Очерк пудрологии

В раннем моем детстве я был домашним ребенком – до семилетнего возраста меня одного не отпускали на улицу; большую часть времени я проводил с мамой – из нее, по преимуществу, мир мой и состоял. Стоит лишь мне вспомнить 1943 - 1946 годы, как перед моим взором возникает мама; она там существует в самых разных ипостасях: читает мне Лермонтова, стирает в корыте одежду, пробует у крестьянок молоко на колхозном рынке, крупными ломтями режет черный хлеб, вспоминая о чем-то своем, тихо мурлычет песенку.
Но больше всего мне нравилось смотреть на маму, когда она совершала ритуал подготовки к выходу из дома. Сменив халат на уличную одежду, она перед зеркалом  энергичными движениями сооружала на голове прическу, затем черным карандашом несколько раз с усилием проводила по бровям. Вслед за этим, сняв колпачок, мама выдвигала из футлярчика столбик губной помады;  вывернув губы при открытом рте, она обильно намазывала на них ярко-алую помаду; затем, закрыв рот, несколько раз сжимала губы, чтобы ее в них втереть. Теперь  оставался завершающий момент ритуала: мама открывала круглую плоскую пудреницу, на дне которой лежал белый порошок, и, глядя в зеркальце, расположенное на откинутой крышке, мягкими грациозными движениями наносила тампоном пудру на нос, скулы и щеки до тех пор, пока кожа не белела и не теряла свой блеск.
Эта процедура всегда казалась мне настолько естественной, что, только совсем недавно до меня вдруг дошло, что женщины давно уж не пудрятся.
Чтобы себя проверить, я обратился к самому авторитетному из  доступных источников – британской Википедии. Там значения слова «пудра» (“powder”) перечислены в следующем порядке: мучная, сахарная, кофейная, сухо-молочная, для лазерного принтера,  орудийный порох (“gunpowder”), и только после них – пудра, как косметическое средство. Но и там она не самостоятельна, а является  одним из компонентов «грунтовки» кожи при макияже. Итак, деградация роли пудры в современном обществе – на лицо. Чтобы отыскать начало этого процесса, я обратился к энциклопедии “Petit Larusse” издания 1968 года. Там значения слова “poudre” представлены в такой последовательности: на первом месте стоит «смесь минеральных продуктов, предназначенная для защиты лица и унификации макияжа», и уже за ней следует какой-то там орудийный порох. Даже учитывая отставание энциклопедий от жизни, приходится признать, что пудрение еще сохраняло свои позиции до 60-х годов минувшего века. Тогда я решил погрузиться в историю глубже, обратившись к энциклопедии издательства  «Брокгауз и Эфрон» (1884 г.). Там я узнал, что пудрение «использовалось для придания коже некоторой белизны и матового вида». Эта мода возникла в галантном XVIII веке, когда возник образ «женщины – куколки», но самое  широкое распространение она получила в веке XIX, так как подчеркивала отличие «дам» от простонародья. Эта цель оставалась актуальной и в XX веке, тем более, в царской России, из которой, как и многое другое, пудрение перекочевало в СССР, где ему неистово предавалась мама. И только эхо парижских баррикад 1968 года, прокатившееся по всему миру, смело, к моему глубокому сожалению,  этот антидемократический обычай.
Я завершил свое исследование, справившись со «Словарем русского языка» С.И. Ожегова (издание 1990 г.). Там я обнаружил целую россыпь неупотребительных слов: «пудреный», «напудрить», «попудрить», «попудриться»; осталось в употреблении лишь  выражение «пудрить мозги».
Каково время, таковы и речи.
                Июнь 2020 г.


Рецензии