Созидатель Адыгеи Аскер Нехай

Часть 3: О звании "Созидатель России" и профессии строителя

Интервью с Почетным строителем Российской Федерации, обладателем звания "Созидатель России", Заслуженным строителем Республики Адыгея, Заслуженным строителем Кубани Аскербием Ереджибовичем Нехай.

- За время Вашей трудовой деятельности, Аскер Ереджибович, было построено немало промышленных и гражданских зданий как в Адыгее, так и в Краснодарском крае. А в 1998 году Вам присвоили звание «Созидатель России». Вы получили его за строительство какого-то конкретного здания, или за вклад, сделанный Вами за весь период Вашей работы? И, если можно, расскажите подробнее о Вашей профессиональной деятельности.

А.Н.:  О профессиональной деятельности… После окончания обучения в Харьковском инженерно-строительном институте в 1974 году я начал свою строительную деятельность в городе Череповец Вологодской области на строительстве химического объединения «Азот». Там я проработал 4 года, прошел путь от мастера до главного инженера Генподрядного управления. Потом по сложившимся обстоятельствам я переехал в город Белореченск Краснодарского края, в соседний район, и продолжил там строительство химического комбината. Там я тоже прошел трудовой путь от начальника участка до начальника управления. И в 1981 году решением Краевого комитета партии и Областного комитета партии, непосредственно решением Нуха Асланчериевича Берзегова, бывшего тогда Первым секретарем обкома партии, был переведен в «Адыгпромстрой» главным инженером треста. Я начал там работать и проработал 5 лет. Потом меня обратно направили в город Белореченск Краснодарского края Управляющим Строительно-монтажным трестом «Краснодархимстрой», который тогда строил по всему Северному Кавказу.
Коротко: Шедокский гипсовый комбинат, Крымский консервный комбинат. Это я называю только крупные объекты, не считая объекты жилья, социальные объекты – школы и т.д. Наш трест строил и гражданские, и промышленные объекты. Вот, например, реконструкция Крымского консервного комбината! Мы там построили шесть 9-ти этажных семидесяти-квартирных домов, автоматическую газонаполнительную станцию и т.д. Это дополнительно, кроме реконструкции самого комбината.
Получилось так, что строительная газета и Министерство строительства РФ объявили конкурс на звание «Созидатель России». Сам я участвовал в этом конкурсе не потому, что я что-то специально делал. Но, когда они собрали информацию, в том числе и по Краснодарскому краю. И среди представленных претендентов на звание «Созидатель России» был представлен и я. Как это неудивительно, со всего Северного Кавказа диплом «Созидатель России» получили всего два человека. Это я, строитель, и Аслан Алиевич Джаримов, как руководитель региона. Вот так я и получил звание «Созидатель России»! То есть не за конкретный проект, а, вообще, за вклад. Кроме этого, я имею медаль 1 степени «За вклад в развитие Кубани».

- Уверена, Вы, как и все жители столицы Адыгеи, замечаете, что она постепенно преображается, развивается, облагораживается. Благодаря Национальным проектам и поддержке республиканского и местного руководства, проводится благоустройство микрорайонов города. Как Вы, профессиональный строитель с большим опытом, оцениваете эти изменения?

А.Н.: Я, например, с удовольствием раза два или три в год сажусь в свою машину и объезжаю город, территорию города, аул Мафэхабль. Я и так часто езжу по Адыгее и очень рад тем, действительно, хорошим изменениям, которые происходят в инфраструктуре города, в благоустройстве города, обеспечении его электроэнергией, водой. Это всё делается. Конечно, не всё сразу. Москва тоже до сих пор строится. А она начала строительство когда? Поэтому не всё сразу. Всё сразу не получается. Но самое главное и самое хорошее для меня – это то, что был когда-то момент полной разрухи. Когда такое объединение, как «Дружба» развалилось, когда «Станконормаль» развалился, когда на заводе «Фрунзе» начали кино показывать. Это всё было. Но сейчас, я считаю, надо сказать большое спасибо руководству республики, что оно уделяет очень много внимания благоустройству не только города Майкоп. Я встречаю ребят из разных районов, сам бываю там и вижу, что там делаются дороги, детские площадки создаются, и дома ремонтируются, школы и детские сады строятся и ремонтируются. Это всё то, что создает настроение народа, и то, что является его благом.
Единственное замечание, которое мог бы сделать человек с определенным жизненным опытом и большим опытом в строительстве, - это то, что практически ничего не строится из того, что производило бы сегодня продукцию, создавало бы занятость людей. Раньше строились заводы и фабрики. Я не говорю о том, что их надо реанимировать, выпускать старую продукцию. Она, может быть, уже и не нужна. Дело не в этом. На мой взгляд, дело в том, чтобы привлекать на территорию республики и города тех инвесторов, которые будут строить или создавать те объекты, что будут обеспечивать другие рабочие места. На мой взгляд, это одна из основных проблем нашей республики. Да и не только нашей, но в основном это так. А у нас маленькая, компактная и красивая республика!

