Города Танской империи. Чанъань

                1. Китайские города

Китайские города традиционно имели форму квадрата или прямоугольника, ориентированного по сторонам света. В пределах стены не было ни фокуса планировочной среды, ни площадей. Административные здания ничем не отличались от частных домов, почти сплошь одноэтажных. И только буддийские пагоды устремлялись навстречу небесам среди моря приземистых построек.
«Откроешь окно –
И пагоды в городе видишь».
Улочки были узкие и глухие, словно гробы. Здания сооружались из дерева, да к тому же на скорую руку.  Не существовало разделения на богатые и бедные кварталы, и с улицы все дома выглядели одинаково невзрачными: глухая стена здания и ограда со столь же глухими воротами.  Но здания густо лепились друг к другу, так что по узким улочкам едва мог проехать всадник. Ни клочка земли не пропадало без пользы: мосты, берега каналов и рек, дворы монастырей и свободное пространство у городских ворот были сплошь застроены торговыми рядами, харчевнями, банями, цирюльнями, балаганами.
На улицах городов бросались в глаза бесчисленные калеки, нищие, жулики, бродячие артисты, воры и разбойники.
Но были из этой картины и исключения. И прежде всего они, конечно, касаются столицы.

                2. Чанъань – столица Танской империи

Город Чанъань («Вечное Спокойствие» или Западная столица) располагался в долине реки Вэйхэ и был одним из крупнейших городов того времени. Население его вместе со столичным округом приближалось к 2 млн. чел. А в самом Чанъане в эпоху расцвета империи Тан проживало никак не меньше 1 млн. Снабжение продовольствием такого большого города являлось трудной задачей. Собранное в качестве налогов зерно шло вверх по реке Хуайхэ и Великому каналу до Желтой реки, а затем к устью реки Лошуй к востоку от Лояна. Далее необходимо было двигаться сквозь ущелья, пробитые рекой среди высоких лёссовых холмов. Это был опасный путь, который затрудняли очень сильное течение и водопады. Сухопутные дороги так же пролегали через узкие лёссовые ущелья и высокие хребты. За поставками зерна наблюдала огромная армия лодочников, чиновников и надсмотрщиков.

                3. История Чанъаня

Чанъань был столицей при десяти династиях: Западная Чжоу (1124-771 гг. до Р.Х.; в эту пору он именовался то Фэн, то Хао, то Цзунчжоу, то Сиду), Цинь (221-206 гг. до Р.Х.; в эту пору он именовался Саньян), Западная Хань (206 г. до Р.Х. – 24), Ранняя Чжао (318-329), Ранняя Цинь (351-383), Поздняя Цинь (384-417), Западная Вэй (535-556), Северная Чжоу (557-581), Суй (581-617; в эту пору он именовался Дасин) и Тан (618-907).
В эпоху Поздняя Хань (25-220) и Вэй (220-265) Чанъань был второй после Лояна столицей.
Чанъань был основан ок. 200 г. до Р.Х. на месте бывшего циньского загородного дворца, который при императоре Хуэй-ди (194-188 гг. до Р.Х.) начали перестраивать и расширять. В 190 г. до Р.Х было завершено возведение стены протяженностью в 65 ли, имевшую 12 ворот.
Собственно танский Чанъань был основан в 582 г., когда родоначальник суйской династии Ян Цзянь возвел на пустынном месте к юго-востоку от древнего Чанъаня свою столицу Дасин.
С 634 г. началось строительство дворца Дамингун за городскими стенами. Он стал основной столицей императоров, что превратило прилегавший к нему северо-восточный угол в главную часть города. Западная половина города постепенно обезлюдела и центральная планировочная ось сместилась к востоку. В VIII в. вместе со строительством южного дворца Синцингун у восточной стены закончилось создание всего дворцового комплекса.
Новый город раскинулся на низкой, богатой водой местности. Две системы водных путей включали каналы, пруды, озера. Обилие воды способствовало созданию парков и освоению участков земли внутри городской стены.
В 743 г. восточнее Чанъаня было сооружено искусственное озеро – водоем, предназначенный для перегрузки судов. Здесь заканчивался долгий водяной путь от Гуанчжоу до крупнейших городов того времени.


