Не давай болтаться шлангу под напором воды

(из конспекта разбора)

В Исх.2:11-14 описаны два первых вопроса, которые попробовал решить Моисей при первой своей попытке стать освободителем евреев. Стихи 11-12 говорят про то, как он убил египтянина, защищая еврея. Стихи 13-14 говорят о том, как он попытался помирить двух евреев, но это у него не получилось. Оказалось, что внутренние проблемы решать сложнее, чем внешние. К сожалению, для пастора помирить двух христиан может быть сложнее, чем отразить какие-то внешние нападки на церковь.

В Неем.4 Неемия решает внешнюю проблему, в Неем.5 он сталкивается с проблемой внутренней – среди евреев происходят ссоры и возникает ропот из-за неравного финансового положения. В 6-м стихе сказано, что разобравшись в ситуации, Неемия «очень рассердился». Это был праведный гнев, о котором мы рассуждаем сейчас на читательском кружке. У него были две главные составляющие праведного гнева – созидательность и милосердие (праведный гнев – это «созидательное недовольство милосердия» в формулировке Паулисона).

• Милосердие: Неемия четыре раза за короткое время упоминает слово «братья». Он рассматривает людей не как исполнителей или средства получения выгоды, но как братьев.
• Созидательность: Неемия не только движим эмоциями и возмущением, он а) четко называет вину богатых (ст.7-8), б) показывает, что в массе своей народ поступал не так, как они, но выкупал братьев (ст.8), и в) он называет конкретные действия, которые эти люди должны предпринять в ближайшее время (ст.11). Критика Неемии конструктивна.

Марк Робертс пишет, что гнев может быть силой, побуждающей нас к позитивным действиям, но он также может быть подобен извивающемуся садовому шлангу с включенной на полную мощность водой, который хаотично болтается и приносит гораздо больше вреда, чем пользы. В переводе РБО (и в англ. переводах) седьмой стих начинается так: «обдумав их, я стал укорять…». Когда мы останавливаемся, чтобы подумать, мы как раз берем конец шланга и смотрим, куда его надо направить, чтобы была польза и результат.

(По поводу обдумывания, кстати, могу рекомендовать свою практику: я стараюсь ответы на важные вопросы не давать в тот же день, а выжидаю день или два, даже когда решение у меня уже есть. Так же и с письмами или сообщениями, в которых я выражаю свое несогласие с чем-то и о которых я знаю, что они могут задеть получателя).

Еще один важный момент: Неемия не сразу созвал большое собрание, на котором отчитал провинившихся, но сначала обратился к ним напрямую. Об этом порядке говорил и Иисус в Мф.18:15.

Неемия думал сейчас не о том, какая сторона влиятельнее и какую позицию ему выгоднее занять как руководителю, он думал о том, что правильно. Правильно было быть на стороне Бога и продолжать Его дело. Божьим делом было искупление Израиля, поэтому Неемия говорит, что они «выкупали братьев своих, Иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас, а вы продаете братьев своих, и они продаются нам»

В стихах 12-13 Неемия действует не только как хороший руководитель и администратор, но и как мудрый душепопечитель. Он осуществляет действия (призыв к клятве и наглядная иллюстрация с вытряхиванием одежды), которые помогут тем, кто вели себя неправильно, закрепить правильное поведение. Это такие дополнительные крючки или привязки, которые помогут удержаться богатым в рамках предложенной Неемией модели поведения.

Чем окончилось дело: «И прославили Бога; и народ выполнил слово сие» (ст.13). Результатом праведного гнева стало прославление Бога участниками ситуации. Уверен, что Неемия как руководитель мог после этого нормально взаимодействовать с людьми, которых он сейчас обличал. Ведь он не перешел на личности, не начал ругать и унижать их, называя подлецами, мерзавцами и хапугами.

15.09.2020


Рецензии