Как Россией на землях Иреванского ханства была соз

Как Россией на землях Иреванского ханства была создана Армения
Горная река, как правило, разливается весной. И разрушение огромной империи, называвшейся одной шестой частью, явилось весной, заставившей разлиться, выходить из берегов реку забот и внимания, протекающую в русле наций и национальных отношений. В переломный период истории, в последние десятилетия XX века, на языках всех населявших прежнюю Страну Советов наций были созданы основательные, весомые, запоминавшиеся произведения, посвященные тематике свободы и будущности, национального возрождения и процветания, национального самопознания и приобщения к родным истокам, отношения к соседним народам и взаимных связей. Однако вода разлившейся весной реки бывает мутной. В некоторых, созданных в новый период и посвященных национальным отношениям произведениях эта мутность приводит к чувству национальной розни, национальной ненависти, а также к проявлениям национальной отличительности, чванства, самовосхваления. Например, в писаниях признанного в соседней республике «национальным идеологом» Зори Балаяна «Меж двух огней», «Катастрофа» и «Оджаг» исключительно неприкрыто звучат призывы нетерпимой ненависти, явной мести, точнее кровожадных преступлений, террора и войны против азербайджанского народа, турецкого содружества, мусульманского мира. Именно такие, с позволения сказать, «авторы» исторические факты истолковывают, комментируют и представляют с целью оправдания угодной им недоброй политики. Поэтому возникает трудность различения правых и неправых, справедливый выдается как несправедливый, а несправедливый выступает как справедливый. В отличие от подобного рода авторов, произведений, методов подхода и превращенных в самоцель принципов представленный вниманию и обсуждению читателей сборник знаний под названием «Историческая география азербайджанцев Армении» подготовлен в соответствии с принципом метода объективного подхода, необратимости истории с тем, что конфликты и войны порождаются не народами, а воинствующими кругами и господствующими слоями. При этом не допущены наивные выражения относительно возвеличения древности, справедливости одного народа и в то же время о несправедливости, о низком уровне, агрессивности и палачестве другого народа. Напротив, идея народа, как это имело место во все периоды истории, взята и разработана в качестве возвышенной, высшей идеи. Даже когда речь шла о конкретных фактах невообразимой ненависти армян к азербайджанскому народу, авторы остались верными чувству уважения народа, объектом критики сделали только и только господствующие круги, организаторов мести, ненависти, пропагандировавших и внушавших межнациональную рознь, вдохновлявших их исполнителей. Первое и главное качество этого сборника знаний состоит именно в его верности здравому смыслу, принципу справедливости, общечеловеческим чувствам. Считаем своим долгом прежде всего подчеркнуть, что цивилизация и насилие - понятия несовместимые. Азербайджанцы из Армении в течение многих исторических перипетий доказывали, что ненасилие - это не слепая покорность судьбе, а моральная сила, могущая преобразить родной край, обязанность применять к любому конфликту метод, отвергающий отмщение и агрессию. И они, невзирая на риск и опасность для жизни, были исполнены решимости установить в родном крае царство свободы и справедливости. Но в ответ на горькие рыдания азербайджанских детей и стариков, тоскующих по братству, по справедливости, по мирной жизни, правители Армении в ход пустили вооруженных до зубов бандитов, даже озлобленных псов, не останавливаясь и перед убийством, зверски истребляли молодых людей, стремившихся добиться своих гражданских прав. Более чем сотни мечетей взорвали и сожгли за то, что они укрывали за своими стенами тех, кто называет себя азербайджанцами. Известно, что в нашей историографии имеется нуждающийся в исправлении серьезный недостаток. Этот недостаток состоит в том, что в изучении нашей истории почему-то всегда предпочтение оказывалось территориальному принципу. Согласно этому принципу, за основу бралось не исследование истории азербайджанского народа, а только истории азербайджанцев, проживающих на территории современного Азербайджана, при этом преданы забвению и оставлены вне научного оборота история и судьбы азербайджанцев, живущих вне пределов Азербайджана. (Вместе с тем соседние народы исследуют и представляют не историю географической территории, а в целом историю нации, народа). И по этой причине во всех изданиях, начиная с академических и кончая учебниками, можно сказать, раз и навсегда были забыты история, жизнь, происхождение, быт, судьбы азербайджанцев Армении. Первая попытка на пути к исправлению этого недостатка, который невозможно оправдывать, предпринята Г. Гейбуллаевым в работе «Древние тюрки и Армения» (1992 г.), где на основе исторических документов обоснованно доказано, что этносы тюркского происхождения на территории нынешней Армении начали жить еще в VIII-VII вв. до нашей эры, что такие крупные округи, как Гейча, Зангезур исторически были албанскими землями, что Иреванское ханство, занимавшее особое место среди азербайджанских ханств своей мощью и позицией, с древних времен являлось землей Азербайджана. В этой работе дана история его образования, показана дальнейшая его судьба. Приведенные в сборнике факты, цифры очень интересны и убедительны. На трех четвертых территории нынешней Армении исторически проживали азери. После превращения Иреванского ханства в колонию России и в последующий период в семи уездах Армении, по нынешнему административно-территориальному делению, в 32 районах имелось около 1500 азербайджанских сел. О каждом из 1200 сел из этого количества по энциклопедическим принципам даны отдельные статьи. Этот кусочек нашей потерянной, забытой истории ныне восстанавливается. В-четвертых, в результате того, что на современном этапе исторического развития армяно - азербайджанские отношения приобрели острый характер и в ответ на попытки стирания следов тюрков - азери в Иреванском ханстве в сборнике в хронологической последовательности даны доказательства, свидетельствующие о нравственном терроре, явном геноциде и этническом очищении, о мастерски осуществляемой стратегии «Армения без тюрков», проводимой армянами в отношении азербайджанцев. Здесь даются точные, проверенные сведения об азербайджанских ученых, заслуженных учителях, деятелях культуры и искусства и о других выдающихся личностях, выросших в каждом селе, районе и городе земли Армении и представляющих азербайджанский народ. В сборнике кратко повествуется также о памятниках материальной культуры, свидетельствующих об историческом прошлом нашего азербайджанского народа. В-пятых, наконец, следует отдельно отметить и такое, перекликающееся с современностью качество сборника, повышающее его значение и научную ценность, как конкретное и доказательное освещение причин и последствий начатой еще с конца прошлого века и продолженной с 1988-1989 годов гнусной политики «Армения без тюрков». Читатели здесь получат подробные сведения о том, как, начиная с 1828 г., тюрки - азери посредством политики, дипломатии, нравственного, духовного террора и силою оружия поэтапно были вытеснены со своих родных земель (только за последние сто лет численность согнанных с родных мест азербайджанцев достигла 2 миллионов человек, а в кровопролитных боях 1905 г. и 1918-1920 гг. 500 тыс. азербайджанцев истреблены на территории Армении). Будаг Будагов, академик, Гияседдин Гейбуллаев, доктор исторических наук.


Рецензии