Был ли Паулюс трусом и предателем?

В «Вечерней Москве» за 24 марта 2017 г. опубликована статья Александра Хохлова «Генерал Ефремов ценил честь и достоинство выше жизни». Прекрасная статья, и можно только приветствовать такое выступление газеты, если бы не одно «но». Цитирую: «Современные историки… сравнивают Ефремова… с Власовым и Паулюсом. Оказавшись фактически в одинаковых по безнадежности с Ефремовым ситуациях, Власов и Паулюс… стали для своих народов иудами. …подлые имена их – и ныне на слуху… как синонимы трусости, позора и предательства».

Был ли командующий гитлеровскими войсками под Сталинградом генерал-фельдмаршал Паулюс (1890-1957) трусом и предателем? Казалось бы, какое для нас сейчас это имеет значение? Но моя статья – в первую очередь о нас сегодняшних и лишь потом – о Паулюсе и давно минувших временах. Какие «современные историки» называют Паулюса предателем? Он, нацист и поклонник Гитлера, выступил против своего кумира – значит, предатель. Это – точка зрения современных нацистов. Однако гоже ли нам сегодня в условиях ожесточенной пропагандистской войны, развязанной против России, когда нашу страну бездоказательно обвиняют во всех грехах, слепо и столь же бездоказательно становиться на точку зрения недобитых нацистов? Нужно быть очень аккуратными в оценке исторических деятелей и их поступков. Это позволяет объективно оценивать современных деятелей. По этой причине приходится возвращаться к событиям многолетней давности.

                Ефремов, Власов и Паулюс

Ситуации у них не были одинаковыми. Для Ефремова сдаться означало выбор между предательством (как Власов) и гибелью (как позже генерал Карбышев). У Паулюса выбор был другой. Советское командование гарантировало пленным жизнь, и Паулюс выбрал жизнь – не только для себя, но и для десятков тысяч своих солдат.
Ставить на одну доску Власова и Паулюса категорически недопустимо. Нельзя уподобляться тем, кто сегодня пускает в Россию бездоказательные отравленные стрелы. Даже если речь идет о германском военачальнике времен Второй мировой войны.

Гитлеровская Германия вела против СССР несправедливую, захватническую войну, стремясь, ради обогащения своей верхушки, захватить чужие богатства, уничтожить физически миллионы «недочеловеков» – евреев и цыган, другие «народы второго сорта», поработить оставшихся. Нацисты уничтожали советские города и села, убивали и угоняли в рабство население. Известно, что Гитлер приказал стереть Ленинград с лица земли вместе с его жителями. СССР вел справедливую войну – не против немецкого народа, а против гитлеровских захватчиков, за свою свободу, независимость, за жизни своих людей. Принципиальная разница – в этом, а не в борьбе двух идеологий.

Власов, бесспорно, предатель. Он пошел не против Сталина, не против коммунизма, а против своего народа в его борьбе за свою свободу. Он создал армию предателей, которая воевала против собственного народа на стороне Гитлера. В 1945 году Власов был захвачен, судим и повешен.

        Паулюс не шел против немецкого народа. Он не создавал своей армии и не воевал против Германии. В безнадежной ситуации он пошел на капитуляцию своих войск в Сталинграде, сохранив тем самым жизни десяткам тысяч немецких солдат и офицеров. Под Сталинградом погибло около 100 тысяч гитлеровцев, в плен попали 46 тысяч, включая 16 генералов. Когда германские войска стали терпеть одно поражение за другим, когда стало ясно, что Германия проиграла войну, когда Гитлер ради собственных шкурных интересов продолжал жертвовать жизнями новых миллионов немцев, Паулюс призвал соотечественников свергнуть гитлеровский режим.
Вспомним историю Великой Отечественной войны. Это была не только битва войск на полях сражений, война полководческих талантов, война экономик, война разведок, партизанская война, война идеологий. Была ещё и пропагандистская война, не менее ожесточённая. Война за умы людей, за их жизни.
 
                Цели и методы советской пропаганды

        В Главном политическом управлении Красной Армии был создан Отдел по работе среди войск противника – 7-й отдел. Его возглавлял полковник, позднее генерал-майор М.И. Бурцев. В его составе были два отдела – немецкий и союзников Германии. Во главе немецкого отдела стоял полковник И.С. Брагинский. Политическими руководителями были сначала Д.З. Мануильский, затем Г.М. Димитров. У 7-го отдела ГПУ РККА была разветвлённая сеть отделений на фронтах и в армиях, а также лагеря и школы военнопленных.

