Подземелье

Пьеса в трех действиях

И нет, болезни той мрачней,
 Чем страх, рожденный
Тьмой ночей…

Лица:

Якоб, заключенный лет 30-ти.
Филипп, заключенный лет 25-ти.
Лукас, Заключенный лет 35-ти.
Надзиратель.
Визитер, молодой человек, лицо скрыто капюшоном.
Всадник, сопровождающий его.
Дочь Лукаса, лет 10-ти.
Нечисть.
Другие заключенные.
Действие 1



Чехия. 15 век. В замке N… на строительстве в ужасных условиях трудятся заключенные. Замок был заложен еще в 10 веке.

Явление 1

Диалог трех главных героев

Надзиратель: Поторапливайтесь грязные свиньи!
Якоб (шепотом своим товарищам): У меня уже нет сил, я так долго не протяну здесь…
Филипп: Тогда работай усерднее, а то надзиратель отнимет у тебя и последние силы. Он и так тебя невзлюбил…
Якоб: Ты прав он меня просто ненавидит.
Лукас: Глупости! Он всех ненавидит. Это его работа…

Диалог прерывает крик надзирателя

Надзиратель: Будите мне тут языком чесать! За работу! А тебе Якоб за твою разговорчивость завтра будет особое наказание!

Все трое молча, продолжают усердно работать. Надзиратель поворачивается и уходит, крича на других заключенных

Якоб (шепотом, спустя некоторое время): Это вы называете, он не ненавидит меня. Неизвестно переживу ли я завтрашний день… А вы… Нет! Нам нужно бежать отсюда!
Филипп: Если поймают – смертная казнь, это уж точно. Лучше бы переждать…
Лукас: Переждать пока Якоба прибьют, или меня? Ты учти, что после возьмутся за тебя!...

На этот раз диалог прерывается горном.

Во двор замка, где трудятся узники, въезжают три всадника. Один из них в темном плаще, с капюшоном, скрывающим лицо. Двое других его сопровождают. Визитер ухожен и богато одет, на груди сияет медальон, украшенный драгоценными камнями. Однако все это богатство от злых и завистливых взглядов прикрывает темный плащ с капюшоном.

Визитер подзывает надзирателя к себе жестом. В этот момент один из всадников достает лист пергамента и оглашает

Всадник: Слушайте безродные псы! Наш светлейший господин готов дать освобождение тем из вас, кто спустится в древнее подземелье этого замка и расскажет обо всем, что увидит. Вот этот пергамент дарует освобождение!

Всадник показывает лист узникам. Они подходят ближе, забросив свою работу. Однако желающие пока не появляются. Среди заключенных давно ходили толки о зле сокрытом в подземельях, а узники из северной башни каждую ночь слышали крики, идущие откуда-то из-под земли.

Заключенный (негромко): Мы все слышали о зле сокрытом в подземельях, а узники из северной башни каждую ночь слышали крики, идущие откуда-то из-под земли…
Надзиратель: Что испугались?! Ха!

Троица не уверена, они оглядываются на своих товарищей. Но все стоят молча и неподвижно.

Якоб (шепчет): Это наш шанс, друзья!
Филипп: Ты с ума сошел, там зло во плоти! Никто туда не пойдет! Вспомни про крики…
Якоб: Это все сказки для старушек… Там не может быть хуже чем здесь.
Лукас: Филипп прав, тут что-то не так, они не освободили бы, если не…

 Якоб выкрикивает, что они желают.

Якоб (во все горло): Я и двое моих друзей, Филипп и Лукас спустимся в подземелье!

Это привлекает всеобщее внимание. Визитер рад, что есть сразу три добровольца. Он подзывает их к себе

Визитер: Вы трое ко мне!

В гробовой тишине они втроем подходят к визитеру и его всадникам

Визитер: Вы спуститесь в подземелье, и расскажите мне все, что там увидите и за это я дам вам свободу!
Филипп: Простите, господин, но мы…

Лукас незаметно пинает Филиппа, чтобы тот замолчал, не навлекая гнева Визитера

Якоб: Мы согласны!
Визитер: Чудесно… (Всем) Завтра утром эти трое спустятся в подземелье, где проведут три дня (при этих словах у Филиппа подкашиваются ноги, но его с двух сторон поддерживают Якоб и Лукас). Этим они получат свою свободу! А вы останетесь здесь…
(Надзирателю) Освободи этих трех от работы на сегодня, завтра им понадобятся силы. И накорми их, как следует.

Надзиратель: За мной вы…(оглядываясь на визитера). За мной!