                4. Топография Чанъаня

Чанъань занимал почти квадратный участок, ориентированный по странам света: он тянулся на 9,681 км с востока на запад и на 8,192 км с севера на юг.
Столица имела трехчастное деление: «Внешний город», «Внутренний город» (правительственный квартал) и «Запретный город». Все три части были окружены стенами. Непосредственно к берегу реки выходил огромный императорский парк Цзиньюань, в северо-западной части которого находились руины старого ханьского города. Территория города составляла 80 кв. км, а с Запретным городом и парком – 250 кв. км. В столице было девять рынков, большинство из которых располагалось в непосредственной близости от городских ворот.
К южным пределам парка примыкал «Запретный город» - Хуанчэн, с его прекрасными императорскими дворцами, озерами и павильонами. Под стенами Запретного города проходил Императорский канал. Территория Хуанчэна делилась на южную и северные части. В первой располагались кварталы официальных учреждений, во второй – важнейшие императорские храмы (Таймяо и Тайши); их разделяла площадь размером 2750 на 435 м, вытянутая в широтном направлении. Императорский город был окружен стенами с восемью воротами. Дворец Гунчэн имел собственные стены. Северная его стена совпадала с городской стеной, что обеспечивало связь с загородными парками.
От дворца к южным пределам города (воротам Миндэмэнь) шла широкая и прямая улица Неба, шириной до 150 м. Она была покрыта белым песком и обсажена фруктовыми деревьями. Имелись и два рынка, симметрично расположенных по обе стороны от центрального проспекта.  Такая же широкая улица пересекала город с запада на восток.
Основные жилые районы располагались к югу от магистрали, проходившей с востока на запад через Императорский город. Наиболее густо были заселены северные кварталы, примыкавшие к дворцу и рынкам. Самые южные районы города были весьма малозаселенными – там простирались поля, огороды, сады и кладбища. В окрестностях столицы жилья вообще не было, и танские поэты любили подчеркивать контраст между парадной суетой центральных улиц и безлюдными просторами вокруг столицы. Заселялись кварталы в основном по профессиональному и социальному признакам. Знать проживала в Западной части города, простой народ обитал к востоку от центральной магистрали.
В юго-восточной части города располагалась Пагода диких гусей, сохранившаяся до наших дней. Построенная в 652 г., она поражает своей монументальностью при очень простой композиционной структуре. Высота пагоды ок. 60 м при основании в 24 кв. м. Ступенчатая семиэтажная пагода, квадратная в плане, напоминает своим силуэтом огромную пирамиду, покрытую шатровой крышей из поливной черепицы. Каждый этаж завершен многослойным кирпичным карнизом с большим выносом. Этот композиционный прием, акцентирующий убывающие вверх этажи, в то же время сообщает пагоде органичность: она как бы высечена из одного куска камня. Каждый этаж расчленен узкими пилястрами, число которых сокращается по мере движения вверх.  Кирпичные стены пагоды облицованы светлым, слабо обожженным кирпичом. В центре стены находятся проемы, обработанные арками. Поставленная на вершине холма, величественная пагода как бы вырастает из него и органически сливается с окружающим ландшафтом. 
Чанъань окружала кирпичная стена, облицованная камнем. Деять широких меридиональных (с юга на север) и двенадцать более узких широтных магистралей, посыпанных белым песком, с дренажными канавами, обсаженные фруктовыми деревьями, делили его на 108 кварталов. Каждый квартал был опоясан пешеходной дорожкой и обнесен глинобитной стеной высотой до 3 м. Внутри кварталов имелись либо одна улица, проходившая в меридиональном направлении, либо две, пересекающиеся крест-накрест. За порядком в квартале следили назначавшиеся властями надзиратели. Ворота квартальных стен на ночь запирались. Городские улицы в зависимости от их назначения имели различную ширину. Внутри кварталов были более узкие улицы для пешеходного движения.
Среди массы одноликих кварталов выделялись два больших рынка – Восточный «простонародный» и Западный – «аристократический». Территория каждого из них – ок. 2 кв. км. Восточный рынок, менее многолюдный, располагался поблизости от особняков знати и чиновников и был сравнительно тихим и богатым. Западный рынок, более простонародный, был крикливым и необузданным (здесь же казнили преступников), но и более экзотическим. Каждый ряд предназначался только для одного рода товаров, имел своего старосту и был окружен складами. По закону требовалось, чтобы каждый такой ряд имел подобие вывески – знак, сообщающий, каким товаром здесь торгуют. Проходя по Западному рынку, где вело торговлю большинство иностранных купцов, можно было последовательно видеть мясной ряд, кузнечный ряд, одежный ряд, шорный ряд, шелковый ряд и лекарственный ряд. С середины VIII в. получила широкое распространение торговля чаем. Среди иностранных торговцев на Западном рынке главенствовали уйгуры-ростовщики, которым китайские дельцы, искатели кредита или молодые моты в обеспечение взятых денег закладывали землю, домашнюю утварь, рабов и даже священные реликвии.
Главным украшением столицы служил Извилистый пруд (озеро Цзянцюэчи на юго-восточной окраине города). «Круглый год блистал он прелестью и очарованием, - пишет один из современников, - и со всех концов города собирались сюда одаренные талантами юноши и прекраснейшие девушки, чтобы погулять и с приятностью провести время».
«На берегу и над водой опять весенний ветер.
И среди тысячи цветов…»

