Моя родословная. Сергей Дегтярь

Сергей Владимирович Дегтярь,
0.1.01.1958 г.
Дегтярь Галина Степановна (Желудкова) - жена,
01.01.1959 г.
Дегтярь Ирина Сергеевна -дочь,
14.10.1980 г.
Дегтярь Константин Сергеевич - сын,
06.08.1983 г.

Сергей Дегтярь от первого лица о себе и своей семье.

   С Сергеем мы познакомились, когда ещё и мысли у меня не было написать эти воспоминания. Надю, мою тётушку из Кургана, должны были отправить в Новосибирск по квоте на операцию сердца.
Когда она сообщила мне и моей маме Людмиле об этом, мы озадачились, как она там одна будет в этом городе.
- Я не одна! - сказала Надежда, - в Новосибирске живёт мой племянник, Сергей, сын моего старшего брата Владимира.
Надя нашла телефон Сергея и я позвонила ему.  С операцией Надечки мы вопрос решили, а с Сергеем остался контакт, в том числе и в «Одноклассниках». Мы немного попереписывались, но на этом всё и утихло.

   И вот, когда меня уже затянул этот проект «Моя родословная», мы вновь на связи. Я не ждала многого от родственников-мужчин в этом плане. Как правило, они мало предаются воспоминаниям, так мне казалось. Я, написав о шестерых братьях и сёстрах, не знала, как мне подступиться к старшему, Владимиру. Но, как говорится, стоит только раскачать лодку и в самый безмятежный штиль появится волна...
   У Сергея оказался  достаточно документов, по которым мы смогли воссоздать вехи биографии его отца.

   Сегодня рассказ пойдёт от первого лица, от лица самого Сергея. Он будет говорить о себе, своей собственной семье, о маме, о рано ушедшей в мир иной сестре, о том времени, в которое проходило его детство и немного о других родственниках.

     ************************

   «Родились я и моя сестра Наташа в Бурее, я в 1958 году, она через год. Кстати,  с днём рождения и у меня «нахимичили» - родился я в декабре, а записали меня на 1 января. На этом настояла баба Наталья, бабушка по материнской линии. Причина - один из её сыновей тоже был декабрьский,  и так получилось, что этот год был последний,  который брали на фронт. Если бы записали на несколько дней позже, то он на фронт бы не попал и был бы, возможно,  жив. А так пропал без вести.

   Я этого не помню, но похоже баба Наталья помогала матери и после моего рождения, и после рождения сестры. Ведь тогда матери выходили на работу буквально через 2-3 недели после родов.

   Как рассказывала мать, когда родилась моя сестра Наташа,  баба Наталья посмотрела в её глаза и сказала, что это не жилец и вскорее умрёт. Мать очень сильно обеспокоилась - как же так? Тогда бабушка ещё раз глянула и сказала - «трохе поживёт ещё». Сестра умерла в 29 лет от рака.

   Но это было потом. А пока мы жили в Бурее. Как немного подросли,  в няньки нам назначили брата Александра. Он должен был за нами приглядывать, но как-то не углядел, я с сестрой каким-то образом перелезли через закрытую калитку и отправились в путешествие по окрестностям. Сашка нас потом до вечера искал...

   С самого раннего детства помню, как учился ездить на трёхколёсном велике. Ещё, по рассказам матери, я очень поздно начал говорить. У меня даже кликуха была - немтырь. Зато потом начал говорить сразу предложениями.

   Жили мы прямо рядом с почтой, а с другой стороны почты жила семья Гапонов. Фамилия такая. Отец семейства тоже работал на почте, как мне кажется, конюхом. У них было несколько детей, и мы часто пропадали у них во дворе.
Из достопримечательностей двора был деревянный макет грузового автомобиля довольно больших размеров, в кузове которого я однажды заснул, и меня все потом долго искали, пока не заглянули в кузов. А ещё у них на чердаке был станок от пулемёта «максим». Как в фильмах. Мы с ним играли. Может,  и пулемёт где был - я не видел.

   Ещё помню, как катались на санках зимой и, наверное,  больше ничего не помню из того периода.

В мои пять лет мы переехали в Екатеринославку - отца перевели. Вначале наша семья поселилась в трёхквартирном одноэтажном бараке, в бывшем школьном дворе. Двор был очень большой, там собиралась ребятня со всей округи.

   Жили дружно и весело. Наше веселье слегка доставало некоторых взрослых, и у нас даже были некие враждебные действия друг против друга.

   Из того времени, до 1 класса, был случай, как мы спёрли со свадьбы бутылку вина. Вернее,  я в этом не участвовал, потому что мать шла на обед и сразу просекла намерения нашей кодлы, а потому забрала меня домой. Тем не менее, бутылку стянули  другие из нашей ватаги, меня взяли с собой на речку купаться, там мы её и употребили.