Уводит их со сцены. Один из всадников обращается к визитеру

Всадник: Милорд, думаете, они справятся? Смогут вернуться оттуда живыми?
Визитер: А это мы и увидим… через три дня…

Действие 2
Явление 1

Накануне спуска, ночью они спорят о принятом решении, Филипп и Лукас  хотят отказаться, но Якоб  уговаривает их принять его идею и дойти до конца

Филипп: Ты нас все погубил! Может нас отпустили бы отсюда лет через десять, а теперь…
Якоб: Может через десять, и отпустили бы, но прожили бы только лет пять из этих десяти!

Лукас прибывает в размышлениях

Филипп: Что ты говоришь, там…
Лукас: Якоб прав, у нас нет другого выхода. Это наш путь к спасению, путь через подземелье.
Филипп: Но…
Якоб: Слушай, нас никто не обязывает лезть к центру земли, мы можем просто переждать эти три дня вблизи входа, а про пребывание сочинить что-нибудь…
Лукас: Неплохая идея, как она к тебе пришла в голову?
Якоб: Ну, котелок-то работает…
Все трое смеются

Лукас: Ладно, план есть, тогда так и сделаем.
Филипп (уже успокоившись и ободрившись): И в самом деле, сделаем это!

Явление 2

На следующее утро, сопровождаемые тишиной сокамерников и радостным сиянием визитера, сидящего верхом на прекрасном черном коне, они идут через двор.

Узник: Вы там пропадете, остановитесь…
Якоб: Нет, мы там найдем свою свободу!
Один из всадников: Молчать!
Надзиратель (открывая дверь): Вот, заходите!

Все трое входят в старую башню, винтовая лестница которой ведет в подземелье

Визитер (им вслед): И помните, мы вас выпустим ровно через три дня! Ни часом раньше!

Винтовая лестница уносит их на многие метры в глубину земли. За ними закрывают дверь, теперь они во власти мрака. У каждого есть свой факел и большой ломоть свежего хлеба, а также фляга с водой.

Явление 3

Якоб заливается смехом, Филипп неуверенно его поддерживает, но вот Лукас спокоен и мрачен

Якоб (сквозь смех): Ну, вот теперь мы и свободные люди!
Филипп (также сквозь смех): Это верно. Теперь уж переждать… Но я не могу как тот в плаще радостно нас провожал… Осел высокомерный! Однако он даровал нам свободу!
Лукас: Еще нет. Может, сперва проведем в этом подземелье три дня?

Филипп оседая, и вспоминая, что они в том самом жутком подземелье

Лукас: То-то! Успокоились, вспомнили, где мы…
Якоб (уже успокоившись): Лукас, прекрати. Ну что тут может случиться. У нас факелы и еда, а этим детским сказкам верить – себя не уважать.
Филипп: Да, Лукас, ты в самом деле ума что ли лишился… Сочиняешь…
Лукас (злобно): Я не сочиняю и не каркаю, я всего лишь говорю, что сейчас мы еще взаперти в подземелье. Радоваться будите, когда выйдем на свободу…
Якоб: Мы уже свободны!

Лукас, опираясь спиной на стену, садится

Лукас: Как знаете…
Якоб: Конечно, тут мерзко и мрачно, да и даже пусть жутковато, но ради свободной жизни можно и потерпеть!
Лукас: Может, стоило потерпеть тогда и не устраивать это восстание?!...
Якоб: Да что это  с тобой? С каких пор ты…
Лукас (перебивая): Ничего!... Я просто устал, простите друзья… Скоро все это кончится… Скоро…

Так проходят несколько часов. Время тянется мучительно долго. Теперь уже все трое сидят на полу. Из трех оставили зажженным только один факел.

Филипп: Какая тут скука…
Якоб: А ты займись делом… (ухмыляясь) Например, придумай, что мы тут увидели. Это еще благородному рассказывать. Ведь если ему не понравится наш рассказ, нас всех бросят назад…
Филипп: Ну мы придумаем что-нибудь…
Якоб: А ты сейчас придумывай!
Филипп: Ну а что мы можем придумать?
Якоб: Вы про вой говорили, наверняка ему нашептал надзиратель…
Филипп: Точно мы скажем, что здесь выла ведьма.
Лукас (просыпаясь): «И что же вы сделали с ней?» спросит капюшон.
Филипп: Я скажу, что отрубил ей голову!

Якоб начинает смеяться, Лукас пока спокоен

Филипп: А что? Я бы смог!
Лукас: И чем бы ты отрубил ей голову? Палкой от факела или ломтем хлеба?
Филипп: А хотя бы и факелом. Ведьмы боятся огня. Я ее, ударил факелом, у нее голова и отвалилась…

Теперь Якоб и Лукас смеются вместе. Филипп слегка растерян и сконфужен, начинает злиться

Филипп: Что смеетесь, не верите, а как такое вам…

С этими словами он ударяет своим затушенным Лукас. Тот реагирует моментально. Прыгает, заваливая Филипп на землю и прижимая его голо к земле своей рукой. Филипп начинает хрипеть. Якоб разнимает их.