        Советская пропаганда имела цель показать противнику несправедливость и безнадежность затеянной Гитлером войны ради чуждых немецкому народу интересов. Значительную роль в этой работе сыграли немецкие антифашисты-эмигранты. Под Сталинградом в роли пропагандистов выступали Вальтер Ульбрихт, Артур Пик (сын будущего руководителя ГДР), поэт-трибун Эрих Вайнерт и другие. Стихи Вайнерта для листовок, его рупорные передачи били точно в цель. Немецкие военнопленные рассказывали, какое впечатление произвела на них листовка со стихотворением «Подумай о сыне своем»:

Подумай о сыне своём,
Вдруг он скажет потом:
«Мой отец не вернулся с войны.
Он сражался за подлецов,
Опозоривших наше отечество!».
Подумай о сыне своём!..

     Главный мотив советской пропаганды: нужно различать немецкий народ и гитлеровскую клику, которая ведет страну к пропасти. Чтобы у Германии было будущее, нужно сбросить эту клику.
Пропаганда на войска противника имела различные формы: листовки, плакаты, газеты, радиопередачи, вещания через Мощные громкоговорящие установки, рупорные передачи из окопов и воронок, засылка агитаторов в расположение вражеских войск. Именно под Сталинградом полковник И. Брагинский впервые отпустил распропагандированного пленного к своим ради выполнения поставленной задачи. Когда началось контрнаступление советских войск, полку, в который прибыл Брагинский, было приказано до утра захватить господствующую высоту, на которой засел пулеметный расчет противника. Две атаки успеха не принесли. Брагинский попросил захватить языка. Привели пожилого румына. Его сытно накормили, не пожалев и чарочки. Полковник сумел убедить солдата, чтобы он вернулся к своим и передал, что плен сохранит им жизнь и возвращение домой после окончания войны. Румын кивнул на свои полуразвалившиеся полотняные сапоги. Брагинский, не задумываясь, снял свои хромовые и отдал солдату. Несколько часов спустя пришел весь пулеметный расчет вместе с пулеметом и связанным офицером. Высота была занята без единого выстрела.

        Позже практику отпуска пленных применяли повсеместно. Возвращение к своим было сродни подвигу, немногие на него решались, некоторые при этом гибли. Однако нужно отдать должное немцам: очень часто среди них находились готовые рискнуть жизнью ради спасения своих товарищей.
 
        Все попытки деблокировать немецкую армию, окруженную в Сталинграде, оказались тщетны. Оторванная от пунктов снабжения, замерзающая, голодная, теряющая боеспособность армия была обречена. Плен был единственной возможностью спасения жизней. 30 января 1943 г., за день до капитуляции, Гитлер повысил Паулюса до фельдмаршала. В последней радиограмме, отправленной Гитлером Паулюсу, говорилось, что шестая армия должна обороняться «до последнего солдата и последнего патрона»; и «ещё ни один немецкий фельдмаршал не попадал в плен», что фактически означало требование покончить жизнь самоубийством, бросив своих подчиненных на произвол судьбы. Паулюс предпочел принять ультиматум советского командования и сложить оружие. А Гитлер выдал желаемое за действительное: объявил о гибели под Сталинградом всей армии и о самоубийстве Паулюса. В Германии был объявлен трехдневный траур.

       Сталинградская битва переломила ход войны и ознаменовала начало освобождения нашей страны от фашистских оккупантов. По мере военных успехов Красной Армии росла эффективность пропагандистской работы, росло осознание немцами безнадежности войны против советского народа.
 
       Летом 1943 г. был создан Национальный Комитет «Свободная Германия» (НКСГ) во главе с Эрихом Вайнертом, несколько позже – «Союз немецких офицеров» (СНО) (во главе с генералом В. фон Зайдлиц-Курцбахом), вошедший в состав НКСГ. Представители НКСГ на фронтах выступали перед немецкими частями, писали письма немецким генералам, призывая их сложить оружие.

       А что генерал-фельдмаршал Паулюс, пользовавшийся огромным авторитетам в германской армии? Перетянуть его на нашу сторону признавалось стратегической задачей, решение которой равнозначно победе в крупном сражении. Однако он отверг предложение возглавить СНО, а всех вошедших в него называл предателями.
 
