Девочка пела в школьном хоре

               
               
                В честь праздника Дня Победы на сцене сельского клуба шел концерт. Зрители слушали выступления внимательно, смахивали  набежавшие слезы, аплодировали.               
               
               
                Сегодня мой дебют. Мне доверили запевать песню. Перед выходом я разволновалась. Вот ведущая объявила:"Песня о моем отце".И восемь девочек вышли на сцену. Черные юбки, белые блузки, красные галстуки на груди. Тонкие, туго заплетенные косички с атласными ленточками.               
               
               
               
                Баянист Виктор Иннокентьевич сделал проигрыш и кивнул головой. И я запела:               
               
               
Я не знаю, где ты похоронен
От любимого дома вдали.
Над тобою береза ветвей не наклонит,
Там горькие травы взошли.
В том победном году сорок пятом
Мы все ждали тебя на крыльце.
Если с ним вы служили, солдаты, -
О моем расскажите отце               
               
               
               
               
                Я пела и представляла своего дедушку Колю, который ушел на войну. Его жену, мою бабушку Елизавету, которая осталась с четырьмя дочерьми. Их маленький дом на берегу протоки, впадающей в Енисей. Их долгое ожидание. Горе, когда принесли извещение. В нем было написано , что Дудин Николай Терентьевич без вести пропал при форсировании Днепра.               
               
               
                И я пою:               
               
               
Был ли он, как и я, сероглазый?   
Я не знаю о нем ничего.
Я отца своего не видала ни разу,
Не знаю портретов его…
Словно раны, горели закаты,
Шел вперед он в огне и свинце.
Если с ним вы сражались, солдаты, -
О моем расскажите отце!
               
               
                Голос мой постепенно окреп,  зазвенел.               
               
                На всю жизнь запомнила , как мама рассказывала , как наступил  День Победы. Моя бабушка пасла овец на увале. Вдруг увидела, что летит к ней всадник.Еще издали он стал махать рукой, кричать. "Уж не случилась ли какая беда дома!"-промелькнула мысль. И тут долетело:"Победа! Победа! Гитлеру капут!"  Побежала, что есть силы в село. А там все обнимаются, целуются и плачут. Победа.               
               
               
                Родные стали ждать отца и мужа. Всякое бывает, раз пропал без вести, может, еще найдется. Может, в госпитале лежит израненный! Может, в плену томится? Как же жить без него, кормильца?!               
               
                Стали возвращаться с фронтов земляки. Раненые, контуженные, кто без ноги, но живые. И у кого вернулся папка с войны, те зажили веселее. А у наших всё на женских и детских руках.               
               
               
               
                Выросла мама вышла  замуж. Переехали  жить в город. Молодожёны всех с собой из деревни забрали.  Бабушка больше замуж не выходила ,прожила свой век вдовой.               
               
               
                Мы с сестренкой родились. Стали расспрашивать о дедушке. Даже фотографии его не видели.  Представляли его по рассказам веселым, высоким, добрым. Вот он мчится на коньках по льду протоки. Вот ловит ершей в омуточке близ своего дома. Вот плывет на лодке на острова за черемухой. Вот идет с работы и несет за плечами мешок сбоев. Он работал забойщиком скота в колхозе. И всё-то  с шуточками да прибауточками.               
               
               
                Прошли десятилетия жизни. Девочка , которая пела в школьном хоре, стала учительницей. Сегодня на уроке она будет читать поэму "Василий Теркин". "Переправа, переправа, берег левый, берег правый, лед шершавый, кромка люда, кому память, кому слава, кому темная вода - ни приметы, ни следа..." И слезы не удержит. И снова зазвенит, загорюет ее голос. И притихшие дети будут слушать и смотреть на неё , не отрываясь. И слезинки засверкают в их глазах. Ах, война, война!Только в извещении , которое принесли , закралась ошибка. Не пропал мой дедушка без вести.               
               
               
                В 1992 году появится Книга Памяти. Я открою ее и буду искать фамилию своего деда. Просто так. На всякий случай. И вдруг найду эту горькую запись: в книге Памяти Российской Федерации Республики Хакасия, том 1: Дудин Николай Терентьевич, род 1906г., г. Минусинск Кр.кр. Призв. Бейским РВК, Ряд. ПТР 321 СП, 15 СД, 13 армия. Погиб 07.02.43 г. Захор. с. Очкасово Щигривского р-на Курской обл.               
               
