Площадь Тяньаньмэнь

До площади Тяньаньмэнь мы доехали на такси за 14 юаней, то есть чуть больше 100 рублей. Дальше мы гуляли пешком. Долго входили на площадь, таксист высадил нас заранее, видно, на площадь автомобили не пускают. Мы долго шли через какие-то пропускные пункты, народу вокруг было – ужас, сколько народу! Еще с улицы мы увидели трехступенчатое здание мавзолея Мао Цзедуна с его фотографией по центру. Вход на площадь производился через мавзолей, а к нему длинной вереницей текла толпа китайцев, жаждущих увидеть своего «отца народов».  Мы бы, наверное, тоже примкнули к этой очереди – не из жажды лицезреть останки великого Мао, а потому что не знали, что существует другой вход – более короткий. Тут нам помог простой китайский юноша, появившийся невесть откуда и зазвавший нас на английском языке в другой вход. Мы как кобры на звук флейты, поползли за мальчиком в другие ворота. Наш проводник объяснил нам, где купить входные билеты, но повел нас сначала в маленькую художественную мастерскую, находящуюся в помещении справа от входа. Это был настоящий сюрприз для меня. Конечно, как выяснилось, студент имел свою меркантильную цель, но лично я нисколько не пожалела, что попала в этот славный салон китайской живописи и каллиграфии. Мы увидели замечательные акварели с чисто китайскими мотивами – ветками бамбука,  цветками лотоса, розы и мака, пагодами, изображениями животных. Четыре миниатюры на тему «Времена года – цикл жизни» больше всего запомнились мне. Самое ценное в таких работах – это использование красок не более двух цветов. Между тем, студент продолжал нам рассказывать теперь уже о находящихся внутри экспонатах.  Девочка у стола стоя выводила толстой кистью китайские иероглифы на свитке рисовой бумаги. «Она долго училась каллиграфии», - пояснил юноша. Тут наше внимание привлекла вышивка – огромное количество работ (подобные мы видели в Тяньцзине на туристической улице Гулоу). Сама вышивка обрамлялась достаточно широкой рамкой светлой плотной шелковой ткани. Мы с Клавой возбужденно листали шелковые полотна с разными видами, из которых я выбрала лишь одно: две рыбки сбоку и большой цветок лотоса. Остальные работы мне показались чрезмерно яркими, краски – слишком конкретными, без любимых пастельных тонов. Наш проводник-студент, увидев, что я заинтересовалась рыбками, вынул еще одну работу – 12 золотых рыбок, расположенных кругом на черном фоне. «Рыбки приносят в дом еду, деньги, удачу», - затараторил юноша. Мне эта работа импонировала не столько из-за смысловой подоплеки, сколько в чисто художественном отношении. Естественно, мы поинтересовались расценками. Мальчик, однако, сначала отрекламировал вышивку, как мог: «Эти работы выполняют студенты. Они отнимают много времени и труда!».  Ясненько – сейчас заломит цену. И правда  – 300 юаней за одну вышивку 40 х 40 см с полосой шелкового обрамления. Охнули и отошли от прилавка. На выходе студент нас снова остановил и предложил мне написать мое имя китайской каллиграфией на память. Согласилась! На свитке он написал вверху крупными иероглифами пожелание счастья и удачи, дальше сверху вниз столбиком: «Год лошади, Пекин» и рядом так же столбиком «Надя».   Скрутил свиток и завязал ленточкой. Клава тоже изъявила желание получить такой свиток на память. Стоила эта память 10 юаней – сущие копейки!

Наконец, мы вошли на площадь Тяньаньмэнь. Довольно пустынное место. Где же люди? Похоже, мы попали на одну из боковых частей площади, потому что вошли не в главные ворота, где народ стоял в очереди к Мао Цзедуну. Часть площади, на которую мы попали, представляет собой регулярный парк с зелеными насаждениями, цветами и деревьями, чистыми. выложенными мелким камнем дорожками. А правительственных зданий и монументальных строений мы не увидели.

Иногда здесь встречались длинные стенды с фотографиями отличившихся членов коммунистической партии, скучные длинные здания без окон, без дверей красного цвета. Настоящим украшением были беседки в китайском духе и стиле и удлиненные решетчатые галереи, увитые вьющимися растениями. Зато павильон, который мы посетили, как вещал нам студент-каллиграф, самый древний – ему 600 лет. Остальным строениям на площади около 200 лет. Павильон с очень высоким, традиционно оформленным потолком просторный и почти без интерьера. В далекие императорские времена он, наверное, поражал воображение своей величественностью – она и сегодня присутствует и волнует посетителей.  В павильоне во всю длину висят большие колокола из потемневшего металла странной формы - приплюснутого бочонка.  Над этими колоколами выставлен ряд других колоколов поменьше. С одной стороны подвешен большой барабан. Про этот павильон нам больше ничего не рассказали, но мы предполагаем, что колокола и барабан служили в праздничные дни для озвучивания торжества. Кое-где по периметру помещения стоят застекленные столы с миниатюрными лепными композициями: изображение эпизодов происходящего в данном павильоне много сотен лет назад с фигурками китайцев в конусовидных шляпах, малые и большие экспонатные колокола и колокольчики и сувенирные экземпляры.

День получился более прохладным и менее солнечным, чем вчерашний, но для фотографий вполне сносный. Понятно, что благодаря студенту-факиру на Пекинскую красную площадь мы не попали и охватили какие-то боковые задворки площади, потому что она вдруг внезапно закончилась, и мы увидели в просвете между строениями  обычную улицу. Но благодаря этому завороту мы прикоснулись к 600-летнему зданию, дышащему китайской древней историей.

 На улицу мы не вышли, а повернув налево, нашли вход в «Запретный город»  - нашу вторую цель на этот Пекинский день.


Рецензии