                Кто и как вел работу с Паулюсом

       Немногие знают, что с Паулюсом и другими генералами вели индивидуальную работу соперничающие друг с другом сотрудники НКВД и ГПУ РККА. Методы у них были разные. Генерал НКВД Н.Д. Мельников и его коллеги давили на Паулюса, призывая его перестать быть маршалом Гитлера, а стать маршалом немецкого народа. В противном случае, угрожали ему, его будут судить как пособника Гитлера. Работу с Паулюсом они открыто называли вербовкой. Но давить на Паулюса оказалось бесполезным. Паулюс – не тот человек, которого можно было запугать. Его можно было только убедить.

       Быть маршалом немецкого народа или маршалом Гитлера – такой дилеммы для Паулюса, как и для подавляющего большинства офицеров и генералов вермахта не существовало. Их воспитали в духе нацистской идеологии, в Гитлере они видели фюрера нации, и присяга на верность Гитлеру была для них присягой на верность Германии.
 
       По линии ГПУ РККА работу с Паулюсом вели сначала «профессор Арнольд», затем полковник И.С. Брагинский. Их метод общения с военнопленными был иной: никакого нажима, никаких угроз, только спокойный доверительный и аргументированный разговор. Факты и логика – то, что заставляет человека думать и соглашаться.

       «Профессор Арнольд», он же Август Гуральский, он же Абрам Яковлевич Хейфец (1890 – 1960) – легендарная личность с потрясающей биографией. Его называли «графом Монте-Кристо мировой революции». Человек, принимавший участие в множестве революционных событий в нашей стране и за рубежом, сидевший едва ли не во всех тюрьмах – царских, западных и советских, неоднократно исключенный из ВКП(б) за связи с Троцким и Зиновьевым и восстановленный. Человек, которому давал поручения В.И. Ленин, кто лично знал Луначарского, Димитрова, Тельмана, Жака Дюкло, Тореза и многих других.
 
       О «профессоре Арнольде» пишут в своих мемуарах высокопоставленные немецкие офицеры и генералы, прошедшие через советский плен, например, полковник вермахта Луитпольд Штайдле в книге «Противостояние на Волге»: «Уже при первом разговоре с профессором Арнольдом я был взволнован тем, с какой теплотой отзывался он о достижениях немецкого народа в области науки и искусства. Советский учёный, который умел так резко и остро формулировать свою мысль и давать многому столь уничтожающую оценку, мне всё больше и больше импонировал достоверностью информации, живостью мысли, логикой умозаключений. Предвзятые, упрямо защищаемые мнения, общие места, не подкреплённые конкретным знанием, глухота и замкнутость по отношению ко всему, что расходится с привычными представлениями, – такие черты я замечал не у профессора Арнольда, а у своих товарищей. …Этот советский учёный вёл со мной разговор, который будил мысли, принёс какое-то облегчение и сулил помощь в дальнейшем. Как давно никто не проявлял ко мне такого внимания, не говорил со мной горячо, и притом терпеливо, вдумчиво прислушиваясь и приглядываясь ко мне. Он относился серьёзно и к моим сомнениям, и к моим замечаниям, и к переживаемым мною душевным конфликтам, даже к моим взглядам, которые были ошибочными, по мнению моего собеседника».

       И.С. Брагинский писал: «Гуральский (он же «профессор Арнольд») был очень опытным политическим работником и тонким психологом. В разговорах с Паулюсом ему удалось добиться «первого шага» со стороны фельдмаршала. Гуральский сумел убедить Паулюса, что тот, кто стоит за Германию, должен быть против Гитлера – гробокопателя немецкой нации. Когда Паулюс согласился с этим, то с ним было уже легче разговаривать и работать. Политико-воспитательная работа с Паулюсом была передана мне. Я докладывал о своих разговорах с Паулюсом Г. Димитрову. Он очень интересовался этими разговорами, давал мне указания, как поступать дальше».
После войны А. Гуральский был в очередной раз репрессирован как бывший троцкист. Именно поэтому в подавляющем большинстве исторических источников его роль в перевоспитании Паулюса тщательно замалчивалась.