                Бабушка так и не узнала  эту весть. Он погиб в расцвете лет, в расцвете сил.Ему было всего 39 лет!               
               
               
               Я знаю, что он хотел жить,  думал о своих дочках, своей жене, своем доме. Мечтал о том, как вернется домой после окончания войны.               
 Я, девочка из хора, его внучка, всегда думаю о нём, всегда вспоминаю и горюю. Рассказываю о нем  внукам своим, и правнукам. И песня всегда во мне.               
               
               
Безымянна солдатская слава.
Но я верю в отца своего.
И мне кажется – шепчут деревья и травы
Высокое имя его…
Пусть на свете немного он прожил, -
Знаю, честным он был до конца.
На отца я хочу быть похожей,
Я хочу быть достойной отца!               
               
               
                В 2020 году случайно в старом альбоме покойных моих родителей за большой фотографией нашли малюсенькую , потёртую, пожелтевшую. На ней мой дедушка, Николай Дудин. Правнучки фото отреставрировали. Сделали портреты. Но понести в Безымянном полку не удалось. Пандемия. На воротах своих домов сельчане укрепили портреты воевавших родственников. И через семьдесят пять лет  увидели все нашего деда, солдата-Победителя Второй мировой.   
               
               
                Наш дед не пришел с войны. Каждый год , в День Победы мы несем цветы к обелиску в центре села. Там есть его фамилия.               
               
               
               
Мы с внучкой к черемухе хрупкой привязываем цветы.               
               
               
Она попросила, придвинувшись ближе: "Про дедушку мне расскажи?"               
               
                Дудин Николай, твой прапрадед,               
               
                Срубил на Забочке свой дом,               
               
               
Жене Лизавете и дочкам-               
               
               
Всем места хватало в нем.               
               
               
Его я не видела, внучка, ни разу,               
               
                Но знаю, он добрым был,               
               
               
Высоким, веселым, бесстрашным               
               
                И сильным, ласковым и озорным.               
               
                Любил на коньках пробежать по протоке,               
               
               
Рыбачил и пел, все шутил,               
               
                Бродил босиком по тропиночкам росным               
               
                И в бор за грибами ходил.               
               
                В колхозе работал до жаркого пота,               
               
               
Умел веселиться и жить,               
               
                Случалось когда с мужиками поспорить,               
               
                То мог Енисей переплыть.....               
               
               
Он не дожил до победной весны               
               
               
Наш дед, Николай Дудин,               
               
                На Курской дуге, в кровавом бою               
               
                Он голову с честью сложил.               
               
               
Еще стоят на Забочке               
               
               
Могучие тополя               
               
                И смотрят задумчиво в воду,               
               
               
Память о нем храня.               
               
                Два года не дошагал он               
               
                До славной, победной весны,               
               
               
Единственный дед наш милый.               
               
                Он не пришел с войны.               
               
                Ему и всем не пришедшим,               
               
               
Низкий , земной поклон.               
               
               
Его землякам пожеланье:               
               
                Любите жизнь, как он!               
               
               
Любите свои Очуры,               
               
                Свое родное село,               
               
                Куда бы судьба не забросила,               
               
               
Куда бы не занесло!               
               
                Пусть мир воцарится навеки!               
               
               
Ведь жизнь так прекрасна. Одна.               
               
               
Мы- внуки погибшего деда               
               
               
И нам не нужна война!
   

               


Рецензии
Молодец, Таня!
Я впитала в себя все отцовские боли,
Канонаду и взрывы, контузии ад.
Я сидела с ним рядом, в невыжатом поле,
когда снайпер прицельно косил там солдат.
Только случай, движение влево иль вправо,
поворот головы... И на вылет под глаз.
Я из лужи, из смрада войны, из канавы
услыхала в бою командира приказ.
Эти ноги прошли всё до самой Европы.
Это я не забуду и внукам скажу.
Кровью полнятся реки и тропы.
А война - это ад, это жуть.

Татьяна Пороскова   18.04.2022 09:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за такой отзыв. Война-самое ужасное, что есть в жизни на нашей земле. Пусть никто и никогда не испытывает ее ужасов, потерь.
Мне иногда снится война. Всё небо в гудящих , низко летящих самолетах. Стреляют танки. Я хочу бежать, но нет силы в ногах, я даже идти не могу. Тогда впиваюсь пальцами в землю и пытаюсь , хоть на сантиметр, продвинуться . Тщетно. И , когда просыпаюсь, так рада, что это всего лишь сон.

Татьяна Евсюкова   18.04.2022 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.