Жизнь по двум календарям

(из конспекта разбора)

Нападки извне не сломили Неемию (о них 4-я и 6-я главы), сейчас начинаются внутренние проблемы. Евреи делали «великую работу» (4:19) для «великого Бога» (1:5), теперь среди них возник «большой ропот» (5:1). В 4:22 сказано, что Неемия попросил рабочих остаться в Иерусалиме и пока еще не возвращаться в свои деревни. Это могло вызвать нехватку рабочих рук при сборе урожая. Возможно, многие семьи получили от уборки урожая меньший доход, чем обычно.

В любом случае, экономическая ситуация была более критической, чем обычно, ведь люди вложили столько труда в строительство стены. Кроме того, как показано в главе 4, проект Неемии настолько рассердил соседей евреев, что торговля между евреями и другими регионами, вероятно, вообще прекратилась. В лучшем случае объем торговли был значительно сокращен. Некоторые обнищавшие евреи были вынуждены продаваться в рабство (Неем.5:1-5).

Иудеям разрешалось одалживать деньги друг у друга, но они не должны были взимать проценты (Вт.23:19-20). Они должны были относиться друг к другу с любовью, даже когда брали залог (24:10-13; Исх.22:25-27) или когда кто-то вынужден был становиться рабом (Лев.25:35-46). И народ, и земля принадлежали Господу, и Он не хотел, чтобы человек использовал другого человека ради личной выгоды.

Иногда семья была вынуждена прибегнуть к долговому рабству. Эта практика была распространена на древнем Ближнем Востоке, и в законах Пятикнижия она контролировалась, но не запрещалась (Исх.21:1-11). Сыну или дочери приходилось работать на кредитора, пока долг не будет выплачен (2Цар.4:1). Во многих случаях дочь бралась в жены кредитором или одним из его сыновей. Закон о субботнем году требовал, чтобы долговые рабы были освобождены на седьмой год (Лев.25:39-43).

Одной из целей юбилейного года (Лев.25) был возврат экономической системы Израиля к состоянию исходного равновесия, чтобы богатые не становились еще богаче, а бедные еще беднее. Бог ненавидит рабство; свобода, уважение и любовь – одни из главнейших ценностей для Него. Это видно и из Нового Завета: «Не делайтесь рабами человеков». На пятидесятый год все долги полагалось простить, всю землю вернуть первоначальным владельцам и всех рабов освободить.

Чуть дальше в пятой главе Неемия предложит провести внеочередной юбилейный год. Интересная идея: христиане вошли в юбилейный год благодати – Бог простил нам во Христе грехи и долги, но при этом ты можешь жить в пятидесятом году по Божьему календарю, а для ближнего вести отдельный календарь, припоминая ему грехи и провины.

Есть экономическая справедливость, и в этом плане богатые евреи при Неемии поступали по-своему правильно (если не учитывать лихвы, ростовщичество в отношении своих братьев было запрещено в Пятикнижии, кстати, где они этому научились? Скорее всего, в плену), но есть духовная и нравственная справедливость, гамбургский счет благодати, и в этом смысле они поступали неправильно, за что их Неемия и обличает.

Кстати, описанная Лукой общность ресурсов у первых христиан (Дн.4:34) напоминает описание субботнего года (Вт.15:4). Н.Т.Райт в толстенной книге «Иисус и победа Бога» предлагает такую гипотезу: Иисус хотел, чтобы Его последователи жили словно в условиях Юбилейного года (буквально). Ведь они возвращались из плена. И здесь впору сопоставить атмосферу зарождения христианства с атмосферой, царившей у евреев после возвращения из вавилонского и персидского плена (в частности, при Неемии). Т.е. прощение должно стать центральной особенностью христиан.

15.09.2020


Рецензии