Запретный город Гугун

Вот это да! Запретный город – или Пурпурный город, или город Гугун - стал восклицательным знаком нашего пребывания в Пекине и всего нашего отпуска в Китае. По-китайски название звучит как Зи Жин Ченг. Зи – пурпурный или Полярная звезда, означающая императора, Жин -  запретный и Ченг – город, окруженный стеной. О Запретном городе мы все что-то знали. Еще дома мы смотрели документальный фильм  о нем, в котором использовались кадры из китайского фильма «Последний император». На наше счастье при входе всем предлагался аудиогид – мы взяли один экземпляр на русском языке, я прицепила  наушник прибора и все, что вещала мне в ухо женщина-экскурсовод, вкратце передавала спутникам. Прибор включался и выключался сам, когда мы подходили к очередному двору или павильону. На экране прибора можно было видеть карту Запретного города с названиями павильонов на китайском и английском языках, на всех отмеченных местах зажигались диодные лампочки. Когда мы проходили с аудиогидом определенный пункт, лампочка погасала. Таким образом, на карте были видны места, которые турист еще не посетил – замечательная  техническая штуковина. Мы узнали, что экскурсия длится 4 часа  - многовато, вряд ли мы одолеем осмотр всей территории.

Мы прошли по основной осевой линии, состоящий из павильонов и внутренних дворов, расположенных друг за другом, как в Бэйхае, протяженностью 8 километров. Это так называемый внутренний город. Судя по карте такое расположение павильонов было строго выверено архитектором и все строения вместе со всей атрибутикой, лестницами, отдельными статуями и котлами имели свой религиозный и философский смысл, так что архитектор трудился не один.

Вот что я узнала о Запретном городе ранее. Строительство города началось в 1406 году и закончилось в 1420-м. Город предназначался для официальных приемов и непродолжительного проживания императорской семьи (2-3 месяца – в основном, в зимнее время, потому его иногда называют «Зимним дворцом») и его многочисленных чиновников и приближенных, конечно, предполагалась какая-то часть простолюдинов для обслуживания всей этой громадной верхушки Поднебесной империи.

По преданию город приснился одному монаху и с его легкой руки тогдашний правитель решил построить его для себя. Запретный город считался столицей Китая и центром вселенной, из которого божественным императорам было легко управлять Поднебесной империей. Огромный архитектурный комплекс был жильем и резиденцией древней китайской власти и послужил 24 императорам из династий Мин и Цин. В запретный город было не так просто попасть. Если знатному китайцу и удавалось пристроиться при императоре, то он и его семья уже не могли покинуть это место. Простому же китайцу было запрещено входить в императорский город под страхом долгой и мучительной смерти.

Дворцовый комплекс включает в себя более 800 зданий, в которых, говорят, расположено 9 999 комнат (можно поверить – размах невероятный!), но все-таки это преувеличение, просто китайцам нравится цифра 9. Город окружен десятиметровой стеной и рвом с водой, который называется «Золотая вода». При строительстве дворцового комплекса использовали дерево, кирпич, мрамор и плитку. Мощные коричневые колонны внутри парадных залов изготовлены из карельской сосны. Пол в одном из павильонов выложен так называемым золотым кирпичом, хотя сделан он был не из золота, а просто подвергался долгому обжигу в печи и был особенно крепким.
Императорская семья считалась в Древнем Китае первой по значимости семьей на земле, то есть, якобы, имела божественное происхождение. При всей пышности и роскоши жития императорского семейства и не смотря на величие главы Поднебесной здесь существовало правило и для императора – он должен был отличаться мудростью и справедливостью, то есть доказывать на деле, что царствует не зря.

Пока наши мужчины покупали билеты, мы в ожидании стояли перед первым  павильоном – Храмом Верховной гармонии.  В это время к входу подходили различные туристические группы и отдельные посетители. Видимо, мы не очень удачно встали, презентуя свои европейские лица, то есть прямо на ходу. Поэтому прибывшие, кажется, из провинции китайцы, сначала с любопытством посматривали на нас, потом осмелели и стали нас фотографировать. В этой делегации китайцы были низкорослые и пожилые, со сморщенными лицами, и едва заметными щелочками-глазами. Одеты они были, как все провинциалы, прибывающие в столицу, во все лучшее, только что купленное, но именно одежда и выдавала в них пришельцев из далеких китайских провинций. Старички широко улыбались, щелкали фотоаппаратами, довольные, что мы разрешили себя поснимать. Приедут в свои деревни и будут хвастаться соседям: «Были на площади Тяньаньмэнь, видели великого Мао, а перед входом в Запретный город фотографировали русских красавиц».  Клава пошутила насчет таксы за съемки: «Могли бы заработать, пока стоим».  Потом весело встретили наших мужей, чувствуя себя настоящими топ-моделями. Вот чем хорош Китай – русская женщина здесь первая красавица! Я-то знаю -  это чувство уже здесь переживала.