Якоб: Все! Успокойтесь, а то без ведьм тут друг друга перебьем…

Лукас отпускает  горло Филипп и садится на место…

Филипп (хрипя): Ты ужжж… прости…
Лукас: А что? Я спокоен.

Так проходит еще несколько часов. Все дремлют, тишина подземелья их усыпляет. Вдруг тишину нарушает пронзительный детский плач.

Лукас: Вы это слышали! Этот плач.
Филипп (просыпаясь): Что?
Якоб: Я слышал.
Лукас: Он был точь в точь, как… я не верю, нет…

Плач повторяется на этот раз громче

Лукас: Это она точно! Я узнал ее!
Якоб: Нет, это не твоя дочь, одумайся, мы ее вместе хоронили два года назад…
Филипп: Что? Кто?
Лукас (вскакивая): Нет, это она! Я узнал ее! Я иду дочка…

Лукас убегает в глубину туннелей подземелья, унося с собой единственный зажженный факел

Якоб (вслед): Стой!… Нет!

Якоб бежит за ним вслед, ухватив палку своего факела. За ним чуть отставая, и неуклюже бежит Филипп, бросив свой факел.

Филипп: Подождите меня! Подождите…

Все трое бегут в глубины подземелья за ускользающим огнем факела

Явление 4

Лукас останавливается в широкой и просторной, как тронный зал галерее, его догоняют Якоб и Филипп. Пока Филипп пытается отдышаться, Якоб зажигает свой факел.

Лукас: Она была здесь! Я слышал ее голос!
Якоб: Это ветер всего лишь воет в этих старых пещерах… Филипп, а где твой факел?
Филипп: Я,… Оставил его у входа, чтобы мы нашли дорогу назад…
Якоб: Потухшим!? Ты последний дурак!
Лукас: Нет, я не с чем не спутаю ее голос, она где-то здесь…
Якоб: Прекрати уже, Лукас. Нам нужно искать выход отсюда, давайте осмотримся…

Они неспешно выходят к центру пещеры, она представляет собой, некий бесконечный туннель. Со всех сторон в него входят тысячи галерей, по одной из которых попали сюда и наши герои. В центре темнеет какой-то выступ больших размеров.

Якоб: Нам нужно найти галерею, через которую попали в эту пещеру.
Лукас: Но…
Якоб: Никаких но! Ты идешь за нами и только, Филипп забери у него факел, пока он еще куда-нибудь не убежал…

Филипп забирает факел у Лукаса

Якоб: Давайте подойдем к вон той скале и от нее начнем обход галерей, как от точки отсчета, мы не могли уйти от подземелья далеко…
Филипп: Зато теперь есть, что рассказать капюшону…
Якоб и Лукас: Замолчи!

Они подходят ближе. Скала очень странной формы, как скульптура. Когда они с ней поравнялись, скала начинает шевелиться.

Лукас: Да это живое существо на троне!
Существо: Как вы посмели потревожить меня смертные!
Филипп (в истерике): Бежим!
Якоб: Назад, назад!
 
Все трое бегут к стене пещерного зала, чтобы заскочить в первую попавшуюся галерею. Существо им в след громким, как раскат грома голосом

Существо: Слуги мои, поймайте этих смертных, покажите им весь мой гнев!

Из всех щелей, галерей и пещер вылетают тысячи духов. Они носятся по кругу у потолка пещеры над троном. И кричат тысячами голосов

Призрак: Схватить их!
Ведьма: Держи!
Нечто: Я их проглочу всех!

Троица заскакивает в ближайшую галерею, и бегут как можно дальше прочь от этой пещеры. Когда силы оставляют их они делают привал во мраке.

Якоб: Кажется, оторвались…
Филипп (крича): Что это было!? Ты говорил ничего нет в этом подземелье!...
Лукас: Тише! Вы это слышите?

По галерее разносится легкий топот детских шагов и слышен детский смех. Раздается голос.

Голос: Папа, это ты?
Лукас: Это я дорогая, где ты?
Голос: Мне плохо, на помощь!
Якоб: Нет, не слушай ее…

Но Лукаса уже не остановить
 
Лукас: Я иду к тебе…

Лукас без факела скрывается в глубинах темноты. Якоб и Филипп пытаются его догнать. Бегут во тьму за ним, но вскоре выбиваются из сил, так и не обнаружив Лукаса.

