Городские заметки

Некоторые интересные вещи в городе Тяньцзине, отличные от европейских и русских городов, обратили на себя внимание. Кое-что появилось новенькое – сезонное, сейчас более глубокая осень – преддверие зимы.

 Уборщики мусора в городе носят оранжевую униформу – как наши дорожные ремонтники. В такой яркой экипировке они всегда видны и соответствуют осеннему сезону. Их много. Они собирают мусор тонкой тростью с щипчиками на конце, подметают и собирают листья и мусор с прохожей части дорог. Иногда они перевозят большие корзины с мусором на велосипедах.  Раньше я мусорщиков не замечала – это новый почин.

Решетки, которые мне казались простой декоративной деталью или имитацией балкончика перед окном, оказались банальными ящиками для кондиционеров. Теперь понятно, почему домов с такими решетками так много – без кондиционера современный китаец-горожанин не может обойтись: летом он спасается с его помощью от жары, зимой кондиционер обогревает воздух в жилище.  Конечно, есть дома, на стенах которых кондиционеры торчат так же вызывающе, как и у нас. Но большей частью эти агрегаты спрятаны в решетчатые выступы под окнами.

Как много в городе уличной еды! Особенно это бросается в глаза под вечер. Как только начинает смеркаться и зажигаются рекламные щиты на официальных зданиях и в витринах, на прохожей части улицы появляются лотки-каталки, подсвеченные лампочками, с самой разной едой: жареными и пареными овощами, мясными блюдами, выпечкой, в которую я, наученная горьким опытом, не верю. В емкостях-кастрюлях без крышек дымятся кусочки мяса, куриные ножки, крылышки и шейки, утиные головы, куски отварной печени и еще масса мясных изделий в собственном соку или в соевом соусе. На других лотках разложены нанизанные на длинные деревянные палочки целиковые или резаные кальмары в сыром виде – их жарят тут же на улице и тут же едят. В центре на торговой улице все эти жареные деликатесы продаются весь день – здесь хорошая проходимость, а в выходной день просто не пробиться. Некоторые сладости тоже нанизаны на палочки. Я знаю только боярышник в карамели, поэтому, когда приходит время перекусить, выбираю именно его. Боярышник крупный – как мелкое китайское яблочко, на вкус кисловатый, мягкий, с крупными косточками, карамель сверху уравновешивает кислоту. В общем, это неплохой перекус. Остальные китайские уличные блюда почем-то аппетита не вызывают, по крайней мере, у меня. Примечательно, что тушеные овощи или мясо люди покупают и несут домой в пакетах. Получается, что они идут с работы, берут на лотках готовую пищу, чтобы дома ничего не готовить.

В этот раз видела в городе много собак и кошек. Собак в основном водят на поводке. Но некоторые перемещаются по городу свободно, однако, привязаны невидимыми узами к определенному месту, где они тусуются и питаются (то есть где их подкармливают). Крупных собак не видели. Все собаки в Тяньцзине скорее собачки – как будто специально под низкорослых китайцев.

В прошлый раз я заметила, что многие велосипедисты, особенно женщины, обматывают лицо тонкой сеткой – понятно от пыли, возможно, мелкого мусора, который летит с дороги в лицо. В этот раз, когда мы застали позднюю осень, мы заметили на улицах не только велосипедистов, но и прохожих с масками, закрывающими пол-лица. Причем это были не просто медицинские белые маски, а игриво-цветные, с аппликациями и рисунками, утепленные, чуть ли не меховые забрало. Наша переводчица объяснила нам, что в Тяньцзине плохой воздух из-за оживленного транспортного движения. Мы, надо сказать, особой загазованности или запаха бензина в Тяньцзине не заметили, а вот повязки-намордники оценили. В торговых кварталах мы видели целые стенды, увешанные такими масками на продажу: спрос рождает предложение.

Интересное наблюдение: в городе Тяньцзинь не пьют пива! Не то, чтобы совсем не пьют. Наверное, где-то пьют, но не на улицах. Не видела на улице ни одной бутылки, ни одной жестяной банки ни в руках, ни под лавками (как у нас), ни в урнах. Тяньцзиньцы любят пить молоко. Они покупают маленькие разовые бутылочки или двухсотграммовые пакеты с молоком. Чудеса да и только!

Как и в любом городе мира, в Тяньцзине есть свои городские сумасшедшие.  Несколько раз они встречались нам то тут, то там. Внешностью они не блещут, то есть привлекают к себе внимание не вычурной одеждой. На торговой улице один чудак, раскачиваясь на ногах в разные стороны, периодически выкрикивал какие-то слова. Может быть, оно что-то означало, может, он что-то рекламировал. Но звучали эти выкрики как полная тарабарщина и люди странно оглядывались на него. Другая чудачка ехала с нами на автобусе. Она широко улыбалась, оголив выступающие вперед желтоватые зубы. Очень задорно и громко говорила что-то пассажиру, сидящему напротив.  Маленький китайчик почти карликового роста (сидел на высоком сидении, ноги в детских кроссовках до пола не доставали) слушал странную особу в пол-уха, нарочито отворачивал в сторону личико голыша с китайской новогодней открытки, он был явно недоволен, что эта желтозубая мадам дергает его, но все же изредка что-то отвечал ей. Она после каждой реплики мужчинки еще больше расплывалась в улыбке и тараторила еще оживленнее. Надо сказать, эта парочка весело смотрелась. В общем, совсем не сумасшедшие, просто чуть-чуть не такие, как все.


Рецензии