Храм Верховной гармонии – очень высокий п-образный павильон, в центре и по краям которого высятся крыши-пагоды с кокетливыми загибами по углам. Мы поднялись наверх по длинной лестнице. Потом осмотрев павильон, мы сошли с лестницы с другой стороны на широкую дворцовую площадь.  От ступенек шла широкая, выложенная белым камнем дорога, ходить по которой имел право только император. По краям белокаменной дороги во время церемоний выстраивались чиновники, сановники и императорские приближенные, обязательно в строгом порядке.  По бокам лестниц грозно стоят на страже бронзовые львы. Интересно, что львов в Китае не было, а в скульптурных изображениях – сплошные львы.

Выйдя из этого храма по ступенькам вниз, мы увидели между двумя широкими лестницами огромную рельефную плиту, вырезанную из камня. Аудиогид рассказал нам, что камень для плиты с изображением драконов нашли в отдаленном от Запретного города месте. Он был длиной 16 метров и шириной 3 метра, весил более 200 тонн. По всем качествам и параметрам он подходил мастерам, но как его было доставить на место? Дело было зимой, по дороге к цели китайцы рыли глубокие узкие колодцы, так что вода поступала наверх и заливала землю, мороз прихватывал водяной слой, образуя ледяной настил, по нему канатами тянули каменную глыбу, пока он не кончался, дальше снова рыли колодец и заливали землю водой и так до самого Запретного города. И сегодня барельеф на едином натуральном камне поражает воображение. Да, это настоящая старина, не то, что Гулоу и Гу Вэньхуа в Тяньцзине!

В зале следующего павильона  – Полной гармонии – император отдыхал, переодевался к следующей церемонии. Здесь в центре стоит трон и мифическое животное с четырьмя лапами и рогами - символ мудрости и прозорливости императорских решений.

Так мы шли от павильона к павильону, а вокруг – куда ни кинь – видны сплошные пагоды – одна над другой.  Нам каждый раз указывали названия павильонов с переводом на русский язык, но последовательность их я не запомнила, а сами названия звучали очень красиво: залы Небесной чистоты, Объединения мира и Земного спокойствия. В отдельных залах дворцовых строений сегодня расположены музеи – бронзовых скульптур, драгоценностей императоров, интерьерных предметов, одежды, часов, оружия, изделий из нефрита, керамики. Все экспонаты являются реликвиями Древнего Китая и находятся под защитой ЮНЕСКО.

Любой павильон представляет собой удлиненное прямоугольное строение с двойными крышами-пагодами. Многие павильоны высокие и, чтобы попасть внутрь, нужно подняться по мраморной лестнице. Перила тоже из мрамора, переходящие с лестницы в ограждение вокруг павильона, украшены довольно высокими столбиками-набалдашниками  с вырезанными дивными птицами, драконами, змеями.  На террасах в промежутках между лестницами пасти драконов - мы думали просто декоративное украшение, на самом деле – это водосливы наподобие голов химер на католических соборах. На всех пагодах Запретного города по загнутому вверх краю рассажены фигурки животных, они, якобы отпугивали зло и притягивали богатство и удачу. Чем больше фигурок на крыше дома, тем значительнее хозяин. Вот у императора их  9 – больше, чем у всех. Число 9 –  священное, очень уважаемое в Китае  потому что звучит похоже на слово «вечность».  А китайцы очень большое значение придавали похоже звучащим словам, считая это добрым знаком. Было официально утверждено: число «9» - это число императора. Только у неба выше – 10. У Зала Верховной гармонии  на крыше целых 12 фигурок. Единственное строение  в Китае!  Крайние фигурки – это «бессмертные», 10  друг за другом между ними - мифические существа. Впереди всех, возглавляя ряд -дракон и феникс – символы императора и императрицы –  указывают «кто в доме хозяин». Вход в любой павильон по центру, выход с другой стороны тоже по центру (иногда он был закрыт, приходилось обходить здание). Внутри высокие потолки – символ могущества и неограниченной власти императора. Сами потолки и балки-перекрытия расписаны  пестрыми китайскими узорами с преобладанием какого-то одного цвета – красного, синего или зеленого (желтый, оранжевый применяются лишь для контраста или оттенка, фиолетовых и сиреневых тонов я в Запретном городе не видела),  в одних павильонах стоят фигуры богов, статуи и статуэтки ритуальных животных – слонов, черепах, драконов, все они имели свой философский  смысл. В центральном павильоне по центру  стоит Трон императора, символизирующий императорскую власть, по бокам которого курительницы в виде животных, означающих мудрость и справедливость. Это главный тронный зал. Пол в тронном зале выложен так называемым золотым кирпичом. Надо сказать, пол и правда отливает каким-то особым блеском. Остается удивляться, как китайцам удается из простых штуковин создавать просто шедевральные вещи. Вокруг в зале изображения драконов, маленьких и больших; дракон считался символом императора.