Якоб: Ну, все мы его потеряли…
Филипп: Потеряли…

Над ними раздается с десяток отвратительных голосов смеющихся и кричащих

Голоса: Потеряли! Потеряли! Потеряли!…

Якоб и Филипп не помня себя, бегут прочь по туннелям

Действие 3
Явление 1

Якоб и Филипп вбегают в очередной огромный пещерный зал с тысячами сталактитов и сталагмитов. В центре лежит зеркало огромного подземного озера. Здесь в тишине и бессилии, они, наконец, делают остановку. У них нет сил даже для разговора, они просто падают без чувств. Через несколько часов Якоб приходит в себя.

Якоб (про себя): Я проснулся. Я все еще жив. Может, это был кошмар, и я все еще у той двери? (оглядывается по сторонам) Нет! Нет! Это все было взаправду!... А Лукас, где он мы должны спасти его… Но где и как…
Филипп (просыпаясь): Ааааа!...
Якоб: Что? Что случилось!?
Филипп: Ты! Ты кто?
Якоб: Это я, Якоб.
Филипп: А где?... А как?...
Якоб: Я не знаю ответов на эти вопросы.
Филипп (нервно): Почему тут так темно?
Якоб: Факелы потухли, сейчас я их зажгу…

Якоб зажигает свой факел, резкий свет делает явной фигуру ведьмы стоящей против них

Филипп: Ааааа!...
Ведьма: Это ты грозился, что не боишься меня? Ну, держись!

Ведьма хватает Филиппа за руки и взмывает вверх, Якоб хватает Филиппа за ноги и повисает, не давая ведьме унести его за собой.

Филипп (в истерике): Спаси!
Якоб: Я не отпущу тебя!

Ведьма (отпуская одну из рук и обнажая когти): Ты хотел мне отрубить голову, вот тебе!

Крики Филиппа обрываются, и его голова падает к ногам Якоба, тот отпускает ноги тела Филиппа и ведьма улетает с телом вверх.

Ведьма (злобно): Ха-ха-ха…
Голова Филиппа (шепчет): Спаси меня Якоб…

Якоб отворачивается и бежит, бежит и бежит прочь.

Явление 2

Якоб вбегает в пещеру, она тянется вперед бесконечно далеко. У стен идеально круглое сечение, но сплошь урезанное небольшими порами, как головка сыра. Здесь он переходит на шаг и идет, держась за стену вперед.

Якоб (про себя): Сколько часов я уже брожу здесь, а Филипп…  Лукас, все из-за него! Куда он побежал, неужели и он пропал?

Тут он натыкается на человеческую фигуру

Якоб: Лукас, это ты?
Лукас: Да, это я…
Якоб (обнимая его): Как я рад тебя видеть!
Лукас: Ладно, уж успокойся…
Якоб: Как ты тут оказался?
Лукас: Идем, я знаю, где выход!
Якоб: Замечательно! Но я не сказал тебе Филипп, он…
Лукас: Я знаю.
Якоб: Откуда?
Лукас: Иначе он был бы с тобой. Идем…

Берет Якоб за руку и ведет его за собой. Якоб, слегка придерживая факел, идет за другом во тьму.
Снова, раздается детский плачь.

Якоб: Ты слышал это? Опять…
Лукас: Да, я слышал это (улыбаясь) Смотри…

С этими словами он указывает на стену пещеры. Якоб подносит факел к стене. Огонь освещает детский силуэт. Это дочка Лукаса.

Лукас: Вот я же говорил, что ее найду…
Якоб: Лукас, может, не стоит…

Но Лукас не слышит его, подходит и разворачивает девочку к свету, но у нее нет глаз

Лукас: Вот Якоб, узнаешь, это моя дочь…
Якоб: Нет, это не…
 
Тут свет падает и на лицо Лукас. Якоб замечает, что у него тоже нет глаз. Он начинает пятится.

Якоб: Нет! Нет, нет, нет…
Лукас и его дочь: Все в порядке. Иди к нам!

Якоб поворачивается к ним спиной и бежит вперед, не оглядываясь, ему в спину кричат

Лукас и его дочь: Иди к нам! Иди к нам!

Из всех щелей и пор пещеры к Якобу тянутся тысячи рук. Они справа и слева, сверху и снизу. И со всех сторон голоса.

Голоса: Иди к нам! Иди к нам!

Руки хватают его за ноги, он спотыкается, падает, встает и бежит дальше. И так снова и снова, час за часом.

Явление последнее
(немая сцена)

Прошло уже три дня. Визитер приказывает открыть дверь. За ней находят седоволосого и обезумевшего Якоба. Он не может ответить, что видел.


Рецензии