   Из общегосударственных событий помню, как пришлось стоять с матерью в магазине за хлебом - были перебои с доставкой хлеба, и нужно было предъявлять едоков - отпускали по норме.

   В первом классе мы переехали в свой дом - выделили служебный, с огородом. Пришлось делать ему капремонт. Поучаствовал.

   Учился я нормально. В первом классе со мной делала уроки мать, а затем родители в процесс обучения не вмешивались. Мать говорила, что на собраниях меня за учёбу не ругали, бывало, что ругали за поведение.

   В детстве я был довольно привередлив к еде. Помню, что меня тошнило от еды в детсаду, не переносил сало ни в каком виде. Когда резали свинью, я уходил из дома и ходил вокруг кругами - не переносил запаха кишок. Со временем прошло, но мой двоюродный дядька, Геннадий Алексеевич Дегтярь, привередлив в еде был всю жизнь, да и мой сын, Константин, ест не всё подряд. Видимо, это наследственное.

В школьные годы я, как и мой брат Александр, увлекался авиамоделированием (в школе был сильный кружок), но больше мне нравилось спортивное ориентирование и походы.

   У нас было хозяйство - в Бурее держали кур (петух чуть Сашке глаз не выклюнул - шрам от этого под глазом), а в  Екатеринославке  свинью.

   Хозяйством занималась в основном мать - огород, свинью да нас накормить, печку истопить. Отец этим занимался эпизодически - навоз выгребет, организует вспашку огорода, картошку копать, уголь, дрова привезти, разгрузить. Будучи постарше и я помогал, но в основном - мать. У неё на работе был перерыв на обед три часа - вот и управлялась.

   Когда я был в пятом классе, брат Александр закончил школу и уехал в Краснодар поступать в военное училище. Поступил. Причём, вступительные экзамены сдал лучше многих столичных и из других больших городов. А ведь он не был отличником,  в обычной школе в деревне учился, считай, на краю света.

   При мне появился телевизор. Мне, наверное, было лет шесть. Помню, к нам ходили недели две все соседи - человек десять смотреть кино. ( Примечание автора: Мне Саша тоже упоминал о соседях. И то, как они вынуждены были уступать гостям удобные места, а сами ютились на полу. Из-за этого и телевизор невзлюбили!)
Потом интерес подупал, да и другие жители тоже обзавелись ТВ.

   При мне появился и  холодильник. Это позже, я уже в школе учился.

   Увлечений у родителей особых не было - видимо времени не хватало. Отец иногда ездил на рыбалку, но очень редко. Не охотник, ружья ни когда не было. Мать, ну разве что шитьё, так это по необходимости, - она обшивала всю семью, особенно, в первое время.

   Отец иногда любил готовить. Редко - но готовил. И про блины - всё верно пишет Оксана, переворачивал  он их мастерски.

   Иногда ездили по грибы да ягоды, но редко. Раз в год, в лучшем случае.

   Вспомнил интересный случай, произошедший ещё в Бурее. Мы всей семьёй поехали по реке на теплоходе. По-моему, это был,  как сейчас говорят, корпоратив, но с семьями. И... сели на мель. Там и руками толкали, и рыбу ловили. Просидели весь день,  до темна посреди реки. Потом то ли сдёрнули теплоход, то ли на лодках всех вывезли... вернулись домой на автобусах,  ночью.

   Про родственников.

   Так уж получилось, что наша семья оказалась на отшибе,  и рядом не было никакой родни. Да, переписывались, созванивались, но всё равно родни рядом явно не доставало.

   В Белогорске - 100 км от нас жили Дегтяри, но я у них ни разу не был. Был несколько раз, может быть два-три, в Свободном и Шимановске, но там, в основном, жила родня по материной линии.

   К нам приезжали, но это вообще отдельные эпизоды. Сами мы дальше Шимановска не ездили. Я имею ввиду свои школьные годы. Так что я как-то не привык к общению с родственниками. И, когда после школы уехал учится, а потом служить и работать, я так же непозволительно мало уделял внимания родителям.

   Однажды наверное курсе на третьем, летом приехал к родителям всего на 3 дня. Отец на меня сильно обиделся.

    По окончанию школы я был на распутье. Меня тянуло заняться какой-нибудь геодезией, чтобы ездить по лесам и горам. Чуть не подал документы в военное училище геодезии и картографии Питере. Отпугнуло большое расстояние от дома.

   Неожиданно в честь окончания школы мне на работе у отца подарили чемодан. И я подумал: а почему бы не в связь? Тем более, что я немного занимался пайкой приёмников и усилителей, а отец мне помогал деталями.

