Нечаянная радость глава 17

Александру Григорьевну не покидало тревожное чувство. Даже телеграмма, объясняющая внезапное отсутствие внучки, не ослабила этого неприятного ощущения. В голову упорно лезли разные мысли, касающиеся Лизы и её самой. Необъяснимым образом все они почему-то сводились к одному: им с внучкой грозит беда. Измаявшись от этих тревожных чувств, пожилая женщина, наконец, задремала, сидя по привычке в своём любимом кресле.
Разбудил её стук в дверь. Александра Григорьевна вздрогнула и, поднявшись, поспешила открыть её. На пороге стояла незнакомая женщина.
- Bonjour, Madame Alexandra! – поприветствовала она хозяйку дома. – D;sol; de ne pas ;tre invit;, mais Je suis sur les ordres de votre petite-fille. (1)
- Qu'avec elle? (2) – вырвалось из уст пожилой женщины.
-Vous n'avez pas ; vou s inqui;ter, elle est bien trait;e, (3) – услышала она в ответ голос незнакомки.
- Je ne Vous comprends pas, - недоумённо произнесла Александра Григорьевна, - elle n'est pas libre? (4)
Этот вопрос смутил незнакомую женщину. Не зная, что ответить, она беспомощно замолчала, глаза её испуганно забегали, уголки рта исказила жалкая улыбка.
- Maintenant, elle est en visite chez mon ma;tre, - наконец, ответила она тихим голосом, - Il aimerait vous parler en personne et vous expliquer tout. (5)
- Comment imaginez-vous cela? – искренне удивилась хозяйка дома. -Je dois venir avec vous? (6)
- Pas du tout, mon ma;tre est ici et est pr;t ; vous parler, (7) – прозвучал ответ незнакомки.
- Pourquoi appelez-vous cette personne le ma;tre? (8) – задала свой вопрос Александра Григорьевна.
    - Parce qu'il est vraiment. Je travaille comme servante chez lui, – ответила ей женщина. - Avec votre permission, je l'appellerai. (9)
Не дождавшись согласия хозяйки дома, она поспешила выйти и через несколько минут вместо неё на пороге дома показался тот, чей образ вызывал у пожилой женщины тревожные опасения. Преодолевая нахлынувший испуг, Александра Григорьевна внимательно посмотрела на прибывшего, пытаясь вспомнить его имя.
1.(Франц.) Здравствуйте, мадам Александра! Извините, что без приглашения, но я по поручению Вашей внучки.
2.(Франц.) Что с ней?
3.(Франц.) Вам не нужно беспокоиться, с ней хорошо обращаются.
4.(Франц.) Я не понимаю Вас, она, что не свободна?
5.(Франц.) Сейчас она находится в гостях в доме моего хозяина. Он хотел бы поговорить с Вами лично и всё объяснить.
6.(Франц.) Как Вы себе это представляете? Я должна буду поехать с Вами?
7.(Франц.) Вовсе нет, мой хозяин находится здесь и готов поговорить с Вами.
8.(Франц.) Почему Вы называете этого человека хозяином?
9.(Франц.) Потому что он таковым и является. Я работая служанкой в его доме.  С Вашего позволения я позову его.

   - И снова, здравствуйте! – улыбнулся ей мужчина. – Возможно, Вы успели забыть моё имя, поэтому представлюсь вновь. Меня зовут Дамиан, и у меня к Вам серьёзный разговор.
   - Что Вы хотите мне сказать? – пытаясь сохранить спокойствие, произнесла пожилая женщина.
    - Я хотел бы поговорить о Вашей внучке и о Вас самой, - прозвучал в ответ голос Дамиана. – Спешу Вас заверить, что с девушкой всё в порядке. Ей ничего не угрожает. Она находится в моём доме в Париже, где оказывает помощь по уходу за своим внезапно заболевшим другом…
    - Я всегда полагала, что о больных людях заботятся в больницах, либо этим занимаются родные и близкие люди, - сказала хозяйка дома. – Не знала, что Вы находитесь в родственных отношениях с Жаком Дюбуа.
