Дэвид Бартли. Предопределение

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дэвид Бартли (1900)
http://asweetsavor.info/edb/predestination.html

Возлюбленные братья! Предопределение является прерогативой всех разумных существ, а Бог располагает ею по преимуществу и бесконечно, потому что Он бесконечен во всех Своих совершенствах или атрибутах, в то время как все остальные существа являются конечными и ограниченными. Но Всемогущий не ограничен. Это первичные и самоочевидные истины. Было бы нечестивой глупостью со стороны твари попытаться ограничить бесконечного Творца. Мы знаем, что знание, мудрость, совет, цели, власть, правда, святость, добро - Бог бесконечен во всем этом, как и во всем остальном. "Он тверд, и никто не отвратит Его".  "Я Господь, Я не изменяюсь". Неизменность принадлежит только Господу. Это ставит Его выше внешней зависимости или влияния и контроля твари. У Бога нет воли, кроме Его собственной. Универсальная молитва - "Да будет воля Твоя". Его воля вечна. Вечность принадлежит Ему. Каждое событие всех времен и бесконечной вечности навсегда при Нем, ибо Он всеведущ и вездесущ, то есть, везде и всегда присутствует в вечности и времени, и нет существа, вещи или события в мире, которое когда-либо было скрыто от очей Всеведущего. Вот некоторые из совершенств Господа Бога Вседержителя. Отрицать их значит отрицать, что Он Бог, а также ограничивать Всевышнего.  Это делают безбожники; не дай Бог это делать нам. Для нас Он  говорит: "Остановитесь и познайте, что Я Бог".
Я никогда не писал специально о предопределении Божием; теперь я перешел к этому в смирении и благоговении, со страхом и трепетом, желая только Его чести и славы, и чтобы Его люди могли любить Его и поклоняться Ему. Стандартный словарь дает эти определения. В предвидении Божием Он предвидит от вечности каждое существо, которое будет существовать и каждое событие в его истории, а также все другие события вообще. Его совет есть тщательно рассмотренный план и замысел. Вечная цель Бога и Его указ - это Его цель, согласно которой Он для Свой славы предопределил все, чему должно случиться. Также эта конкретная цель объемлет предопределение, то есть установление или предназначение заранее, волю Божию о людях, установление всех вещей Творцом или вечный замысел Божий.
Все эти слова в Библии есть четкие термины, и они, таким образом, определяют, как Бог явил Себя в Его слове . Определения показывают, что все эти слова Священного Писания очень тесно связаны по смыслу, так что определение одного пронизывает определения каждого из других, что делает предвидение, совет, цели, указ,  предопределение Божие гармоничными и неразделимыми, так же как и все Его атрибуты во всех Его делах и на всех путях. Совет и цель Божии всегда действуют параллельно предвидению Господа,  и все это, конечно прочно удерживается в Его указе Его всемогущим предопределением или контролем, тем самым навсегда исключая возможность для чего-либо выйти из-под безграничной власти Бога, и подчиняя все существа, вещи и события Его всемогуществу и власти, в соответствии с Его вечной целью сделать так, а не иначе. Его суверенитет означает, что только Бог обладает полнотой власти и правления. Если эта безграничная власть и высшее величие не принадлежат Ему, то хаос получит возможность преобладать во Вселенной, и разрушение буйно воцарится везде, победив вечную цель Бога и свергнув Его универсальную власть. Ограничить Всемогущего в мере Его суверенного контроля над всеми мирами, существами и вещами в соответствии с Его вечной целью безусловно означает привести к этому ужасному результату пагубной случайности, и это было бы равнозначно тому, чтобы сказать, что Бога нет. Ибо вечному Богу принадлежит бесконечная мудрость, определяющая цели,  всемогущая сила создавать и контролировать все вещи во всей Его безграничной вселенной. И потому спрашивает Слово: "Кто говорит: и то сбывается, чего Господь не повелевает?".
