Бэйхай, Храм неба и Парк мира

Первым мы выбрали парк Бэйхай – древний императорский сад. Позже я узнала, что императорские семьи останавливались здесь на короткое время для ведения политических дел и жертвоприношений. Сначала мы по мостику перешли озеро, в заводях которой когда-то цвел лотос - чудесные виды китайской осени по берегам открылись нашему взору, и через тройные яркие ворота под крышами-пагодами вошли в сад. В саду среди деревьев стояли беседки-пагоды, внутри которых статуи богов и богинь, окруженные ритуальными предметами – вазами, фигурками животных, курительницами, перед рядом мелких статуэток – вазочки с фруктами – приношения богам.  Весь сад разделен на отдельные зоны – дворики, перед входом в очередной павильон пара львов, по бокам огромные жертвенники, в которые теперь посетители кидают деньги на содержание храма. Перед другими павильонами на постаментах стоят скульптуры черепахи, журавля и странного сосуда на трех лапах с двумя гусиными шеями, загнутыми в виде ручек. Мы обходили один павильон за другим, поднимаясь по каменным лестницам вверх – к белой буддистской башне под названием Белая Дагоба. До конца так и не дошли – уж больно высоко и ступени крутые!

При переходе к очередному павильону мы прошли через бамбуковые насаждения – своеобразный лес из тонких стеблей с остролистной кроной вверху. Интересное ощущение – как во сне.

Дальше мы остановились у дерева желаний – длинной стойки с круглой крышей, с которой свисают на длинных нитях деревянные бляшки красного цвета. Такие же красные бляшки висят и на стойке-стенде рядом. Наверное, их специально покупают и вешают здесь, загадывая желание. Здесь же стоят высокие длинные красные будки, похожие на открытые пагоды, внутри которых висят китайские приплюснутые колокольчики или так называемые «модельные» барабаны.

В павильоне перед статуями богинь, изготовленными из металла, в маленьких горшочках цветы, на красных столах целый ряд изящных курительниц разных форм и вазочки с яблоками. В самом центре золотая фигура Будды, а по боковым стенам фигуры китайских монахов (или мудрецов?). Совершенно необычно оформлен потолок: множественные балки-перекладины с сине-зеленоватым орнаментом, уложенные в художественном порядке, образуют своеобразные колодцы (они расположены по бокам), из глубины которых свисают вниз выполненные из пестрой красной ткани с мелким сине-белым рисунком украшения в виде фонарей с длинными прядями, посередине между «колодцами» из такой же ткани висят полотна разной ширины с резным краем или с длинными полосками-прядями. Ничего подобного я в своей жизни не видела. Фантастическое впечатление! 
 
Перед последней лестницей, по которой мы не стали подниматься, по бокам  скальные образования из камней Тайху, привезенных с озера Тайху на юге Китая.

Необработанные камни имеют совершенно уникальную форму, они могут быть округлыми и угловатыми, с мелкими или крупными отверстиями, на первый взгляд как будто резные. Подобные камни я видела в Тяньцзине и не могла понять, что за странная манера выставлять отесанные каменные глыбы в виде городской скульптуры. На самом деле камни имеют естественную, данную природой форму, если приглядеться, то среди них можно найти фигуры похожие на животных. Интересное занятие для людей с развитым воображением – все равно, что искать образы-картинки в облаках.

В общем, первой достопримечательностью остались довольны. Жаль только, что Андрей не смог стать гидом, он вообще ничего не мог нам рассказать.
 
Затем наш «Ниссан» помчал нас к Храму Неба. Храм неба это культовый ансамбль жертвоприношения Богу Неба. Он находился внутри парка и оказался не таким высоким, как белая башня в парке Бэйхай, к которой мы так и не смогли подняться.  В парке все напоминало устройство Тяньцзиньского парка на воде – здесь тоже стоят цветные беседки с резными крышами-пагодами, длинные галереи, раскрашенные в национальном стиле, здесь тоже люди танцуют и поют, играют на музыкальных инструментах, кроме того, прямо на перилах галереи  играют в карты – довольно азартно, внутри женщины (!) играют в игру, которая в разных источниках называется по-разному: янь-цзы или цю  – волан, изготовленный из круглого грузика с перьями-крылышками, подкидывают ногой, передают друг другу, отбивают плечами и головой, главное, чтобы цю не упал. Мой муж вспомнил, что у нас подобная игра с маленьким грузиком называется игрой в жошки. Женщины, сидя на перилах,  вяжут из цветных ниток игрушки и салфетки и тут же продают вязаные изделия. Вот так культурно отдыхает китайское население. «Жизнь коротка, и поэтому не следует терять времени, нужно наслаждаться ею»,- такова очередная китайская мудрость, и китайцы со всем жаром души следует ей.