Черепахи, львы, драконы, журавли попарно и в одиночку выставлены и во дворах между павильонами. При входе в очередной павильон с одной стороны установлены песочные часы из камня – олицетворение  императорской власти даже над временем, с другой стороны - весы европейского образца, сделанные китайскими мастерами для императора, мера зерна на весах символизирует справедливость решений императора при судействе и воздаяниях по заслугам. Непременным атрибутом экстерьера являются огромные медные чаны с ручками-кольцами, вделанными в пасти драконов-львов, начищенных посетителями до золотого блеска. Мы сначала подумали, что это жертвенники, но нет – в этих чанах хранилась вода на случай пожара, а такие случаи были частым явлением в императорском дворце. Дворцовые постройки не раз горели, но тут же с любовью восстанавливались, как говорится, «близко к тексту». Женщина-аудиогид рассказала нам, что император приносил дары богам в виде вина и выпечки (а мы, глупые, по своей варварской европейской привычке думали, что в качестве жертвы выступали бедные животные), жертвенников как таковых как будто и  не было, дары складывались перед статуями богов в вазах и сосудах.

В залах дворцового комплекса император проводил государственные мероприятия и торжественные церемонии. Отдельные павильоны Запретного города были предназначены для деловых встреч императора или для решения государственных дел, для переодевания императора перед той или иной церемонией, для оглашения завещания императора или передачи власти к преемнику престола. В одном из павильонов проходила аттестация чиновников, занимающих или претендующих на определенную должность. В воротах перед императорским садом по традиции чиновники читали доклады о состоянии государственных дел, а прямо за ними во дворе происходили праздники и пиршества императорской семьи и властной верхушки и раз в год в национальный праздник император устраивал угощение для стариков, чтобы показать свою заботу о простом народе, собирая около 5000 старых людей.

В павильоне императрицы в специальных ящиках хранились государственные печати. Их было 24, это тоже было значимое небесное число у китайцев.

В последнем павильоне через стекло (раньше, конечно, стеклянных окон не было, были резные решетки, покрытые изнутри тонкой бумагой)  мы увидели интерьер красной императорской опочивальни. Здесь император после свадьбы проживал с молодой императрицей 3 дня. После молодожены выбирали любые другие покои – зданий-то было множество, где потом и жили.

И наконец, за пагодой-опочивальней мы обнаружили элегантный императорский сад. Этот был круче, чем Сад Бэйхай. Глаза разбегаются от множества раритетов из китайской древности – между многовековыми деревьями, кажется, тисами узорами выложены дорожки из камня, некоторые зеленые или водные зоны огорожены низкой мраморной изгородью с резным орнаментом. В водоемах плавают золотые рыбки. Сами тисы имеют такие фигурные с художественными наплывами стволы, что каждое дерево представляет собой природное произведение искусства! Тут и там открытые на ножках-столбах пагоды-беседки – обычные и круглые, террасы, оплетенные вьющимися растениями, отдельно стоящие камни Тайху и целые каменные композиции. В каменных глыбах полукруглые отверстия образуют арки–проходы или входы в миниатюрные гроты. Камни Тайху составляют основу и украшение лестниц, ведущих вверх. Наверху одной каменной инсталляции, который называется «Холм накопленного изящества», маленький храм для молебна императора и императрицы. Возле храма устроен миниатюрный фонтан и водопад, но вода подается только летом. Несмотря на ноябрь здесь много зелени и солнца – как-то по-особому светло и празднично.


Рецензии