    - Не надо ёрничать, - высказал своё недовольство младший Дюмаж. – Мы не родственники, но положение было серьёзное, и я принял решение поместить Жака и Вашу внучку у себя в доме. Ещё раз уверяю Вас, что с ней всё хорошо. В подтверждение своих слов примите вот это письмо.
 Он вынул из кармана конверт и протянул его Александре Григорьевне. Подождав, пока женщина ознакомиться с написанным, незваный гость продолжил свою речь:
   - Думаю, Вы смогли убедиться в правоте моих слов. Хочу сказать, что и в дальнейшем готов оказывать Вашей внучке должный уровень внимания, но для этого и Вы должны дать согласие сотрудничать со мной.
   - О каком сотрудничестве идёт речь? – удивлённо произнесла хозяйка дома.
   - Всё довольно просто, - улыбнулся в ответ Дамиан. – Думаю, Вы не забыли цель моего первого визита к Вам? Тогда Вы и Ваша внучка не очень доброжелательно отнеслись к моей персоне, но я терпелив и не обидчив, поэтому снова здесь. Мои условия таковы: Вы передаёте мне все оставшиеся украшения, а я возвращаю Вам внучку живой и здоровой и навсегда забываю о вас. Кроме того, я всё же готов оставить Вам взамен некоторую сумму. Уверен, что Вам с внучкой хватит этих денег на некоторое время…
   - Я же уже говорила Вам, что все свои украшения продала через антиквара Дюбуа, - прервала его речь пожилая женщина. – Мне нечего Вам предложить.
    - Я считал, что Вы будете умнее, - процедил сквозь зубы младший Дюмаж. – Но ничего, думаю, это сделает Вас сговорчивее.
     Он извлёк из кармана свёрнутый носовой платок и протянул его Александре Григорьевне. Та взяла его и, развернув, обнаружила внутри прядь женских волос.
    Женщина вздрогнула и, подняв на незваного гостя взгляд, полный презрения и ненависти, произнесла:
 - Я заявлю в полицию, и Вас упрячут за похищение человека и вымогательство.
   Ответом ей был раздавшийся смех Дюмажа. Отсмеявшись, он смерил хозяйку дома циничным взглядом и сказал:
 - Вы забываете о моём положении. В этой стране деньги решают всё, а они у меня имеются. Никуда Вы не сообщите, если хотите увидеть внучку живой. Пока я привёз Вам только её волосы, но в дальнейшем их могут сменить пальцы, уши, нос…   
  - Вы не посмеете, - дрожащим от волнения голосом произнесла Александра Григорьевна.
  - Мне бы и самому не хотелось этого, - прозвучал голос Дамиана. – Для того, чтобы
этого не случилось, Вам нужно перестать упрямиться и сделать так, как я прошу.
   Пожилая женщина тяжело вздохнула и, пытаясь сохранять спокойствие, ответила:
- Как бы я не хотела помочь внучке и избавиться от Вас навсегда, здесь, во Франции, мне это не удастся. Я понимаю, что Вы мне не верите, но уверяю Вас, что даже, если перевернуть всю эту страну невозможно найти то, чего в ней нет.
   Увидев, как исказилось лицо Дюмажа, она поспешила продолжить:
   - Однако, есть небольшая надежда, что старинные украшения, принадлежащие моему роду по-прежнему сокрыты на моей исторической родине.
   - Вы имеете в виду Россию? – заинтересованно спросил незваный гость.
   - Абсолютно точно, - подтвердила его догадку хозяйка дома. – Насколько я поняла, Вы тоже выходец из русских эмигрантов?
    - Да, - ответил Дамиан, - я происхожу из рода обнищавших помещиков Тверской губернии.
    - Надо же, - удивлённо произнесла Александра Григорьевна, - мы с Вами настоящие земляки, наше родовое имение тоже находилось в этой губернии.
   - Действительно, потрясающее совпадение, - ответил Дюмаж. – Расскажите о ценностях Вашего рода.
   - Незадолго до моей эмиграции отец вместе с моими братьями собрал все имеющиеся у нас ценности и спрятал их недалеко от родового имения. Часть из них после смерти отца мать передала мне, и я сумела вывезти их из страны. Через много лет эти ценности были проданы мною через антиквара Дюбуа. Но в тайнике в России осталась большая часть скрытых драгоценностей…
    - И как велика эта часть? – алчно сверкая глазами, выдавил из себя Дамиан.