Что такое Божье предопределение всех вещей, если не Его определенный совет и предвидение, охватывающие и контролирующие все вещи? Это значит не больше и не меньше, чем то, что у Него есть вечная цель во всех вещах, и что Он правит с небес всем сущим во всей Его бесконечной вселенной, подчиняя все Своему всемогущему контролю. Если бы это было не так, не было бы никакой безопасности для Его народа святых,  и никакой уверенности, что мир должен стоять и двигаться в установленном порядке, принося плоды и увековечивая жизнь, и давая нам здоровье и утешение, ибо тогда царство случая приведет к мировой анархии, разрушению и полной гибели всего. Но совет Господа стоит, и цель Его сердца простирается на все века и поколения; Он тверд, и никто не отклонит Его. Его вечное видение прекрасно знает и дивно объемлет все и навсегда, и никакие новые мысли и цели не возникают в Его бесконечном разуме. Таким образом, все существующие вещи поскольку они во времени, были предопределены до времени или предназначены в вечности. Так предопределение Бога в соответствии с Его вечной целью, которую предназначил Он Сам - это то же самое, что и Его предназначение,  смысл лишь в том, что все, что входит в бесконечный совет и цель всеведущего и всемогущего Бога, было определено как таковое, ибо Его всемогущество установило и устроило все это в Свою вечную славу и на благо всех, кто Его любит, и призванным по Его изволению. В противном случае ни одно событие не могло бы иметь места, потому что всемогущество Бога могло не позволить его, и Он конечно сделал бы это, если только Его мудрость и совет так постановили. Это и есть предопределение. Бог либо установил тот факт, чтобы все вещи происходили так, как они происходят,  или же его знания, мудрость, власть и контроль несовершенны и ограничены, и события происходят случайно, приводя Бога в замешательство, разочарование и поражение. Ибо мы не можем ни на минуту думать, что у бесконечно мудрого Бога происходят некоторые вещи, для которых у Него нет целей вообще, и Он никак не знает о них, ибо это сделало бы их просто случайными событиями. Сын Божий учит нас, что и воробей не может упасть на землю без воли Отца, и волосы на наших головах сочтены Им. Таким образом явлена истина, что Божья мудрость, контроль и власть простирается на самые малые вещи, ибо Всевышний безграничен и вездесущ:   "ибо мы Им живем и движемся, и существуем." Бог из вечности в вечность, и все вещи были всегда известны и определяемы Им, как Он обильно явил и преподал в Слове истины, даже самые нечестивые дела, которые виновные люди совершили на земле, предательство и убийство святого Сына Божия, прекрасного Искупителя. Он сказал: "И поистине Сын Человеческий идет, как это было определено: но горе тому человеку, которым Он предается". В торжественной молитве к Богу апостолы сказали: "Ибо поистине собрались на Святаго Сына Твоего Иисуса, Которого Ты помазал, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израиля, собрались вместе, чтобы сделать то, что определили рука Твоя и совет Твой".  Вот предопределение Божие, Его совет и назначенная цель, и он объемлет самое черное из когда-либо совершенных преступлений, и Боговдохновенный Петр обвиняет виновных в том, что они Его убийцы, говоря: "Сего, по определенному совету и предвидению Бога , вы взяли и пригвоздив руками беззаконных, убили". Он говорит далее:  Но то, что Бог предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, Он явил так и исполнил". Да, Сам Христос сказал: "Не так ли надлежало Христу пострадать, и войти в славу Свою?" Так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день. Его апостолов также нечестиво преследовали, сажали в тюрьмы и казнили, но Бог повелел им пострадать ради истины, а Христос предсказал им, что эти вещи должны были придти на них, и что те, кто будут убивать их, будут думать, что они этим служат Богу. И если Господь сказал это по Его определенному совету относительно нечестивых, чей убийственный гнев Он определил, сдерживая и предотвращая остаток его, потому ни сатана, ни беззаконные сыны Иакова не могли пойти дальше, чем чтобы исполнить святую цель Бога с Иовом и Иосифом, а иудеи и язычники - с Иисусом, потому что не могли сломать кости Его тела, но еще воззрят на Того, Которого пронзили. Так как же развращенный плотской ум конечного и грешного человека будет придираться к Богу, и дерзко возражать против Его явного Слова истины, говоря: кто же обвиняет?  Ибо кто сопротивлялся его воле! Но "кто ты, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?". Это именно то, чем являются все эти возражения, и суть таких ответов - это бунт  против власти Бога, и таким образом Сам Бог упрекает человека и осуждает его. Жестокому тирану Египта Бог сказал: "Для этого Я и поставил тебя, чтобы Я мог показать над тобою силу Мою, и чтобы Мое имя было прославлено на всей земле". Свою силу и имя Бог явил на всей земле через могучее и праведное дело, освободив от нечестивого правителя угнетенных сынов Израилевых, милосердно и дивно выведя их из Египта.
В случае с фараоном, братьями Иосифа, предателями и убийцами Иисуса, хотя цель Бога мудрости и силы, милости и благословения была достигнута через их нечестивые руки и жестокий гнев, но Он остался святым, а также милостивым во всей Своей праведной цели и суверенной власти, исполненной таким образом, и Он справедливо посетил Своим праведным судом и злой смертью тех, кто  были наиболее виновны в преследовании таким образом праведного Сына и избранного народа Божия. Их целью, мятежной и нечестивой, было свергнуть власть и победить совет и цели Бога, но напрасен был их гнев и праведны их бедствия, которыми Он посетил их Своим мудрым и всемогущим провидением.