Храм Неба был местом для молебнов и жертвоприношений императора, сюда он приезжал в день зимнего солнцестояния, чтобы помолиться о хорошем урожае и о дожде в начале лета. Поэтому центральный зал называют Залом молитв о хорошем урожае. Основное храмовое строение, стоящее по центру круглой формы и пагода необычно круглая, но с неизменным загибом вверх по краю. Храм Неба называют шедевром архитектуры и ландшафтного дизайна, он занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Последним в повестке дня был Парк мира. Уж, как выбрали – так выбрали!  Наверное, он располагался в другом конце города – так долго мы до него добирались. По дороге немного посмотрели столицу. Проехали по улицам старого Пекина – низкие одноэтажки из серого кирпича с красным украшением по краю крыши. «Старый Пекин – плоха!» - резюмировал Андрей. Ну, не так уж плохо, тут же в Пекине мы видели районы и похуже: неухоженные, ржаво-плесневые и откровенно грязные. Вспомнилось, что в Тяньцзине из окон гостиницы мы каждый день видели одноэтажный дом, внутри которого располагались либо склады, либо какие-то рабочие площади, а на крыше жил местный Карлсон с семьей. На грязной крыше, усыпанной досками, ящиками и известкой, надстройка из старых серых досок без окон, но, думаю, с дверью.  Мы бы не догадались, что этот с позволения сказать «мезонин» может служить жильем, но на веревке, протянутой между ним и длинной палкой, торчащей из крыши, иногда появлялось стираное белье. Время от времени Карлсон устраивал постирушки.

Парк мира встретил нас большими рекламными строениями сказочного дворца с остроконечными башенками – Дисней ни Дисней, но что-то похожее. С башен этого чудо-дворца свисали длинные нити с нанизанными красными китайскими фонарями. Это сочетание еще больше сбивало с мысли, не давая должного определения: в какой же части света находится этот замок. Перед входом огромная карта городов мира, представленных в парке. Внутри просторная парковая зона, в разных частях которой выстроены известные или неизвестные (я бы сказала, неопознанные) здания, символизирующие разные уголки мира. Большинство построек выполнено в масштабе 1:8, то есть в восемь раз меньше оригиналов. В общем, как сказал Юра, картонные мировые достопримечательности.

Мы начали осмотр с «картонной» Красной площади, отметив, что Москва предстает перед глазами визитеров первой. Имитация Кремля, Храма Василия Блаженного и Исторического музея оказалась весьма приблизительной и по цвету не соответствующей оригиналу, как и любая китайская имитация, хотя при ближайшем рассмотрении в здании музея просматривались мелкие кирпичики. Я нашла в интернете материал одного из консультантов и исполнителей этой московской миниатюры – женщины и поняла, что работы велись скрупулезно, потребовали много времени и сил. Можно простить китайцам некоторые несоответствия, зато русские достопримечательности удостоены лучшего места в парке. Потом следовала фигура Сиренки – символа Варшавы, образец памятника Моцарту, находящегося в Вене. Существенную площадь заняли различные города  и интересные места Америки – Вашингтон, Нью-Йоркский Манхеттен еще с башнями-близнецами и статуя Свободы, Белый дом и Капитолий и другие.  Побывали на лондонском Тауэрском мосту и перед часами Биг-Бен. Издали увидели Эйфелеву башню, недалеко от нее Собор Парижской Богоматери, вспомнили французский вояж в прошлом году. Несколько символических строений мы не узнали – был собор, напоминающий либо собор Святого Витта в Праге, либо Кёльнский собор, только китайскому варианту не хватало одной башни. Замок наподобие диснеевского возможно символизировал замок Нойшванштайн в Германии, но был странной окраски, что не соответствует действительности. В парке мы нашли и Великую китайскую стену, выполненную с размахом, сфотографировали ее – если показать фотографию без людей, можно подумать, что стена настоящая, а может быть, и нет. В самом конце довольно большую территорию занимала «японская деревня» - точного названия места мы не знаем,  просто японский деревенский мотив.

Пока гуляли, начало смеркаться. Потом мы долго ехали в свою гостиницу, назвать ее отелем, язык не поднимается. Если бы мы знали заранее, что Парк мира находится так далеко, то выбрали бы для ознакомления другое место. Но, увы, наш китайский толмач Андрей не подсказал нам, для него главное – почасовая оплата. Поскольку стемнело довольно быстро, мы успели полюбоваться вечерним Пекином в огнях и подсветках. Как в любом современном городе в Пекине богатая, почти новогодняя иллюминация, хотя в Новый год она, наверняка, еще мощнее. Отметили, что небоскребов, как в Тяньцзине, мы не увидели, возможно, Андрей нас просто до них не довез.

Мы решили на следующий день не привлекать Андрея к работе. Первый день в Пекине обошелся нам довольно дорого, ведь расчет производился по часам. При всем этом Андрей нам ничего не рассказывал, обзорной экскурсии и в результате общего представления о Пекине мы не получили. Юра подсуетился и в храме Неба попросил одну китайскую переводчицу написать нам на китайском языке  выбранную нами заранее цель – Тяньаньмэньскую площадь и известную пекинскую достопримечательность под названием «Запретный город». Так с помощью китайских записок мы еще в Тяньцзине привыкли общаться с таксистами.


Рецензии