Сама дурочка!

новелла
- Знаете ли вы, что такое полное отравление организма? - не спросила, а скорее провозгласила Аглая, и тут же,
 подняв руку и сделав красноречивый жест, предупредила готовые сорваться с языков слушателей утвердительные
восклицания. - Я не имею в виду то отравление, при котором возмущаются, протестуя, пищеварительные органы, извергая
из себя причину неудобства, - продолжала она, извинившись за биологические подробности. - А именно отравление всего
организма, который взывает о помощи каждой мышцей, каждой клеточкой своей, робко упрекая бестолковый разум, так
жестоко ввергнувший его в подобные страдания.
Откровенно говоря, мы все, собравшиеся по довольно торжественному случаю: дню именин одноклассницы,
не были готовы к эдакому разговору, даже по инициативе уважаемого профессора от философии. Надо сказать, что звали
нашу подругу Галина Семеновна. Второе имя Аглая она получила по причине плохого произношения младшего брата
именинницы Анны, который никак не мог справиться с буквой "г" в начале слова. Если она встречалась внутри: в корнях,
суффиксах или окончаниях - затруднений не было. Но как первая буква слова она ему чудовищным образом не давалась.
Вот так из Галки девушка превратилась в Агалку, а потом, уже правда, усилиями друзей - навсегда в Аглаю. Она не
обижалась.
Дом, в котором происходило действие, отличали два свойства - достаток и хороший вкус - дубовый паркет,
дубовые столы, на кухне не керамическая плитка, имитирующая кирпичную кладку, а натуральная кирпичная кладка. И
много еще того, что вызывало не чувство зависти, а приятное ощущение удовлетворения за человека, у которого все
сложилось хорошо.
Мы сидели в просторной комнате, которая вместила в себя пятерых одноклассниц вокруг огромного стола,
старинную родительскую мебель для столовой, бережно и осторожно реставрированную, и рояль, который белел
где-то вдалеке у противоположной стены ненавязчиво и скромно, занимая лишь часть пространства и не претендуя
на лидерство.
Отмечали мы действительно именины. Подруга не пригласила нас в ресторан, а просто засучила рукава и, как
подобает русской хозяйке, накрыла шикарный стол, ничем не уступающий изыскам ресторанного общепита. Рыбное филе,
запеченное с лимонным соком и миндалем. Мусака под соусом "бешамель". Курица, замаринованная в сливках,
обжаренная с пряностями и ягодами можжевельника, подавалась со смородиновым джемом. Всевозможные закуски и
тирамису на десерт. Так что будет нам, что вспомнить и на что равняться.
За столом хозяйка, она же Анюта, она же - Анна Валерьевна, немного обиделась на Аглаю - Галину Семеновну
за то, что не стала есть ни одно мясное блюдо.
- Аннушка, милая, - тихо сказала та, я не ем мясо уже полтора года, ровно столько, сколько мы не собирались
все вместе. А чтобы не испугать вас и не испортить праздник, не стоит начинать именно сейчас. Поверь мне на слово.
И она перевела разговор на другую тему. Остальные гости, почувствовав некую напряженность в голосе
Аннушки, постарались отвлечь ее от неприятного инцидента, но она так и не успокоилась до конца обеда. Вот
почему, когда трапеза подошла к концу, и все переместились из просторной столовой в просторную гостиную,
поддержав разговор о текущих делах, вспомнив детство и юность, проведенные неразлучной компанией вместе,
Аглая решила объясниться, чтобы не остался неприятный осадок.
- Прежде всего, хочу поблагодарить Аннушку за то, что в ее меню оказалось так много еды для меня,
неразумной, отказавшейся от мяса, не задумываясь о том, сколько сложностей принесет мне этот шаг в жизни.
- А в чем дело? Почему ты, умный человек... можно сказать, очень умный - я говорю совершенно серьезно, -
подчеркнула Светлана, самая деликатная в нашем девичнике, - вдруг отказалась от мяса, которое играет главную роль
в любом застолье у нас в России? Это же неудобно.
- Вот именно, что неудобно, и вызывает самые разнообразные реакции и эмоции в обществе с любым уровнем
интеллекта и культуры. Вот и Анюта обиделась. Но, действительно, - опередила она возглас протеста хозяйки, - я это и
сама осознала, но слишком поздно.
Она немного поёрзала в кресле, как бы готовясь к длительному разговору. Потом подняла на нас глаза и сказала:
- Расскажу вам, девушки, историю, так сказать в назидание, чтобы не совершать нам, взрослым и умным,
подобных ошибок. Мясо я перестала есть, потому что попросту говоря, разлюбила. Вдруг почувствовала, что не хочу, не
нравится мне мясо. Другое дело, была бы семья, надо бы готовить для домочадцев, конечно, не к чему менять
рацион полностью. А в моем свободном положении - почему не употребить что-нибудь более приятное, чем кусок
ставшей вдруг невкусной говядины, а тем более свинины.
- Ну, извините, я свинину тоже люблю, - воскликнула Светлана, скорее для того, чтобы разрядить обстановку.
- Конечно, это дело вкуса, - примирительно заявила Аглая, и спокойно продолжала. - Все бы хорошо, но попала я