   Чемодан - это был такой толчок, который помог мне сделать окончательный выбор. Были разные варианты. Родители, конечно, были за связь, тем более, что это позволяло им сохранить хоть какой- то контроль за мной через  Геннадия Алексеевича.

   Послал по почте документы в институт связи в Новосибирске на факультет Радиосвязи и радиовещания, а сам на  неделю ушёл с друзьями в поход в тайгу.

   Вернулся, а меня ждёт бумага с предложением пройти подготовительные курсы в институт. Пока я ехал на поезде 4 дня, курсы почти закончились, но  дня на три я успел. Далее были экзамены, поступил в 1975 году. Причём, дядя Гена меня в каждый приезд к нему домой слегка экзаменовал и, как потом сказал,  думал, что я не поступлю. Однако, срослось.

   А в институте работала секция туризма и альпинизма, и я конечно же, подался к ним. К концу учёбы у меня был 1 разряд по альпинизму, и пик Ленина в активе.

   Здесь же, на картошке, после третьего курса, познакомился со своей женой. Она училась в нашем институте на экономическом факультете. В октябре 1979 года сыграли свадьбу.

   Годы учёбы в институте оказались самыми насыщенными и самыми, наверное, значимыми. Оказаться из далёкого села в крупном городе - само по себе значимо.  Занятия альпинизмом позволило мне  побывать в Алма Ате, Фрунзе, Ташкенте, Душанбе, целом ряде городов Ферганской долины - Ош, Андижан. Походить по горам Памира и Тянь Шаня, взойти на один из 4- х семитысячников СССР  - пик Ленина. Мне повезло познакомиться  с массой людей, обрести друзей и найти свою половинку на оставшуюся жизнь - жену.
И это не считая самого процесса учёбы и обычной студенческой жизни.

   А по окончании института меня распределили в армию, вернее в ВМФ, и 3 года я прослужил офицером под г. Фрунзе на узле связи ВМФ.

   В октябре 80-го родилась дочь Ирина.

Лыжи мне  не в новинку, но на горные я встал уже после института.
Именно лыжи позволили мне поездить на Кавказ. Это ещё  при Советах.

   Зимой была учеба и тренировки с выездами, практически по всем выходным, за город в любую погоду, а по праздникам и летом - в горы. На всё  остальное, на родню в том числе, не хватало времени. Да и не интересовала в то время родня. Жизнь кипела в другом направлении.
Как показало время, это было большой ошибкой.

   Приведу один пример из жизни студента, закончившего первый курс.
   Секция альпинизма выделила на лето нам профсоюзные путёвки  в альплагерь. Мне и моим  товарищам достался Варзоб. Это альплагерь в 54 километрах от Душанбе.
Стоила путёвка сорок рублей на человека на две недели проживания, питания, с выдачей снаряжения и прочего. Но, без дороги. Для студента деньги немалые, поэтому взяты были, естественно,  у родителей. Мы там чего-то подрабатывали, но то были мелочи. Свободных денег практически не осталось, поэтому в Душанбе поехали в общем вагоне с пересадкой в Ташкенте, далее автобусом до какой-то деревни, и  далее пешком. Шли ранним утром. Довелось понаблюдать за пробуждением таджикской деревни в те времена. Будили народ не будильники или петухи - будили ишаки! Зрелище незабываемое - под громкие крики ишаков из под всяких кустов и сараев (из-за жары народ предпочитает спать на улице) вскакивают люди и мчатся кто куда, гонят скотину на пастбище и т.д.  Только что была тишина, и через две-три минуты жизнь кипит!

   После лагеря дорога в обратном направлении та же. Приехали мы в Новосибирск, а в кармане на четверых десять копеек! А нам жить ещё недели три и работать на стройке общежития (третьего, что у базара Октябрьского).

   Хорошо, что один из нас был местный. Он каждый день привозил рубль, и мы на него вчетвером день жили.
Вот тогда  мы и познакомились с тем, как это бывает, когда есть по сути нечего.

   Мать очень подкосила смерть дочери.
Только для матери стало все нормально складываться: Наташа закончила школу, отучилась в Хабаровском техникуме связи, вышла замуж, отработали с мужем в Читинской области по распределению несколько лет, переехали жить в Екатеринославку.

   Наташа всегда говорила: «У меня детей будет, как у мамы.»
Так и получилось, у них с мужем Виктором Колядиным двое сыновей, Алексей и  Владимир, третьей рождается девочка Лена.

   Мать надеется, что теперь она в старости сможет опереться на дочь.
И вот, Леночке ещё нет и года,  а Наташа умирает от рака в двадцать девять лет.

   И когда речь заходила о дочери, мать всегда вспоминала пророчество бабы Натальи - «долго не проживёт».

   (Продолжение следует)


Рецензии