для подражания, и своего старшего сына я назвала Женей.

   Читаю и плачу. До того все родное.»

   Гале отвечает Ирина Вавилова, дочь Виталия:

   - Не плачь, Галя, а то там им мокро...

   И сама присоединяется к воспоминаниям:

   «Бабушка  Настенька была политик и стратег ещё тот! Но никогда не повышала голоса. Была очень дипломатична.

   В Курган дядя Володя приезжал, по-моему,  раза три. Один раз с тётей Таней. Они больше виделись с бабушкой Настей. Жили у Сизиковых и ходили по гостям к другим родственникам. Всегда привозил подарки. А то ведро голубики я помню! Хотя детали и подробности упустила . Варенье было вкусное. Отец был счастлив привету из детства. Гордился племяшами, всегда радовался встречам.

   В какой-то  приезд дяди Володи зимой они с бабушкой Настей ездили  в Свердловск. Это было заснято на плёнку.

   Дядя Володя весёлый, улыбчивый, общительный. Всегда что-то вместе с ним вспоминали и смеялись.

   Очень уважительно относился к маме (бабушке Насте).

   Когда приходили письма нам (папе), всегда передавали всем родным приветы.»

   Младшая дочь Виталия, Наталья Дегтярь:

   «Я помню д. Володя гостил в Кургане,  и было, видимо, в планах у него посетить Москву, и сына Сашу попроведовать. Я училась в Новосибирске и в это время приехала на  летние каникулы домой, в Курган. Не знаю, как и кто предложил,  но я с папкой поехала в Москву к Саше вместе с дядей Володей. Вот и все, что помню об этой поездке.

   Про большой аквариум в квартире Саши тоже помню. Была на курсах в Москве,  и побывала в гостях!  И вот этот огромный аквариум !!! Вау!»

   Поместив в свой рассказ воспоминания  моих дорогих родственников, я, автор этих заметок о своей семье, вспомнила, что после окончания первого класса мы с мамой поехали в отпуск. Это был  тот редкий случай, когда мы не полетели самолётом из Петропавловска-Камчатского, а на большом теплоходе с названием «Советский Союз» добрались до Владивостока. Как оказалось, в этом городе, совсем недалеко от Морского вокзала жил Николай Васильевич Дегтярь, родной брат моего деда Тимофея. Высокий, стройный, красавец, капитан первого ранга, очень весёлый, как все наши родственники. Мы с мамой провели у него в гостях пару суток, успели посмотреть город и подраться крапивой, а также посмотреть по телевизору, которого не было еще в камчатских посёлках, премьеру фильма «Армия трясогузки». Общаясь, забыли вечером включить телевизор, чтобы я могла посмотреть вторую серию. Тогда дядя Коля позвонил на телевидение, объяснил ситуацию и попросил утром повторить специально для меня вторую серию фильма!
Конечно же, я не знала, что утренний повтор предусмотрен телепрограммой, и очень дядю Колю зауважала!

   Дальше мы отправились в путь на поезде, конечной точкой пути был наш любимый Курган. И  именно в тот раз мы проезжали какую-то станцию, где была остановка минут на пятнадцать, и там мы смогли повидаться с дядей Володей и тётей Таней. Только вот помню я тётю Таню, а дядю Володю совсем не помню, хотя они были вместе. Помню и двух молчаливых мальчиков. Думаю, что их оторвали от каких-то своих мальчишеских дел, и им не очень хотелось идти на эту встречу! На мальчиков я смотрела, а тётя Таня меня обнимала. А ещё она напекла  нам с мамой в дорогу очень вкусных пирожков! Вот такая была встреча!

   (Продолжение следует)

P.S. На фото Оксана Дегтярь и та самая фотография, про которую она вспоминает, когда дед Владимир приезжал посмотреть на свою первую внучку. Здесь хорошо видны замечательные усы Владимира,
На другом фото Александр и Сергей с мамой на её юбилей в 90 лет.
И последнее фото - Владимир Тимофеевич Дегтярь.


Рецензии