Учтите брянский опыт

             
               А возможно ли вообще создание писательской ассоциации?
«УЧТИТЕ БРЯНСКИЙ ОПЫТ» ПОД ТАКИМ НАЗВАНИЕМ БЫЛ ОПУБЛИКОВАН ЭТОТ МАТЕРИАЛ В «ЛР» №33 2020
Не могла не удивить статья редакции «Литературной России» в №30 под названием «Надо обсудить», то есть не само её появление, а такое важное, может даже, сенсационное заявление: «Писательская ассоциация ещё не создана, а началась борьба за доступ к большим деньгам». Но в чём и как эта борьба проявляется, даже за скобками не сказано, а только характеризуются «неблаговидным поведением» некоторые руководители разных писательских союзов.
Разумеется, организация с таким названием нужна. Но без инициативы власти эту идею в жизнь не воплотить. И вот почему. Начну издалека. Сегодняшнее разделение писательского сообщества  на разные союзы, как известно, произошло тридцать лет назад на сломе единой идеологии Союза писателей СССР. Оно осуществилось не только исключительно по своим идеологическим направлениям, но и по своим мировоззрениям, то есть Союз писателей России и Российский Союз писателей лишь условно делится на патриотический и либеральный. Но они как-то приспособляются к своим литначальникам.  Ведь и там и там писатели разных идеологических мировоззрений. Среди членов нынешнего СП России истинных патриотов очень и очень мало. Не будем касаться персоналий. Скажу лишь одно. На мой взгляд, нынешнее руководство СП России не проводит в жизнь истинно патриотическую линию. Зато либеральное крыло не только отстаивает свои ценности, но и участвует и в политических акциях своих хозяев во власти, то есть как оплот пятой колоны и за это получают вливания…
Всё это зависит от того, кто по воззрениям и мировоззрениям сами руководители. А зачастую местные секретари, или председатели Правлений, если кормятся из местных бюджетов, то какие из них патриоты. Они ежегодно получают от власти разные вспоможения, гранты, при этом считаясь, по исторически сложившейся традиции, как бы официальными писателями и поэтами. Но реалии показывают, что по результатам творчества они не соответствуют установленной когда-то высокой планки мастерства и читательской востребовательности.
И более того, члены разных союзов писателей своей малоэффективной деятельностью не способны влиять на власть, работа которой не всегда отвечает интересам народа. Ведь большинство губернаторов принадлежит к буржуазной партии «Единая Россия». А какие они патриоты – мы знаем. Если президент В. В. Путин определил главной идеологией Патриотизм, то и губернаторы по-лакейски берут под козырёк, проводя не системную работу по патриотическому воспитанию население, а лишь проводит  разовые мероприятия типа «День города» или годовщина, к примеру, образования области, края, республики.
Как можно проводить системную работу, если в основном Законе идеология запрещена в любом виде? И руководители регионов этим пользуются и ведут себя соответственно. Вот потому наше общество глубоко аполитично. Наш губернатор А.В.Богомаз своей «парадной деятельностью» подражает Президенту. Тот проехался по крымскому мосту на КамАзе, наш тоже открывал новый мост, проехав по нему на КамАзе. И со стороны это смотрится карикатурно и создаётся впечатление, губернатор не может быть самостоятельным и сравнивается с известной птицей...   
Не будем касаться такого явления, как «Бессмертный полк». Это тоже разовое мероприятие. Кстати, некоторые деятели его используют для личного закрепления своей политической ориентации. А что писатели? Их деятельность аморфна, если члены организации не приближены к руководству, им не помогают, и тогда они заняты поиском спонсоров. И совсем плохо таким писателям, когда они «идеологически» расходятся с руководством. Члены организации, настолько зависимы и закрепощены, что ни за что не станут возражать против того, чтобы не молчать, когда ущемляются их права или просто их не замечают. Так что не всегда в творческих так называемых профессиональных Союзах состоят в членах настоящие писатели. Ведь графоманов развелось хоть пруд пруди. 
По-настоящему талантливых начинающих писателей не приблизят, их творчество не будут поддерживать морально, а тем более продвигать. А всё потому, что само ядро руководства уступает им и по таланту, и по творческому результату. Ему, руководству, в моральном плане легче пестовать творческую серость, которая не задевает их самих.
Потому старому руководству нельзя доверять ассоциацию, так как она ему опасна только потому, что они не знают, как ею руководить. Ведь в ассоциации не будет идеологического, а тем более мировоззренческого единства, которое они выстраивают по своему разумению так, чтобы организацией можно было управлять без каких-либо для себя осложнений.
А что такое вообще ассоциация и как она должна строиться? Разумеется, если только по единству взглядов, но не по талантам, тогда ничего не получится, поскольку в ассоциацию придут писатели самых разных взглядов на не единый творческий метод. Реалисты или натуралисты не могут мыслить так, как фантасты, а представители фэтезистов, как те и другие.
Чтобы объяснить это на примере, для наглядности можно взять любой толстый журнал. Известно, что каждое такое издание строго придерживается своего направления и не печатает авторов даже самых талантливых из других родов литературы. И от такой косной практики почти все толстые журналы принципиально не отступают, потому и теряют хороших авторов, а значит, и читателей, то есть подписчиков, которых у них становится всё меньше и меньше. Они не учитывают разнообразие читательских вкусов. А писателям приходится стряпать свои произведения под то или иное издание. Но далеко не каждый на это идёт…
Когда мы задумали издание журнала, то полагали, что не обязательно придерживаться только одного литературного течения или направления. Но при этом решили идейно твёрдо стоять на почвеннической позиции и учитывать вкусы читателей. По их откликам нам это вполне удавалось.  Причём за основу мы приняли концепцию независимого издания ото всех творческих союзов, создав организацию, которая отличалась бы от традиционной писательской организации разнообразием творческих направлений. Когда в 2011 году вышел первый номер «Нового литератора», из местного  стана СП России послышался клич: «Кто-то пытается развалить нашу организацию». Но такой цели мы не ставили. Просто наш журнал наполнялся, наряду с членами СП, и начинающими и совсем неизвестными, но талантливыми авторами, которых почему-то местных СП не жаловал. А то и просто их остерегался.
Принадлежность журнала мы обозначили как «Ассоциация Брянских писателей». И никаких конфликтов у нас не возникало. Мы успешно сотрудничали с писателями из других регионов.
Надо бы учесть наш опыт.   
Считаю, если будет создана Ассоциация Российских писателей, её руководство должно состоять из представителей всех существующих творческих союзов. Но принципиально отличаться от модели нынешнего интернационального союза писателей, куда принимают или могут принять даже самого начинающего только у того были бы деньги, а талант там как бы не играет должной роли.    

Владимир ВЛАДЫКИН
Брянск


Рецензии