А. Пушкин в нашей жизни

                А. Пушкин в нашей жизни
                Дочь НАТАША и внуки Лидочка и Сережа
     Дочитываю  последнюю страницу  поэмы «Руслан и Людмила», закрываю книжечку. Конец. Рядом сидит дочь, ей чуть больше трех лет. Всю поэму сидела и слушала. Что она понимала, не знаю, думаю, спрошу, что ей понравилось. Она тянется к книжке, открывает начало и говорит: «Читай…» Думаю, что такое, я же только что прочла всю поэму от  начала и до конца. «Ты не устала?» -«Нет». И я начинаю снова. Сидит и не двигается. Слушает. Думаю: « Ну послушает немножко и убежит». Нет … до конца все слушала. Что она там понимала, не знаю. Но что-то было такое понятное  только ей….Я прочла второй раз, сама просто наслаждалась этим сказочным Пушкиным, наверное что-то и ей передавалось. Прочла поэму второй раз.  Вдруг она берет у меня книгу, открывает начало и говорит: «Читай». Как, снова?  «Да». Я устала, два раза подряд прочла.. говорю:  «Давай, отдохнем, покушаем, погуляем». Думаю, забудет. Возвращаемся  с  прогулки. Она бежит, хватает книгу и говорит : «Читай». Ну, я уже отдохнула и читала снова и  с удовольствием и вдохновением, ПУШКИН!..и такой слушатель. Все это происходило в Челябинске, в нашем собственном доме с  большим садом, огородом, с красивым цветником, сиренью, с палисадником, где росли акации. 
Она жила у моих родителей, а я в Свердловске, после окончания консерватории, была приглашена в филармонию,   в качестве артистки -Чтицы и пианистки, что-то в виде нового оригинального жанра: и артистка и пианистка. И уж точно интересное. Мною было сделано  несколько необычных программ в которых соединялись музыка и слово-музыка и слово, т.е. я и читала и садилась за рояль и играла, дополняя слово музыкой. Во все творческие паузы я ехала в Челябинск, домой. Читала доченьке очень много. Пошла в школу,7 лет восьмой, и я решила прочесть ей «Евгения Онегина». По прочтении, я предложила ей нарисовать. То, что она все поняла, я увидела по рисункам. Онегин был злодеем, он же убил Ленского, и он был страшным, а Ленский с кудрями, Татьяна у нее   имела  длинные косы. Ну,  там и дом был  большой и с садом.. В том мире, в котором она жила: дом, сад, хозяйство, куры во дворе петух кукарекает, собака лает, кот мяукает. Всю эту картину она видела и в «Евгении Онегине». Любить его было не за что, он плохой, он злой. И, между прочим, она все правильно по жизни поняла и расставила точные  акценты. И ведь, как любопытно. Будучи уже мамой, она учила оперу «Евгений Онегин», а ее малышка трехлетняя Лидочка  слушала, слушала… и выучила письмо Татьяны. И мелодию и слова. Выговаривала кое-как, но понять все же, про что … можно было.  Вот так. «Евгений Онегин»  в моем творчестве звучит до сих пор, у дочери теперь в камерном классе поют студенты в академии Гнесиных. И у внучки тоже Онегин остался и в литературной и в музыкальной памяти.. Вот оно бессмертие Пушкина. У Сергея – моего зятя – гобоиста, «Евгений Онегин»  звучит в Большом театре. И прекрасные соло гобоя звучат в его исполнении во время спектакля для переполненного зала театра. Гениальные главы Онегина я  даю в своих сольных Пушкинских  программах, в которых обязательно ввожу и музыку из  оперы гениального Чайковского. И не случайно, мы пропитаны Пушкиным, его словом, его духом, его культурой, его глубиной, его фантазией, его любовью к  русской природе. Вернусь  к сказочному Пушкину. В раннем детстве мы много читаем нашим детям сказок, которые они быстро запоминают. Сказки Пушкина я читала по многу раз дочери, и она запоминала их и повторяла целыми страницами, удивляя и восхищая своих тетушек. Клавир «Руслана и Людмилы», она открыла еще студенткой, потом в «Новой опере» у Евгения Колобова, и все музыкальные образы были ей  близки, знакомы  и понятны. По эстафете, она закладывала сказки и в своих детей.
    А когда Лидочка была у меня в Екатеринбурге, я садила ее 8 –ми летнюю, давала в руки книгу, открывала роман  « Евгений Онегин» и просила ее проверить меня на точность текста. Я читала, она следила, и… запоминала целые страницы. И, наконец, наш маленький Сережа. Мы тоже закладывали в память Пушкина. Он уморительно читал «Я Вас любил», ну не выговаривал   «Безмолвно, безнадежно»-здесь были свои обороты.Это было одно длинное слово. Но зато он так искренно признавался в любви, что так понимать может  только ребенок. А уж когда он читал « У ЛУКОМОРЬЯ», это был настоящий театр, он еще и показывал…..и, конечно, умилял всех.. Придя в детский сад, где необходимо каждому  ребенку читать наизусть детские стихи, он, вдруг,  прочел то, что с ним выучили. А, когда  еще добавил: «Умом Россию не понять…», он сразил воспитателей наповал, и напрочь отказался читать детские стихи. На вопрос, кто тебя научил, он победоносно ответил: «Бабушка».
     Вот так Пушкин прошелся по нашим поколениям. Он оставил прекрасный след своих образов, которые учили любить слово, думать, понимать, а, главное, воспитывал человека, наполняя его русской культурой.

Народная артистка России Тамара Никитична Воронина.
14 сентября 2020г.
 


Рецензии