История святой Библии изобилует многими такими случаями, когда Сам Бог объявил через Своих вдохновенных пророков, что жестокие и свирепые люди и народы были виновны при  исполнении своих целей, которые Он в конце концов мудро и праведно обратил к Своей славе и благу Своего народа,  после чего Он мудро и праведно наказал этих жестоких людей и народы. Ответ подвергшегося  преследованиям Иосифа его братьям, виновным и опасавшимся кары за нечестие, на самом деле относится к действиям всех нечестивых: вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы к этому дню спасти жизнь великому числу людей". Так говорил Иосиф в соответствии с мудростью и разумом Господним. Конечный и ослепленный грехом человек не видит того, что видит Бог, и, следовательно, его суждения и разум когда-нибудь ошибаются, ибо, как небо выше земли, так мысли Бога и Его пути выше наших мыслей и путей. Было бы хорошо также, чтобы мы прочитали вдохновенный ответ Иову и приняли истину, сказанную ему: "Неужели даже ненавидящий имеет право управлять?.. Является ли уместным сказать царю: ты злой, и князья: вы, нечестивые? Насколько меньше Ему, что не благоволит к лицам князей, не обращает внимания богатых больше, чем на бедных, ибо все они дело рук Его?.. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!". Господь также сказал Иову: "Отменишь ли ты Мои суды? Ты хочешь осудить Меня, ибо ты можешь быть праведным? Разве твоя рука как Божия, и громовой голос как у Него?... Твоя десница модет спасти тебя?". 
Эти Божии упреки должны излечить нас от всякого греховного ропота и жалоб на Всемогущего, Который бесконечно свят. Писание благоговейно внимает всем ответам Бога, Который явил истину, говоря:  и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?"
То, что написано здесь и прямо утверждается в Библии, извращается природным разумом таким образом, что он делает Всемогущего автором и исполнителем всего греха и нечестия мира, в то же время как он освобождает виновных от ответственности и вины, и делает святого Бога несправедливым и неправомочным наказывать их. Это самое чудовищное, что может осмелиться сказать грешная тварь - упрекать святого Творца в любом случае или событии, и на это можно возразить только тем упреком, который высказал Элиу в ответ на жалобы Иова. Все мы слышали такие непочтительные жалобы и критические замечания в отношении суверенитета Бога, как он раскрывается в Его избирающей благодати и предопределенной цели, от высокомудрого и самодовольного религиозного мира, но уже недавно мы были вынуждены с болью слушать и читать такой ропот на Бога от людей из наших общин, и некоторые из них превзошли в этом ропоте самых яростных арминиан, об аргументах которых говорит Павел в Рим.9 и Библия во многих других местах. Это действительно тревожно и заставляет нас страдать и в глубоком смирении молиться пред Господом. Братья насмешливо и издевательски говорят братьям о других людях: "О, вы не можете помочь им, ибо Бог не избрал их". Таким образом, они упрекают и осуждают Бога, Его предназначение, совет и цель такими ответами, обвиняют Его в том, что Он подстрекатель, автор и исполнитель черных преступлений мятежных и виновных людей и бесов, и эти враги Бога и праведности якобы могут быть извинены и оправданы на том основании, что Бог обращает гнев человека в похвалу Себе. Но слова Господа против Иуды встречаются им на пути и осуждают тех, кто поносит Бога такими возражениями: "Сын Человеческий идет, как это было определено: но горе тому человеку, которым Он предается". Можем ли мы в таком случае сказать, что Иуда ни за что не отвечает, потому что Бог был автором его предательства? Какой абсурд! Когда предательство совершилось, и Петр извлек меч, чтобы предотвратить арест святого Агнца Божия, послушный Сын сказал: "вложи меч в ножны: чашу, которую Отец Мой дает мне, неужели Мне не пить ее?".  Как же это должно закрыть уста всем нашим возражениям против того, что решил и установил Бог Своей суверенной волей!
Возражение против неограниченной власти Бога как охватывающей все вещи в Его предопределенном совете и вечной цели состоит в том, что это делает Его причиной, двигателем или исполнителей всех злодеяний, и следовательно, их автором, несущим за них ответственность. Это основано на предположении, что во всем, что Бог предопределил и чему постановил быть, Он Сам является Автором и исполнителем Своего действия и власти. Это, конечно, неправильный вывод, потому что это просто не так, как положительно ясно в случае с предателями и убийцами Сына Божия, о которых Петр Духом Святым сказал: "Вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили". Их нечестивые сердца и плотские умы, полные вражды к Богу, побудили их совершить это величайшее из всех преступлений, и они были ответственными и виновными авторами его, почему Петр и сказал им: Сего, по определенному совету и предвидению Божию преданного, вы взяли и руками беззаконных убили". Так что во всех других случаях, в то время как определенный совет и предвидение Божие исполняется как среди воинства небесного, так и среди живущих на земле, как это и предназначалось, и Бог никогда не будет удивлен, разочарован и не изменится, но Он не искушает человека, не принуждает никого делать зло, но похоть людей соблазняет их и заманивает на все греховные пути и злые дела. Это было так, когда человеком грех вошел в мир, и все зло и его наказания, страдания и смерть, как результат или возмездие за грех. И хотя это правда, так же верно, что вечная цель, определенный совет и предвидение всемогущего и всеведущего Господа Бога в том, что Он видит, определяет и возвещает конец от начала, говоря: "Мой совет состоится, и все, что Я замышлял, Я сделаю".
