Сочинение

Дарью Леонидовну ученики за глаза называли «Банши». Конечно, она знала об этом, но после почти пятнадцати лет работы в школе и с десятка подобных прозвищ ей было уже всё равно. Было просто наплевать на то, что там ученики думают, говорят о ней. Раньше говорили и потом говорить будут. Пенсионный возраст подняли, так что теперь дольше. Ну, что ж, рассуждать долго можно, а на урок идти надо. На первом уроке с восьмыми классами по программе должно быть сочинение. Вот кому оно надо, это сочинение? Опять в начале урока тихие матьки слушать. А может, ну её к лешему эту скучную тему «Летняя картина»? Восьмиклашки же не дети уже, подростки сейчас современные, социально активные. Тема для первого сочинения напрашивалась сама собой.

- Здравствуйте, садитесь. Поздравляю вас, 8Б, с началом учебного года. Рада видеть вас всех здоровыми, загоревшими, отдохнувшими и, надеюсь, настроенными на отличную учебу. Так, смотрю, отсутствующих нет. Сегодня я предлагаю вам написать небольшое сочинение на тему «Что я могу сделать для этого мира?». Объём от одной до пяти страниц. Пишите всё, что хотите на эту тему. Сдать надо не сегодня, а на следующем уроке.

Класс зашуршал. Послышались шёпотки, ожидаемо матьки, ожидаемо проклятия в сторону «неугомонной Банши, которая опять что-то выдумала», а ещё стенания о том, что подростки ничего не могут изменить, ведь всё решают взрослые, которым плевать на их мнение. Как бы там ни было, очень скоро кабинет наполнился сосредоточенным пыхтением. Конечно, нашлись и те, кто решил, что они всё сделают дома/ на перемене/ с родителями, но всё же большая часть класса сидела и сосредоточенно писала сочинения.

То же самое происходило и в остальных четырёх восьмых классах. Как конвейер. Одна и та же приветственная фраза от Дарьи Леонидовны, одна и та же реакция от учеников. Вот только тема сочинения была необычная, и хоть для многих ребят она стала «очередным бредом Банши», нашлись те, кто реально задумался: а что они могут сделать для этого мира?

В назначенный день, на столе у Дарьи Леонидовны перед каждым уроком каждого восьмого класса появлялась стопка тетрадей. Да, по их количеству  можно было понять, что кто-то снова забыл тетрадь дома, забыл написать сочинение, пролил на тетрадь утром чай, случайно отдал младшей сестре или брату в качестве альбома для рисования. И ещё с пяток оправданий разной степени абсурдности и оригинальности. Дарье Леонидовне не привыкать.

Вечером, когда ученики уже схлынули из школы, она стала проверять их тетради.

Пишет Софья Морозова, девочка умная и горделивая. Для неё пятёрка с минусом – личное оскорбление, а четвёрка подобна плевку в лицо.
«… Сейчас я могу делать только маленькие шаги в улучшении этого мира, могу отдавать свою старую одежду в детские дома, могу сортировать мусор и не мусорить сама…» Ожидаемо, может, но не делает, хорошо бы поговорить с ребятами об этом.

Пишет Анатолий Рябчиков, мальчик хулиганистый, но добрый. Ему всё равно на оценку, лишь бы поставлена она была справедливо.
«… Я на прошлой неделе ходил в приют для собак, принёс им корма, игрушек разных, одеяла старые с дачи. Я не один ходил, с братом страшим, он и  купил еду и игрушки, но и я кое-какие деньги из копилки вложил. А ещё я всё лето помогал бабушке и дедушке на даче. Конечно, для мира в целом это мелочь, но для них это значит очень много. Я вообще читаю, что если все внуки будут помогать своим бабушкам и дедушкам, мир изменится. Станет меньше несчастных пенсионеров, станет больше довольных стариков…»

Пишет Диана Верная, девочка замкнутая нелюдимая. Учится урывками, всё время витает в облаках.
«…А я считаю, что для мира уже всё потерянно. Мир жесток, так зачем для него что-то делать. Я бы хотела сказать, что от того, что я сдаю макулатуру или работаю волонтёром в доме престарелых что-то изменится. Но это ведь не так. Меняться должен не мир, а люди. А люди не хотят меняться. Не мы такие. Жизнь такая».

Пишет Андрей Мешкович, мальчик спортсмен, занимается хоккеем. Учится когда не на соревнованиях и не на тренировках.
«… Для этого мира я могу заработать много денег и пожертвовать их на благотворительность. А пока этого не случилось, я могу освещать разные проблемы в своём блоге, могу регулярно выходить на субботники, помогать старикам. У меня нет родным бабушек и дедушек, но я иногда приношу еду соседке ветерану…»

Дарья Леонидовна отвлеклась от проверки сочинений. Запятых не хватало в каждом первом. Но это сейчас было не важно. Важно, что подростки реально писали свои мысли. Такие разные, такие юные. Некоторые из ребят открылись для учительницы с новой стороны. Не всегда с лучшей.

Когда сочинения были проверены, а оценки за них выставлены, Дарья Леонидовна хотела обсудить каждое сочинение отдельно с его автором, но не смогла организовать это. Пришлось по старинке выделять на обсуждение часть урока.

- Здравствуйте, садитесь. Я проверила ваши сочинения, 8В. И что хочу сказать, неплохо. Да с пунктуацией опять проблемы, но в целом всё написано довольно грамотно. Хочу отдельно обсудить несколько работ.
Тарантасов Матвей, это что за отписка? Читаю твоё сочинение: «Что я могу сделать для этого мира? Ничего». Это возмутительно. То есть кто-то пишет сочинения на пять страниц, а тебе лень одну страничку накорябать? Это при том, что норма в вашем возрасте минимум три страницы. Я сделала вам поблажку, понимаю, что вы после каникул, разрешила минимальный объём в одну страницу, а ты и это написать не смог. Что ж, 8В, поблагодарите Матвея, больше поблажек не будет. Оценку узнаешь, когда староста раздаст тетради.
Дальше. Алабай Инна. Вот её сочинение хочу похвалить. И ошибок нет, и мысли верные. Вот пара из них «Каждый человек может вносить свой посильный вклад в сохранение природы. Например, отказ от личного транспорта и переход на общественный, это уменьшит выхлопы в атмосферу. А отказ от изделий из натурального меха сократит истребление пушистых зверей. Я уже это сделала. Как говорится, лисьи шкуры лучше смотрятся на лисах, а не на коровах». Последнее замечание, на мой взгляд, лишнее, но с другой стороны оно добавляет колорита.

После пяти уроков подряд в восьмых классах Дарья Леонидовна чувствовала себя выжатой как лимон. Всё же тема для сочинения была сложной. Всё же многие восьмиклашки справились. Не все. Но они смогли, раскопали в своих мыслях и душах такие важные мысли о помощи близким, помощи природе.

А что она, Дарья Леонидовна по прозвищу «Банши» может сделать для этого мира? Она лишь простой учитель. Она может учить детей, вкладывать в их умы не только знания о русском языке и литературе, но и пробуждать в них мысли о вечном. А ещё она человек, и ещё совсем не старый. Так что же ей мешает выйти на субботник?


Рецензии