- В преддверии Вашего 70-летнего юбилея, хотя это не годы, хотелось бы задать такой, возможно, банальный вопрос. У каждого творца, создателя, созидателя даже после успешного осуществления задуманного всегда остается какая-то заветная мечта. А, возможно, и планы проявить себя профессионально, даже на отдыхе. Что бы Вы еще, Аскер Ереджибович, хотели сделать, создать или построить?  И что Вас сейчас окружает и радует?

А.Н.: Во-первых, я проработал 42 года в строительной отрасли, при этом работая по 12-14 часов в сутки и практически без выходных. Территория, которую обслуживал наш трест, представьте себе, - это Ингушетия, вся территория, которая идет от Ингушетии, Армавир, Лабинский район, Апшеронский район, Белореченский район, Адыгея, Крымский регион, Анапа, пионерский лагерь «Орленок» и т.д. Это всё то, что я назвал, была территория, на которой мы работали. Поэтому тогда возможности отдыхать и расслабиться у меня не было.
Но в жизни мне повезло! В каком смысле? В том смысле, что я и как человек, и как строитель принимал участие в строительстве национальных объектов, таких как наша мечеть, например. Но никто из местных не знает, что наша фирма принимала участие в строительстве Хурула в Элисте. Вот этот комплекс Хурул, который показывают по телевизору, мы участвовали в его строительстве. Но где Элиста, а где мы? Мне повезло, что из четырех основных конфессий, которые есть, два культовых сооружения в Адыгее и Элисте строились нашей фирмой. Это были очень сложные и своеобразные проекты. Посмотрите на Соборную мечеть, её внешний вид! Некоторые думают, что её стены сложены из кирпичей. Ничего подобного! Это монолит, весь из бетона вылит. Мы делали его на месте и выливали сами.
Кроме того, заводы, фабрики, школы, детские сады, сотни тысяч квадратных метров жилья и т.д. Например, мне повезло у себя в родном ауле, где я родился, где до сих пор живут мои родственники, построить школу на 360 мест. Это в ауле Вочепший. Не хочу себя хвалить, но школа была построена. В 2004 году мы её сдали в эксплуатацию. Это получается 16 лет назад. Она была одна из самых лучших школ и по проектированию, и по оснащению не только по Адыгее, но и по Краснодарскому краю. Это признавали и строители Краснодарского края. Вот так мне повезло!
Да, сейчас я на пенсии, отдыхаю, занимаюсь внуками. У меня две внучки и внук. Так что я счастлив тем, что чуть-чуть здоровья есть и могу заниматься своими внуками. А в профессиональном отношении, честно скажу, особо не тянет, потому что современные методы и способы строительства, которые применяются сегодня, которые я вижу, они меня лично не устраивают во многом. Здесь есть у нас хорошие профессиональные ребята. Вот, например, Чуяко. Хорошие объекты строит, профессионально строит. Молодец! Мугу хорошие дома строит, детские сады по всем районам строит. Но есть такие, которые взялись не за свое дело и не умеют строить, но пытаются. Поэтому вопрос о том, чтобы что-то ещё построить… Я извиняюсь, мной кроме ракетных шахт всё построено. Вы не поверите, я даже два промпорта успел построить в городе Череповец на химическом комбинате Объединения «Азот». Промпорт – это там, куда причаливают корабли по реке-морю. То есть корабли, которые вывозят удобрения, они загружаются прямо возле причала. Да и, наверно, я профессионал как таковой старой формации.

- Насколько мне известно, люди старой формации гораздо серьезнее и ответственно относились к своей работе в свое время, чем сегодня, когда есть много технических возможностей. В советское время, Вы как-то рассказывали, очень строго следили за приемкой зданий. Ваши воспоминания о том, как проходили эти приемки тогда…

