Заводской гудок

 «Заводской или фабричный гудок – большой механический свисток для подачи сигнала. Появился он во 2-ой половине 19-го столетия и стал своего рода символом промышленной революции.

  Сейчас, наверное, нельзя ответить на вопрос, кем и когда впервые гудок был использован в качестве сигнала, возвещавшего о начале и окончании рабочего дня. Эта традиция быстро и основательно стала неотъемлемой частью жизни тружеников промышленных предприятий. Гудки введены были еще в царское время – использовались по причине опозданий на работу.

  Датой рождения заводского гудка, тем не менее, можно считать 1873 год. На строительство завода металлургии Юзовки /ныне город Донецк/ приходили люди никогда не следившие за временем. Еще, кроме высоты солнца над горизонтом, способным разделить день на отрезки времени служили колокольные звоны с ближайшей церквушки: слышавшие их обыватели крестили лбы, не задумываясь над тем, что будет завтра иным, чем сегодня – городская жизнь, в сущности, стояла на месте. Часы в то время были далеко не у каждого, тем более их не было у рядовых рабочих. Постоянно случались опоздания, нестыковки между цехами, много было неразберихи. Проблемой дисциплины озаботился сам основатель завода.

  В 1873 году на заводе усиленно стремились изготовлять рельсы. В то время для блюминга Джон Юз на одном аукционе механик приобрел поршневые машины с корабля «Орел». Одновременно с машинами он приобрел и корабельный гудок. Он работал от энергии парокотельной. Контроль за работой гудка входил в обязанности механика. Вот одна из версий рождения заводского гудка.

  В середине 50-х годов прошлого столетия произошло событие, которое поставило вопрос о существовании гудка. Партийная конференция проходила в клубе «Горняк», на месте металлургического техникума. И надо же такому случиться дежурный машинист котельной в десять часов вечера вместо одного гудка дал два гудка. Конференция конференцией, а рабочим идти в ночную смену в одиннадцать – вечера. А уже пол-одиннадцатого! Конференция была сорвана.

  Обком партии немедленно принял решение об отмене гудка. По заводу прокатилась лавина опозданий. Администрация завода ничего на могла с этим поделать. Аргумент был один: «А у нас нет часов – был гудок, да и тот сняли».

  С опозданием боролись, как могли. Вопрос трудовой дисциплины стоял настолько серьезно, что директор завода обращался даже в Совет Министров правительства, добиваясь права «гудеть». Директору удалось отстоять гудок.

  В 60-е годы над гудком нависла новая беда. В стране Советов развернулась кампания по борьбе с шумом. Заводские гудки стали умолкать повсюду».

***

  Находясь в Петровске в тот период, Сереже посчастливилось слышать заводские гудки, ибо дом, где он гостил, находился рядом с машиностроительным заводом. Вторым значимым предприятием в городе слыла слюдяная фабрика. И там, кроме гудка исполнялась после трудового дня песня:

«Пропел гудок заводской,
Конец рабочего дня,
И снова у проходной
Встречает милый меня».

  В один из вечеров Сережа решил послушать фабричный гимн любви. И он, конечно, оказался в мире фантастики. Боже мой! Из проходной выходили одни женщины и девушки – ни одного мужчины! Рыцари встречали своих возлюбленных, с выражающим чувством веселой улыбки. Сереже было лестно и немножко грустновато. Грустно потому, что добрая половина девушек выходцы из деревни – сбежали от «счастливой» жизни.

  Соблазн был настолько велик, что на 2-ой день Сережа познакомился с девушкой из соседнего дома. Звали ее Тамара,  и работала она там, откуда лился гимн любви. От счастья Сережа был на седьмом небе. Шутка ли, он пополнил плеяду влюбленных рыцарей.

  Им было интересно обоим – ей нравилось приводить в восторг деревенского «телка», а ему – прыть городской «лани». Впервые в жизни Сережа с девушкой посетил театр  драматического искусства. В фойе театра Тома научила Сережу делать первые шаги танца. Ходили они в кино, музей; катались на коньках на ледяной площадке: здесь он чувствовал уверенно, ибо навыки уже были приобретены ранее. По совокупности знаний литературы – кредо, перетягивало к Сереже. Одним словом, им было не скучно, - дополняли друг друга.

  До чувственных страстей дело не дошло. Остались лишь в памяти впечатления, пронизанные искренним дружелюбием. Судьба диктовала свои условия. На ногах Сережа стоял шатко: возраст приближался к 20-ти годам, а документа, что он принадлежит стране, в которой родился, нет.

  С чувством горечи и досады Сережа уезжал города. Только Анастасия Ивановна, жена Якова Максимовича, заметит  унылый вид Сережи и скажет: «Яков, парня надо как-то прописать – ведь останется в деревне? У Степаниды всех детей устроил, а у Полины одного сына, устрой! Не будет греха!»

  О несовместимости и поисках компромисса говорят переводы пословиц, например: «Со свиным рылом, да в калашный ряд», японцы перевели «Поросенок в костюме». Нет, никакого компромисса не было. Яков промолчал, на вопрос не ответил. Почему? Тогда Сережа не мог понять причину молчания. Позднее догадался. Начальник, конечно, мерзавец, но это необходимое условие существования. Усилим мысль: гадкого существования, которое складывалось веками нашей истории.

  Начальники и чиновники в России – очень живучи. Это та порода, у которой трудно отнять социальную жизнь. Чиновник – особая статья. Чиновник –это тот, у кого доступ к тому, кто имеет доступ. Деньги, деньги, деньги. Вот, если бы кошелек Сережи имел брюшко, тогда бы и компромисс состоялся.

  Когда Сережа приехал домой и рассказал матери об этом эпизоде, она сказала: «Закон подлости всегда существует – независимо от родственников». – «Я ведь в семье старшей дочерью была: вся работа на мне лежала. Иначе и быть не могло – мать больна, отец умер давно. А теперь мы бедные: нет денег на «бутылек», чтобы угостить Якова Максимовича, когда они в отпуск приезжают. У Степаниды Максимовны «иная свадьба», там свекор Трофим Павлович самогончик гонит – всегда при деньгах. Вот и весь секрет». А потом добавила:
  -  Сынок, на будующее напутствие тебе: старайся жить в достатке – будешь ни от кого не зависим, и люди уважать станут. Только вот богатым быть вредно.
  -  А почему, мама?
  -  Да богатство имеет два порока.
  -  Какие пороки?
  -  По жизненному опыту знаю: у первых появляется -  зависть, а у вторых – жадность.

2017


Рецензии