                5. Жизнь в столице

Честолюбивые люди со всех концов империи устремлялись в метрополию: молодые ученые, надеявшиеся сдать проводившиеся раз в три года экзамены на степень цзиньши, задиристые мускулистые мужчины, рассчитывающие найти себе подходящее занятие, поэты и художники, мечтающие о состоятельном меценате, мастера политических интриг, жаждущие найти влиятельного покровителя. Городу приходилось обслуживать эту пеструю, падкую до наслаждений толпу. Винные лавки и бордели в эпоху Тан процветали как никогда раньше, а мораль в целом пребывала на низком уровне. Литература того времени рисует красочную картину этого разгульного мира, где присутствуют типы, хорошо известные и на Западе: вечный студент, ростовщик-процентщик, нахлебник, богатый деревенский олух, громила, сутенер и хозяин притона. «Из-за резных дверей, прикрытых бамбуковым занавесом, - пишет современник, - то и дело выглядывают прелестные женские лица. Как говорится о подобных местах: питейные заведения соседствуют с чайными домиками; здесь повсюду царят оживление и радость». По приказу императора Сюань-цзуна  в столице была организована специальная школа «Грушевый сад», где обучались певцы, музыканты и актеры. Создание этой школы положило начало театру в Китае.
Жизнь в Чанъане била ключом. «Пестрят зеленые терема и разноцветные ворота, - писал один из китайских авторов, - дивно переливаются жемчужные занавески, и радуют взор затейливой резьбой двери. Ажурные носилки соперничают друг с другом в убранстве, на императорских трактах, опережая друг друга, несутся статные, сытые кони. Здесь шутки, смех, и всегда услышишь новые песни под громкие звуки флейт и струн. А чайные и харчевни каковы! Ведь на каждом углу! И дивные, благоуханные запахи приправ доносятся из кухонь и щекочут нос. Все, что ни есть замечательного среди «восьми земель» можно сыскать на местных рынках и торжищах». Суета замирала лишь с наступлением темноты, когда после удара в барабан на городской башне закрывали городские ворота и цепями преграждали проходы из квартала в квартал, дабы защититься от воров и злоумышленников. Точно также удар барабана извещал утро, с наступлением которого городские ворота открывались.
В сочинениях Танской эпохи часто упоминается Веселый столичный квартал Синьчанли, где жили гетеры. Здесь было много кабачков.  С ним соперничал увеселительный квартал Пинкан («Северный квартал») – литературный центр Чанъаня. Он располагался  между Восточным рынком и императорским дворцом. В период подготовки и сдачи государственных экзаменов молодые люди ездили из одного дома в другой, пировали, сочиняли стихи, ухаживали за гетерами. «Через несколько дней, - читаем мы в одной из новел танской эпохи, -  они прибыли в столицу, где сразу же окунулись в веселую и разгульную жизнь. Целыми днями они занимались сочинительством стихов или слагали песни, а то порой шли в квартал цветочных улиц и ивовых переулков, где проводили время в праздном веселье с певичками».
Менее дорогими, но гораздо более экзотичными, чем в Пинкане были развлечения в тавернах, расположенных полосой вдоль  восточной окраины города, к югу от ворот Весеннего  сияния - места удобного для проводов друга, отправляющегося в Лоян или на восток. Здесь предприимчивые трактирщики, заботясь о своих доходах, держали экзотически привлекательных западных девушек – торхистанских или согдийских, - чтобы они подавали редкостные вина в янтарных или агатовых чашах. Выручку увеличивали их сладостные песни и соблазнительные танцы под аккомпанемент западных мальчиков-флейтистов. Эти смущавшие покой поэтов услужливые зеленоглазые красавицы, часто золотоволосые, также оставили свой яркий след в танской литературе.

