Люди и духи священного Агана

Когда-то давным-давно, так давно, что даже самые старые деревья не  были свидетелями, в самой вершине реки  Аган небольшое озерко было.  В тех местах Великан-богатырь  поселился. Кому добрым, кому злым казался. Людей не обижал Великан-богатырь, но воды много пил, и чтобы вода из озера не убегала в реку, перегородил он ручей у самого озера. Озеро сначала  заполнилось водой, стало полноводным.   Редкие рыбаки-охотники, забредшие в такую глухомань, видели Великана-богатыря, лежащего на берегу озера, пьющего жадно студеную озерную воду.  Слухи об этом Великане-богатыре до самого устья Агана дошли. Пил воду  лежебока день и ночь, и весной и летом и осенью. Только на зиму засыпал он тяжелым сном, как медведь. Может ему медведь младшим братом был? Того никто не знает.
Сколько лет, осеней и вёсен  пил воду Великан-богатырь неведомо, только со временем обмелело озеро, высохло. Люди, звери остались без воды, и это озеро впоследствии получило название Озеро живота Великана-богатыря.
Где-то в среднем течении реки Аган с тех давних времен жили почитаемые главные покровители  людей ,живущих на берегах реки Аган, святые духи: хозяйка реки Аган – Аганская богиня и ее муж – «Урманный старик», и по сей день они там живут.
Богиня Агана говорит своему мужу:
- Вунт-Ики, у тебя есть лук и стрелы, отправляйся в верховья реки, посмотри, что там происходит. Почему воды в реке не стало?
И вот Урманный старик отправился в путь – смотреть, почему река не течет.
Трудный путь выдался, ни рыбы не поймать, ни жажду водой не утолить. Семь дней и ночей шел и еще столько. Прибыв в верховье реки, Урманный старик видит, что Великан-богатырь всю воду выпил, живот от воды у него так раздулся, что перекрыл русло реки, и поэтому вода в реку не течет.
- Отпусти воду на волю! - кричит Урманный старик.
Не слышит Великан-богатырь – уснул.
Собрал силы Вунт-Ики крикнул, что есть мочи:
- Отпусти воду на волю!!!
Только эхом отбились его слова от высокого крутого берега. Третий раз крикнул старик. Не слышит Великан-богатырь. Крепко уснул.
Достал тогда  Вунт-Ики самую острую стрелу, стал натягивать свой лук. Тянул-тянул и наконец, выпустил стрелу. Стрела летела-звенела и пронзила живот Великана –богатыря. Потекли сначала струйки, словно косички, потом в ручьи превратились, а затем полноводной рекой обернулись, и потекла освобожденная вода  пересохшим руслом вниз к людям. Течет река, бежит река-Аган…
Рыбы стали в реке водиться: большие щуки зубастые, язи жирные, налимы ленивые. Разные рыбы появились. Олени, лоси радуются – воды в реке много, можно жажду утолить в самую жару, от гнуса спрятаться, в воду погрузившись. Утки, гуси стали по берегам гнездиться. Всем хорошо стало. Люди тоже богов своих благодарят.
Но другая беда пришла:  Аган разлился, что берегов не стало видно. Много воды прибыло, не уходит  вода. Не знают люди, от чего это происходит. Затопила вода старицы, к домам  в высоких гривах подходить стала.
Смельчаки вернулись из дальнего похода  - от устья реки. Сказывают, что плотину большую каменную  «Каменный запор, железный запор» соорудили семь духов. Может на людей обиделись по какой-то причине. 
Снова совет держат Святые Духи Агана Ахэн-Ими и Вунт-Ики.
- Теперь ты, Ахен-Ими продолжи, я в прошлый раз на вершине реки пустил воду,  твоя очередь показать свою силу там, в нижнем течении - в устье,  - говорит Урманный старик.
Превратилась  Богиня реки Аган в лягушку, поплыла вниз по течению. Долго плыла. Семь дней и семь ночей прошло.  Подплыла к плотине -каменному запору, железному запору, повернулась на спину против течения и стала бить задними  лапами по каменному запору.  В кровь разбила лапы, устала, но работу не бросала. Снова и снова  толкает она камни. Крепкая кольчужная шкура потерлась, но выдержала.  Пробила запор-плотину, хлынула вода вниз водопадом.
 Испугались семь духов, помчались вниз по сухому руслу, ветер обгоняя. Впереди воды бегут. Устали, сели отдохнуть. На том месте сосна выросла с семью стволами. Может, и по сей день она стоит. Нам это не ведомо.
Отдохнули духи, набрались силы, дальше бегут. Воду обогнали, быстро бегут, быстрее ветра мчат их быстрые ноги. Но устали духи и сели отдохнуть. В том месте семь родников  образовалось с чистой холодной  водой.
Напугала Хозяйка Агана семерых духов, увидели они накатывающую волну, дальше побежали, не заметили, как перемахнули через широкий бор, урий миновали. Так добежали они до озера.  Нырнули они с одного берега безымянного озера,  а вынырнули на другом берегу. «Сыс!  Сыс! Сыс!», - запричитали духи  – «Долгое! Долгое! Долгое!». Так и стали называть озеро: «Сыс-Лор».
А  семь духов побежали дальше. По земле бежали, по воде плыли, через болота тяжело пробирались,  и добежали они до большого озера. Нырнули с ходу и начали выкрикивать: «Йим! Йим! Йим! – «Свят! Свят! Свят!». Пришлось озеро духам по душе. Живут, говорят люди, и посей день они в этом озере. Имн-Лор – назвали его люди – Святое озеро. Это священное озеро  считается домом семи духов и с той поры существует.
А  Хозяйка Агана, да муж ее Урманный старик  хранят с тех пор людей, проживающих на берегах Агана и Священного озера.

(Записала легенду из слов Зои Николаевны Айпиной и перевела с хантыйского Семенченко Елена Николаевна 25 июня 2006 года на стойбище «Лейковский яр. Художественная обработка Михайловского В.Л.)


Рецензии