   - Более чем в два раза, - прозвучал в ответ голос Александры Григорьевны.
   После этих слов повисла неожиданная пауза. Незваный гость был ошеломлен. Он и представить себе не мог, что может получить такой огромный куш.
   - Вам точно известно место захоронения Ваших семейных ценностей? – наконец, произнёс он хриплым от волнения голосом.
   - Прошло уже много лет и, конечно же, многое позабыто, но, думаю, что смогла бы отыскать это место, если там хотя приблизительно осталось всё так, как было в годы моей юности, - услышал ответ пожилой женщины.
    - Гарантий, конечно, нет никаких, но ради такого огромного количества драгоценностей я готов рискнуть, - возбуждённо потирая руки произнёс Дюмаж.
   - Как Вы себе это представляете? – искренне удивилась хозяйка дома. – Эти ценности в России, а мы с Вами во Франции.
   - Я уже говорил, что в этой стране деньги решают всё, - прозвучал голос Дамиана. – Я готов оплатить нашу поездку. Честно сказать, давно мечтал посмотреть на страну, в которой я родился.
  - Вы действительно готовы поверить мне на слово и совершить такую авантюрную поездку? – всё больше удивляясь, спросила Александра Григорьевна.
  - Уверен, что Вы говорите правду, - произнёс незваный гость. – Вы слишком любите свою внучку и не стали бы рисковать, а впрочем, и Вам, и ей всё равно придётся отправиться туда вместе со мной и, если что-то пойдёт не так, я вам не завидую.
Если бы Вы только знали, как я устал от этой чужой мне страны. Да, с помощью имеющегося капитала, я смог здесь сделать себе имя, приобрести дом и увеличить доходы, но это всё не то. Не знаю, чего, но мне всегда что-то не доставало. Возможно, получив драгоценности, я, наконец, обрету то, ради чего стоит жить.
   - Жить стоит ради счастья близких, мира на земле, добра и истинной веры, - ответила ему пожилая женщина.
   - Не нужно читать мне мораль, - рявкнул со злостью Дюмаж. – Я живу по своим понятиям и никому не позволю их менять. Терять мне нечего, поэтому не стоит испытывать моё терпение.
   - А вот тут Вы лукавите, - спокойно произнесла Александра Григорьевна. – Вы – алчный человек, жаждущий богатства и славы и, если вдруг придётся лишиться того, что уже имеете, вряд ли это переживёте. Вы и живёте только ради вечной наживы, ради которой готовы пойти на всё.
    Дамиан с интересом и удивлением посмотрел на хозяйку дома, отмечая в сознании, что та совершенно права. Всю свою сознательную жизнь он только и делал, что жаждал обогащения. В увеличении богатства он видел истинную свободу, к этому сводилась вся его жизненная сущность. Богатство вселяло в него уверенность, давало ощущение вседозволенности и всемогущества. Именно, чтобы получить всё это, следом за дедом и отцом, он добровольно перешёл на службу фашистской Германии. И он служил, служил рьяно, с остервенением выполняя любые указания своих новых хозяев. А потом пришло то, о чём он так мечтал. Появились деньги, пришло признание, с каждым днём росло личное богатство. А затем он обрёл власть, унижая, мучая и уничтожая всех, кто был против тех идей, которые принесли ему то, что он так желал. Он стал ненавидеть всех: соотечественников за то, что они чаще всего не принимали новую власть, отдавая на борьбу с ней все свои силы; новых хозяев за то, что те, улыбаясь ему, всё равно считали его ниже их…
    Дюмаж тяжело вздохнул и тихо произнёс:
    - Соберите всё необходимое для себя и внучки. Я забираю Вас с собой, и в скором времени Вы сможете встретиться с ней. Можете особо не торопиться, у меня машина. Возьмите только самое нужное, я буду ждать Вас в машине.