                6. Религиозная жизнь в столице

Чанъань являлся крупнейшим религиозным центром Китая. В столице насчитывалось 16 даосских и 91 буддийский монастырей и храмов. Кроме того сообщается о  храме огнепоклонников. Здесь так же располагались два больших храма несториан. Императо Сюань-цзун неоднократно посещал христианское богослужение. Были здесь и манихейские храмы и монастыри. В столице жило много персов, индийцев, тюрок. С VII в. здесь существовала так же достаточно многочисленная колония арабских купцов-мусульман. В целом иранское население было наиболее многочисленным. Танское правительство имело даже Ведомство погонщиков караванов, чтобы блюсти их интересы.

                7. Окрестности столицы

В 50 ли к югу от Чанъаня на бескрайней равнине возвышалась знаменитая гора Лишань (Луншоу), покрытая причудливыми скалами и вековым лесом. Там располагались летние дворцы императора. Первый из них - Дворец Пышности и чистоты – был построен еще императором Тай-цзуном. Дорога к Лишань была обсажена соснами и кипарисами. «В высотах горных Ли, - читаем мы в одном из стихотворений той эпохи,  – дворец владыки, вонзаясь в тучи синие стоит он». Здесь располагался зал Чаншэн – «Долгой жизни». Император Сюань-цзун ездил в э тот дворец каждую десятую луну (в столицу он возвращался только в конце февраля). «Государь любил посещать дворцы на горе Лишань, и всегда численность тех, кто сопровождал его колесницу, включая прислугу, охранников, жрецов и прочих, достигала пяти-шести тысяч, а иной раз едва ли не доходило до десяти тысяч».
Поблизости от дворца находилось озеро с теплыми источниками. «Утром, когда солнце играло в ряби на воде, красавицам разрешалось купаться в Теплых источниках; легкий ветерок ласкал чудотворную влагу, и озеро казалось живым», - пишет один из современников. (Купались дамы в шелковых одеждах). В другой новелле мы читаем: «Всего в дворце шестьдесят две постройки, начиная от двойных ворот и девяти павильонов. Восточные ворота, называются Солнечные  разноцветные врата, западные – Лунные разноцветные.  Чуть поодаль – дворец Тысяча благословенных лет, а потом идут дворцы поменьше: дворец, где встречают солнце, Утренний рассвет, Пурпурный дворец и Драгоценный лес, а дальше  еще шесть дворцов – Драгоценной основы, Понимания и согласия, Праздничный покой, Утренний рассвет, Пурпурный  Лес драгоценностей».
Помимо знаменитой императорской резиденции в горах Лишань существовали и другие. Западный дворец – находился к северу от Чанъаня, Вэйянский дворец – к северо-западу от столицы.

                8. Лоян

По соседству с Чанъанем располагался Лоян – второй по значимости и величине китайский город.  Город занимал территорию близкую к квадрату (длина стороны 7300 м), 103 его квартала  были расположены по четкой оси север-юг, которая начиналась у прохода Лун-мэнь (Ворота дракона) и кончалась за городской стеной у горы У-шань. Ширина центральной магистрали составляла 132 м, улиц для скоростного движения – 82-99 м, остальных улиц – 41 м. Здесь было много водных путей и суда заходили по каналам прямо в город. Лоян был знаменит своими причудливыми дворцами, богатейшими библиотеками и училищами. Огромная торговая площадь – Южный рынок – занимала два квартала и имела периметр около 8 ли. Здесь были сосредоточены 120 базаров-рядов и тысячи отдельных лавок и складов. Иноземцы имели здесь свои постоянные храмы, в том числе три храма Священного Огня. Вокруг рынка располагались кварталы торговцев и ремесленников. (Б.Доронин «Столичные города Китая»).               

Китай и Великая степь  http://www.proza.ru/2011/02/18/339


Рецензии
Спасибо большое за интересную и познавательную публикацию!

С уважением!

Марианна Супруненко   19.11.2020 23:35     Заявить о нарушении