       В плену Паулюс полтора года оставался верным своей присяге Гитлеру. Лишь 8 августа 1944 г. он подписал обращение «К военнопленным немецким солдатам и офицерам и к немецкому народу», в котором говорилось буквально следующее: «Считаю своим долгом заявить, что Германия должна устранить Адольфа Гитлера и установить новое государственное руководство, которое закончит войну и создаст условия, обеспечивающие нашему народу дальнейшее существование и восстановление мирных и дружественных отношений с нынешним противником». Через четыре дня он вступил в СНО, потом – в НКСГ. С этого момента он становится одним из самых активных пропагандистов в борьбе с нацизмом. Регулярно выступает по радио, ставит свои подписи на листовках, призывая солдат вермахта переходить на сторону русских.
 
       Предательство? Нет – постепенное перерождение по мере исцеления от нацистских догм. Исцеление по мере поражений гитлеровской Германии на фронтах, под влиянием бесед с Гуральским и Брагинским. Свою роль сыграло участие близких к Паулюсу офицеров в покушении на Гитлера 20 апреля 1944 года и влияние окружающих военнопленных офицеров.

       Антифашистские выступления Паулюса вызвали нервную реакцию в Берлине. Последовали репрессии в отношении членов его семьи, от которых безуспешно требовали отречения от генерал-фельдмаршала. Паулюс возмущался, но от своих позиций не отступил.

       Заключительный аккорд – выступление Паулюса в феврале 1946 г. свидетелем обвинения на Нюрнбергском процессе, вызвавшее шок даже у самых близких к нему офицеров.

                После войны

       После Нюрнберга Паулюс полтора месяца находился в Тюрингии, где встречался со своими родственниками, однако встретиться с женой ему не разрешили. В 1949 г. она умерла в Баден-Бадене, о чём он узнал лишь месяц спустя. Его снова привезли в Москву и поселили на даче в подмосковном Ильинском в качестве «личного пленника» Сталина. У него были свой врач, повар и адъютант. Паулюсу регулярно доставляли письма и посылки от родных. Когда он заболел, возили на лечение в Ялту.

       Только после смерти Сталина, 24 октября 1953 года, Паулюс в сопровождении ординарца и личного повара смог уехать в Берлин. В день отъезда «Правда» опубликовала заявление Паулюса, где говорилось о необходимости мирного сосуществования государств с различным строем, о будущей единой Германии. И ещё его признание, что он в слепом подчинении прибыл в Советский Союз как враг, но покидает эту страну как друг.

       В ГДР Паулюсу были предоставлены охраняемая вилла в элитном дачном пригороде Дрездена «Белый олень», машина, адъютант и право иметь личное оружие. По существу в его жизни мало что изменилось: роль «личного пленника Сталина» сменилась положением "почётного гостя немецкого социалистического государства". Он привёз из плена библиотеку классиков русской литературы – Чехова и Толстого, а также собрание сочинений Ленина.

       В качестве начальника Военно-исторического центра он начал в 1954 г. преподавательскую деятельность. Читал лекции о военном искусстве в Высшей школе казарменной народной полиции (предтеча армии ГДР), выступал с докладами о Сталинградской битве. Часть рукописей Паулюса была опубликована в СССР. Первым из немецких исследователей Паулюс убедительно доказал ложность тезиса ряда германских историков об "ошибках Гитлера, которые не позволили выиграть войну". Паулюс развенчал миф о "превентивном" характере войны против СССР.

Достойной роли в постгитлеровской Германии ему не нашлось. В КГБ не верили, что он мог перевоспитаться. А разве могло быть иначе? Не верили же чекисты бывшему троцкисту Гуральскому, которого после войны заключили в лагерь, замалчивая его заслуги. Могли ли они поверить бывшему нацисту Паулюсу?

Полковник И.С. Брагинский (1905-1989) стал востоковедом и литературоведом с мировым именем. Доктор филологических наук, член-корреспондент АН Таджикистана, лауреат республиканской премии, многолетний главный редактор журнала «Народы Азии и Африки», выдающийся педагог, воспитавший сотни специалистов.

Такой вот экскурс в историю, необходимый для того, чтобы занимать взвешенную позицию в современных условиях.


Рецензии
Интересная и полезная статья. Особенно в наше время лживой, разнузданной западной пропаганды.

Александр Жданов 2   15.09.2020 08:46     Заявить о нарушении
Читайте книгу генерал - майора М. И. Бурцева "Прозрение" - отличная книга о нашей пропаганде 1941 - 1945 год, там же достаточно много написано и о Паулюсе. 31 января 1943 года Паулюс окончательно отказался от мысли о самоубийстве и дал согласие на его пленение.

Николай Павлов Юрьевский   11.12.2020 19:28   Заявить о нарушении