Кузьминские рассказы

Первый этюд.

Прекрасный летний день. Я нахожусь в самой гуще лесной чащи. В воздухе парит свежий аромат зелени, как будто несколько минут назад прошел легкий летний дождик, но на небе уже с самого утра только- лишь тонюсенькие облака проплывают.
Вокруг дикие заросли, узкая тропинка  да железный забор.

Женщина громко спрашивает, почти вопит:
- А мы пойдем смотреть преусадебную кухню? Я слышала, она находится где-то в этой стороне. Если где мы сейчас стоим, свернуть вот сюда в лес,- она встряхивает рукой куда-то в темноту деревьев.- то там будет кухня! Мы увидим ее сегодня?

- К кухне тяжело подойти. Все дорожки заросли. Да и в заброшенном виде стоит она в лесу.- отвечает ей экскурсовод и продолжает свой рассказ о деревянном здании, которое просвечивает через листья деревьев. Он говорит, что это бывшая больница, а здания перед ним были сельская школа и общежитие. Женщина рядом со мной говорит своей подружке:

- Было же раньше время! Они же были крепостными крестьянами! А им и школу, и больницу, и дом в пяти минутах от работы! И учиться, и жить, и работать - прекрасно! – две тучные женщины проплывают мимо меня. 

Мы гурьбой стоим на небольшой тропинке, вытянувшись вдоль деревянного здания. Экскурсовод, размахивая руками, словно пытаясь до нас донести свои слова, что-то упоминает про Шаляпина. Но я его уже не слушаю. Мною овладевает мысль: мне уже не представляется это древней сельской больницей конца позапрошлого века, но представляется старой дачей, доставшейся по наследству от бабушки.

Пока я предаюсь дачным фантазиям, незнакомец уже появляется на горизонте. Своим уверенным шагом он идет по узкой тропинке. До нас доносится звук его шагов. Неожиданно голос экскурсовода замолкает, неразборчивое бормотание толпы затихает, на тропинке возникает тишина, слышно, как кричат птицы в диком лесу.  От удивления я перемещаю свой взгляд с дачи на дорожку и вижу его. Его лицо мне не забыть никогда.

Это шел мудрец! Никак  не может быть иначе! Это был уже человек в возрасте, но ни одна линия морщинки не затронула его лицо. Мышцы лица были расслаблены, он не хмурился, не сжимал глаза, рот его покоился. Вспомните лицо человека, который любуется красотами природы- такое лицо обыкновенный человек назовет одухотворенным. У человека, шагающего навстречу нам, было именно такое лицо, но для него сообщить это выражение лицу было обыкновенным делом, возможно, он даже не придавал этому значение, или не замечал этого вовсе.  За разглядыванием черт его лица, я не сразу приметила длинную рыжую бороду. Руки его были сцеплены за спиной, слегка наклонив корпус, широко расставляя ноги, он шагал по тропинке.
У него были удивительно светлые глаза. Глаза, которые смотрят на окружающий мир без злобы, без хитрости, но глядя на человека, он будто проникал своим взглядом внутрь, словно понимал все, и принимал все.

Мне подумалось, что этот незнакомец прочитал много умных книг. Должно быть, этот незнакомец знает много того, чего не знаю я.

Людей, шагающих такой походкой, редко где можно увидеть. Это люди властные и знающие, люди не торопливые, не суетящиеся.

Он прошел мимо, наша толпа тихо рассеялась, чтобы пропустить путника.

В километре от старой деревянной больницы стояла церковь.

Второй этюд

- "Дальше нас ждет интересное здание, полуразрушенное, если уже не разрушилось . " Эти слова могут вызвать разве что только снисходительную усмешку.

Но мы делаем небольшой крюк по импровизированно набережной у берега реки, любуемся противоположным берегом, где рыбаки раскинула свои удочки, и сидят в камышах утки. Мы забираемся на высокие мосты, перекинутые на насыпной островок, и там продираемся сквозь колючие кустарники. Наконец, запыхавшиеся, выбираемся на широкое пространство перед рекой, свободное от деревьев.

-А сейчас мы совершим восхождение на холм!- восклицает экскурсовод и махает нам рукой. Толпа карабкается на холм наверх, откуда нам открывается вид на полузаброшенное здание.

Солнечные косые лучи падают на стены, выкрашенные когда-то яркой оранжевой краской. Каскад широких окон позволяет взгляду проникнуть внутрь и обнаружить внутри здания лишь холодную пустоту.

- Это бывшая оранжерея- объясняет экскурсовод. – Когда-то она была знаменита на всю Москву, здесь даже проводили балы и другие торжественные мероприятия.

Стоит ли вообще говорить о том, сколько полуразрушенных зданий можно найти в парках и лесах нашей страны. Но особенно становится обидно, когда они представляют художественную и историческую ценность, когда на другой стороне реки стоит отреставрированное здание, в нескольких метрах отсюда стоит крупное кафе, и по берегу реки прогуливаются толпы людей, неужели нет никого, кого бы  заботила судьба этого здания?!

Даже сейчас видно, каким оно было прекрасным в свою былую молодость! Я просто не могу оставаться равнодушной!

Толпа переминается с кочки на кочку, задирает свои головы и глядит на здание. Даже на людей, далеких от искусства и истории, это здание производит свое особенное впечатление.

Третий этюд

Давайте вообразим события столетней давности, которые могли бы иметь место здесь.
Лето в самом его разгаре. Люди, одетые в элегантные одежды, мужчины в черные фраки с цилиндром на макушке, женщины в легких платьях в пол, держащие в руках кружевные зонтики.

Послеполуденный променад. Изнемогая от жары, они прячутся от нее в тени. Как раз рядом с рекой построены декоративные сооружения- каменные гроты, словно маленькие скалы они выступают над рукотворным холмом. В тени стоят небольшие круглые столики и стулья. Пара по траве пересекает полянку и скрывается в тени от палящего солнца. Усевшись за столик, они продолжают свою беседу.

- Как жарко сегодня, не находите! – восклицает дама, обмахиваясь веером. – О чем это мы говорили?- оборачивается она на своего спутника, живо глядя на него.
- Мы говорили о…- ветер шерстит в кронах деревьев, унося с собой отголоски разговора.

Нынешнее время.
Гроты закрыты.
Женщина, торопливо обгоняя меня по гравию, спешит к экскурсоводу и спрашивает у него.
- А это что такое?
Я прислушиваюсь. 
- Это гроты, в них прятались от жары. Это такие декоративные парковые сооружения.
- Аа, - протягивает женщина.- Очень уж похожи на холодильники. Как раз в них можно банки хранить! Там же тень всегда и прохладно!
Я прыснула от смеха. Мужчина снисходительно улыбнулся.


Рецензии
Читается с интересом. У автора большая и тонкая наблюдательность мира и окружения. Кроме того очень милые и добрые мысли. Так держать ! )

Татьяна Егиян   02.05.2023 17:59     Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Виолетта Мерцалова   02.05.2023 18:59   Заявить о нарушении