   Он поднялся из-за стола и вышел из дома. Хозяйка дома неспеша прошла в свою комнату и преступила к сбору вещей. Затем она перешла в комнату внучки, где собрала в дорожную сумку вещи девушки. С трудом дотащив собранное до выхода, пожилая женщина вышла на улицу и, подойдя к машине Дюмажа, попросила его помощи. Тот вышел из автомобиля и направился к дому. Вскоре он вышел, неся в руках две объёмные сумки. Погрузив их в машину, Дамиан открыл заднюю дверцу, приглашая Александру Григорьевну занять место.
    - Могу ли попрощаться с сестрами женской обители? – задала она вопрос, сев в автомобиль.
    Дюмаж ответил отказом, сославшись на то, что уже довольно поздно, а впереди ещё предстоит дорога до Парижа. Пожилая женщина вздохнула и, осенив себя крестным знамением, смиренно замерла, погрузившись в тревожные думы.
   Взревев мотором, автомобиль Дамиана отъехал от дома, увозя с собой его хозяйку.

                *****
    Всю дорогу до Парижа Александра Григорьевна не произнесла ни единого слова. Дюмаж и его спутница также безмолвствовали. Тишину нарушал лишь негромкий голос мелодий, льющихся из динамика автомагнитолы. Наконец, машина подъехала к дому Дюмажа и, спустя несколько минут, въехала в просторный гараж. Хозяин дома покинул автомобиль и, подойдя к задней двери, отворил её.
    - Вот мы и приехали, - произнёс он с улыбкой. – Надеюсь, Вам понравится моё скромное жилище. Думаю, что здесь Вам придётся провести несколько дней, пока я постараюсь уладить вопрос о нашем выезде в Россию.
   Пожилая женщина выбралась из машины и остановилась в ожидании пока Дюмаж извлечёт из багажника сумки с вещами. Сопровождающая его служанка с разрешения хозяина повела Александру Григорьевну внутрь дома. Через несколько минут они остановились возле запертой двери. Щёлкнул открывающийся замок и несчастная бабушка, наконец, увидела свою внучку. Та в чужом халате лежала нам кровати и мирно спала. Стараясь не разбудить её, пожилая женщина прошла внутрь комнаты и тяжело опустилась на кожаный диван. Дамиан внёс сумки и поставил их в угол комнаты.
   - Сейчас Вам принесут чистое бельё и ужин, - сказал хозяин дома и, развернувшись, вышел из комнаты.
   Служанка поспешила следом за ним. Александра Григорьевна снова осенила себя крестным знамением и шепотом стала произносить текст Иисусовой молитвы. Прошло более получаса, когда дверь снова отворилась и на пороге снова показалась прислуга. Женщина несла стопку чистого белья и полотенца. Передав всё это Александре Григорьевне, она снова удалилась и, спустя несколько минут, принесла поднос с едой. Оставив его на столе, служанка почтительно поклонилась и тихо произнесла:
   - Bons r;ves! (1)
   Пожилая женщина улыбнулась в ответ и благодарно кивнула головой. Служанка ещё раз поклонилась и, выйдя из комнаты, закрыла за собой дверь. Александра Григорьевна поднялась с дивана и принялась застилать себе постель. Внезапно сзади раздался скрип кроватных пружин, вслед за которым бабушка услышала удивлённый голос внучки:
    - Я всё ещё сплю или это чудо?! Бабушка, ты ли это?!
    Александра Григорьевна повернулась. На её глазах заблестели слёзы. Лиза соскочила с кровати и бросилась ей на шею. Обняв внучку, пожилая женщина прижалась губами к её щеке. Не в силах сдержать нахлынувших чувств, обе они разрыдались…
    Потом они долго обсуждали сложившуюся ситуацию. Лиза с волнением осматривала бабушку, полагая, что тот, кто привёз её сюда, мог причинить ей физическую боль и страдания. Александра Григорьевна заверила внучку в обратном, сообщив, что она добровольно приняла решение уехать вместе с хозяином этого дома.
    - Я не понимаю, - удивлённо воскликнула Лиза, - что значит добровольно? Ты хочешь сказать, что этот Дамиан не угрожал тебе или хотя бы не пытался запугивать? Мне известно его желание обогатиться за твой счёт, так что не нужно меня обманывать. Этот человек – преступник, и нам не следует идти у него на поводу…
   - Успокойся, - прервала её речь бабушка. – Ты полагаешь, что у тебя хватит сил противостоять его воле? Это очень опасный человек. Полагаю, что для достижения своих целей он не перед чем не остановится и даже может пойти на убийство.