А.Н.: Да! Раньше, во-первых, ты закончил институт и приехал на место работы. Тебя никто не бросал: выплывай сам. Нас учили, подсказывали, воспитывали. Вот я помню. Я пришел в 1974 году в «Химстрой-2» в городе Череповец Вологодской области. И начальник Управления Лужкин Владимир Александрович персонально взялся сам сделать из меня строителя и сделал, в конце концов. И ошибки были, и спотыкался, и вставал, и шишки набивал. Всё как положено! Но мы приехали, молодые ребята, а нас было 6 человек, всем дали комнаты в инженерном общежитии. То есть мы не думали, где нам жить, что нам делать, где нам есть, какая зарплата, подъемные. Всё было, как положено.
Сейчас этого всего нет. К великому сожалению! Сейчас ребята, которые закончили, тыкаются, мыкаются по углам. Не получается, потом, глядишь, закончил Краснодарский политехнический институт, а торгует на рынке. Увы, больше никуда не пригодился! И поэтому, если взять в государственном масштабе, какие-то попытки сейчас делаются. Нужно вернуться к этому, к воспитанию и подготовке специалистов. Не просто их обучить, пять лет выучил и сказал: «Всё! Иди!». Нет! Может, тогда страна, как раньше было, будет иметь специалистов. Тогда будет и качественная работа.
То, что касается приемки объектов… Во-первых, технический надзор у нас осуществлялся жестко. Каждый вид работы… Монолит делает один человек, кирпич накладывает другой, металлоконструкции – третий, и прочее, прочее, все по-разному. И саму приемку мы проходили жестко. Не так, как сейчас. Сейчас по-другому. А тогда и институт, который проектировал, делал авторский надзор, всё время проверял нас. А сейчас это всё вроде есть, но и одновременно требовательности, как к нам, в которой нас воспитывали, такой требовательности сейчас уже нет.
Вот, к примеру, срок хрущевок, те, что еще при Хрущеве построены, если бы их не сносить, они бы еще простояли. Им срок эксплуатации был поставлен 50 лет. А их уже сколько эксплуатируют? То есть объекты, которые построены добротно, хорошо и красиво, они могут стоять веками. А те, которые построены «тяп-ляп», и самое главное из-за того, что руководит тем строительством не специалист, долго не просуществуют. И поэтому совет такой всем: сапожник должен тачать сапоги, пирожник должен печь пироги. Каждому свое! А строить должен строитель! Профессиональный строитель, который закончил обучение, у которого есть желание и тяга к строительству.
Строительство – это, как сказать… Может, это я нескромно скажу, но я один из тех людей на земле, у которого совпали и жизнь, и выбор своей профессии в жизни – строительство. Я с удовольствием ходил на стройку, занимался, ездил, строил. И, слава Богу, строил те несколько объектов, которые мы обсуждаем. А кроме этого есть еще один объект здесь в Майкопе. Дом Правосудия, который мы построили от начала до конца. Наша фирма построила его и сдала в эксплуатацию. Это на улице Жуковской, где сейчас располагается республиканская прокуратура и суд.

- Если резюмировать, получается, что, в принципе, красивое, добротное, правильно построенное, принятое в эксплуатацию, прекрасно действующее здание всегда может стать такой достопримечательностью города. Даже то здание, которое Вы упомянули, Дом Правосудия можно тоже считать достопримечательностью. То есть всё зависит и от администрации города, и от желания самих строителей внести свой вклад так, чтобы помнили веками.

А.Н.: Вот есть один нюанс. Тогда, когда мы строили мечеть, этот вклад был важен. Я имею в виду и администрацию города, и строителей. Но у меня с тех пор осталось чувство, что сам Аллах нам помогал. Настолько всё шло слаженно, быстрыми темпами, качественно, так, как бы я хотел, чтобы оно шло. Так оно и шло! Но это, естественно, была помощь и администрации города, и руководства республики. И контроль был. Я не раз упоминал Джаримова Аслана Алиевича. Он практически чуть ли не каждую неделю посещал строительство объекта, и с нашим присутствием или без нас. Сам приезжал, останавливался, ходил, смотрел. Это, с одной стороны, помогает. Оно мобилизует и другие службы, которые должны дать воду, подключить канализацию, подвести газ, и т.д.

- Аскер Ереджибович, спасибо за Ваше интервью! Надеемся на новые встречи!

Кратко: Аскербий Ереджибович Нехай родился 15 сентября 1950 года в ауле Вочепший Теучежского района Адыгейской автономной области. Закончил Харьковский инженерно-строительный институт, факультет промышленного и гражданского строительства. Свою трудовую деятельность начал в 1974 году с должности мастера в Строительном управлении «Химстрой-2» Всесоюзного объединения «Череповецметаллургхимстрой». В период с 1978 по 1981 года прошел путь от начальника участка до начальника строительно-монтажного управления № 58 треста «Краснодархимстрой». В 1981 году решением Краснодарского краевого комитета партии был направлен на работу в трест «Адыгпромстрой» главным инженером, где проработал до 1986 года. В дальнейшем работал в городе Белореченске Краснодарского края на должности управляющего треста «Краснодархимстрой».
За многолетний и плодотворный труд в строительстве ему были присвоены звания «Почетный строитель России», «Заслуженный строитель Республики Адыгея», «Заслуженный строитель Кубани». Он награжден медалью 1 степени «За вклад в развитие Кубани», орденом «За заслуги в строительстве», медалью «Строительная слава» и иными ведомственными наградами и грамотами. В 1998 году ему присвоено звание «Почетный академик» Адыгской (Черкесской) международной академии наук, а также звание «Созидатель России».
В Адыгее при его непосредственном руководстве были построены гражданские здания и здания социально-культурных учреждений. Некоторые из них стали узнаваемыми достопримечательностями республики. Среди них Государственная Филармония Республики Адыгея, Соборная мечеть, Дом Правосудия, Дом культуры в г. Адыгейске. Он также принимал участие с самого начала в строительстве аула Мафэхабль, построенного специально для косовских адыгов. В родном ауле Вочепший построил образовательную школу.

Фотографии из Интернет-источников


Рецензии