однажды в гости, где приглашенные устроились вокруг хлебосольного стола, сплошь уставленного мясными блюдами.
То есть, абсолютно. А прошел уже год моего воздержания, и я как-то с опаской поглядывала по сторонам, ища и не
находя ни одной постной зацепочки. Потом появились хозяин с хозяйкой, торжественно неся перед собой блюдо с
крупными кусками овощей и большую кастрюлю, дымящуюся опять же мясными ароматами. Это была солянка!
Солянка, которую наварил сам хозяин, виновник торжества, обожаемый всем факультетом, балагур и профессор,
каждое событие превращающий в действо. Любит он эффектные выходы, любит сделать что-то, а потом долго и пафосно
рассказывать о том, как это было им сотворено. Ну, в общем, настоящий профессор, который все утро готовил солянку,
и теперь собравшиеся должны были откушать ее и выразить благодарное восхищение автору.
Аглая остановилась, чтобы перевести дух, а мы все ошарашено смотрели на нее, понимая, каким трудом
дается ей этот рассказ.
- Я уже тогда понимала, что следует опасаться именно этого супа, наваристого, навороченного из нескольких
сортов мяса, да в добавок - колбасы с сосисками. И я, тихонько навалив на тарелку помидоров и огурцов, приготовилась
похрумкать за здоровье рожденного в этот день мудреца, но не тут-то было. Мудрец увидел в моем поведении жест
пренебрежения к его трудам и основательно насел, привлекая внимание остальной публики. А публика - вы понимаете -
два профессора, три кандидата наук и два аспиранта. И все хором заголосили: "Как так? Что за чудачество? Как можно не
есть мяса? Это же нонсенс!" И дальше в том же духе и в том же стиле.
- Что оставалось делать? Коллективы в учебных заведениях известны своими кознями и разборками. Меня это
будто бы миновало, а тут кому-то подворачивался удачный повод объявить, что профессор такая-то совсем, можно
сказать, заумничалась. Даром, что философ, мясо не ест, компании не поддерживает, живет затворницей, жуёт траву
- и все, что в данном случае можно только придумать.
Она замолчала, собираясь с духом, потом со вздохом проговорила:
- И я хватила пару ложек солянки. Ну, солянкой это варево только называлось. На самом деле наш парнишка
взял говядину, свинину, язык, колбасу и сосиски, забросил это великолепие в кастрюлю и варил несколько часов.
Представляете, какой это был навар...
- Да уж, лучше и придумать нельзя, - сочувственно произнесла Анюта. - Что же с тобой, болезной, было после?
- А после я пошла домой, пока ничего не ощутив. Все началось через несколько часов ночью...
- Почему ты, глупенькая, не позвонила? Надо было промывание... - начала Ирина, врач терапевт, но осеклась,
с ужасом взирая на Аглаю: - Как ты вообще не умерла? Это же год!.. Это очень опасно!
- С Божьей помощью, - серьезно, как подобает философу, ответила Аглая. - Не буду грузить вас подробностями,
но умирала я двое суток каждые пятнадцать минут. Потом потеряла силы и надежду. Вот тут и наступило спасение -
я заснула и проснулась другим человеком. Теперь на торжества хожу только в том случае, если это фуршет или без
угощения.
- А я понимаю, о чем ты, - опять вступила в разговор Светлана. - Я болела сальмонеллёзом. Правда, это было
давно, когда эта зараза только появилась. Но состояние, мне кажется, было подобное. Лежишь, как мокрая тряпка, и
думаешь: "Лучше бы умереть..."
- Многие пациенты говорят о сальмонелле именно такими словами, - подтвердила Ирина.
- Прости, Анюта, что разговорчик получился не совсем к месту, но ты так обиделась...
- Да нет, - нерешительно возразила именинница. - Это мне урок! Нельзя обращать внимание только на свои
эмоции. Надо иногда и к другим прислушиваться. Но, признаюсь, мусака была приготовлена в твою честь.
Аглая ахнула и совсем не по-профессорски запричитала:
- Я вспомнила! Нам с тобой в Греции она очень понравилась! Ты тогда еще долго приставала к местному шефу,
чтобы он рецепт выдал. Не помню, он что, правда тебе секрет открыл?
- Держи карман шире! Я недавно к знакомому повару ходила... - она замялась. - Ну, в общем, удалось. Рецепт
именно тот самый.
- Торжественно обещаю! - заявила Аглая. - Через полгода, а именно такой срок мне определил диетолог, я
потребую повторения банкета.
- Никак возвращаешься к нормальной жизни? - хором воскликнули подруги.
- А что ж вы думали? - картинно надулась Аглая. - Будете тут наедаться вкуснятиной. А я должна смотреть,
страдать и завидовать?
- Сама дурочка! - дружно грянули все нашу любимую детскую дразнилку.


Федосенко Л. Как говорил Козьма Прутков, глядя на мир, нельзя не удивляться.: сборник новелл. Воронеж:
Типография Воронежский ЦНТИ - ФГБУ "РЭА" Минэнерго России. 2018.
ISBN 978-5-4218-0363-8


Рецензии
Чудесная новелла...

Олег Михайлишин   24.09.2020 05:36     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое!

Лариса Федосенко   24.09.2020 21:35   Заявить о нарушении