   - Он уже пошёл на это, - прозвучал в ответ голос девушки.
   - Что ты имеешь в виду? – испуганно произнесла пожилая женщина.
   - Совсем недавно здесь был убит Жак, - тихо сказала Елизавета.
   Услышав это, Александра Григорьевна вскрикнула. Она побледнела и дрожащим от волнения голосом спросила:
   - Как это случилось?
   - Причина его смерти – несчастный случай, - ответила Лиза, но спровоцировал его хозяин этого дома. Он с силой оттолкнул от себя Жака, и тот, не удержавшись на ногах, ударился головой о край стола. От полученной травмы он скончался на месте. Его труп этот Дамиан подкинул скинул в один из городских каналов, полагая таким образом, что, когда тело Жака будет обнаружено, никому не будет дела до истинной причины его смерти.
    Бабушка с ужасом слушала рассказ внучки. Она и сама чувствовала, что от хозяина этого дома можно ожидать всего, чего угодно, но и предположить не могла, что тот уже совершил убийство, пусть и непреднамеренное.
1.(Франц.) Добрых снов!

     За себя она не боялась, как - никак прожито уже немало лет, но вот Лиза… Девушка ещё слишком молода. У неё ещё всё впереди. Нельзя допустить, чтобы возникла хоть какая-нибудь угроза её жизни и здоровью. Нужно сделать всё возможное, чтобы жизни внучки ничего не угрожало и, если для этого придётся пожертвовать чем-то, она с радостью сделает это. Этот Дамиан жаждет её драгоценностей? Так пусть попробует их заполучить. Никакие ценности не могут сравниться с жизнью любимой внучки. Россия, хоть и является исторической родиной этого Дамиана, но, судя посему, он не бывал в ней довольно длительный срок. Кроме того, без её помощи ему никогда не найти этих внучки ничего не угрожало и, если для этого придётся пожертвовать чем-то, она с радостью сделает это. Этот Дамиан жаждет её драгоценностей? Так пусть попробует их заполучить. Никакие ценности не могут сравниться с жизнью любимой внучки. Россия, хоть и является исторической родиной этого Дамиана, но, судя посему, он не бывал в ней довольно длительный срок. Кроме того, без её помощи ему никогда не найти этих украшений. А она укажет место их нахождения только тогда, когда поймёт, что Лизоньке ничего не угрожает. Для этого внучка постоянно должна быть рядом, так что этому Дамиану придётся ради собственной наживы проявлять к своим пленницам долю заботы и внимания. Если он раньше не сделал внучке ничего плохого, то теперь, зная о скрытых драгоценностях, тем более будет стараться, чтобы всё шло по его плану. Остаётся только понять, как этот человек собирается вывезти их всех в Россию. В том, что ему это удастся, пожилая женщина не сомневалась. Она опасалась только одного, что, прибыв на свою историческую родину, не сможет отыскать место, где скрыты ценности. Как - никак с тех пор, когда они были спрятаны, прошло почти полвека. На месте старой родовой усадьбы теперь, возможно, ничего не осталось. Риск был велик. Если Дамиан не получит желаемое, им с внучкой вряд ли удастся остаться в живых, и всё-таки она готова была рискнуть…
    Изложив внучке свои мысли, Александра Григорьевна поняла, что Лиза не разделяет её оптимизма и желания передать семейные украшения хозяину этого дома. Елизавета не могла поверить, что её бабушка решится на такой авантюрный шаг и сможет убедить Дамиана в реальности его осуществления. Здесь Франция, а там Россия. Между ними огромное расстояние, преодолеть которое не так-то просто. В бабушкином доме они высказывали вслух мысли о том, что обеим хотелось бы побывать в России, но то, что целью этой поездки будет такая чудовищная авантюра, никто не мог и предположить…
   В конце концов, обсуждение было закончено, и бабушка с внучкой, устав от дневных потрясений, крепко заснули.
 


Рецензии