О Христе и Боге Павел говорит: В Нем мы и сделались наследниками, будучи предопределены в соответствии с целью Того, Кто совершает все по изволению воли Своей". Таким образом, Дух истины и откровения, данного Павлу, соединяет все сущее с советом, целью и волей Бога, действующей во всех вещах, управляющей ими и контролирующей их, и все это совершается ради наследия святых во Христе, которое они получили в рамках предопределения к этой святой цели. Таким образом, все вещи неизменно предузнаны, определены и контролируются бесконечной мудростью и всемогущей силой Всевышнего, Который имеет власть над всеми мирами, существами и вещами, просто потому, что Он Бог, вездесущий и всемогущий, Вседержитель. В той замечательной истине, что всемогущий Господь Бог царствует, заключено спасение и вечное благополучие всех Его людей, которые соблюдаются Его властью через веру ко спасению.
Что касается ошибочного вывода, что всему, что Бог предназначил или заранее или предопределил, Он является также причиной, автором или исполнителем, ответственным за это, то Библия во всех вышепприведенных случаях положительно показывает, что это не так, но праведный Судия всей земли признает замышляющих зло виновными и наказывает их соответствующим образом, хотя они собрались со всей злобой сделать лишь то, что определила рука Его и совет Его. Это вдохновенное свидетельство, которое проходит через все Слово Божие.
Абсолютное предвидение Бога признается всеми, кто признает Его вечные и неизменные атрибуты или неизменное совершенство, даже если они отрицают, что Он предопределил все вещи, а также предвидел их. Но каждое возражение, которое производится против предопределения Бога, может с равной силой может быть предъявлено Его предвидению, поскольку оно несомненно устанавливает все вещи во Вселенной, как и в случае с предопределением.  Все вещи, которые Бог предвидел, не могут происходить иначе, как Он их предвидел. Отрицание этого является также отказом Богу во всеведении и усвоением Ему несовершенства и невежества. Ни один баптист не отрицает предвидение Бога, но все признают, что Он, конечно, предвидел все, что случится. Это создает полную уверенность в Боге, абсолютности Его вечной цели и в том, что Его указы исполняются. Таким образом, возражение против предопределенности любых злых вещей или действий, что она делает Всесвятого автором и причиной таких предопределенных вещей или действий, применимы также против Его предвидения таковых, ибо и в этом случае они делают Его их исполнителем. Но Всесвятой не автор или исполнитель любого греха или злобы, и Его определенный совет и предвидение не есть их причина, и такой вывод является клеветой на предвидение Бога, как и на Его предопределение, ибо все вещи определенно исполняются так, как Бог определяет и предвидел их. Было предсказано и определено, что злодей Иуда предаст святого Сына Божия, но Сам Бог не предал Своего Помазанника, и даже не призвал Иуду совершить этот великий грех. Петр сказал, по вдохновению, что Бог воистину предназначил еще прежде создания мира, что Христос должен быть убит, как Агнец для искупления Своего народа, но Бог не убивал Его и не был причиной этого злодейства из злодейств. Его гонимый слуга Стефан смело сказал своим, и Христа, нечестивым убийцам, что они убийцы и предатели, на которых падет праведный суд и страшный гнев Божий, и гнев пал на евреев, как и позже на римлян.  И все же за последнее время часто утверждается, что всем вещам, которые Бог постановил и предопределил, Он также является причиной и потому автором, и поскольку некоторые братья поверили этому и приняли как истину без тщательной проверки Писанием, это отвратительное выражение стало настолько распространенным в настоящее время среди баптистов. Если Бог предопределил все вещи, то Он является автором всех греховных вещей в мире, то есть Он заставляет их быть. Но если братья не будут доверять этому нечестию, исполненному злобы к Богу и непонимания Его цели, и вводиться в заблуждение рассуждениями рационалистов и арминиан, устаревшими с тех пор, как они возражали Павлу, но будут благоговейно исследовать Писания, чтобы увидеть, что Господь сказал, они узнают, что об очень многих бедственных событиях, полных великой злобы людей и целых народов, что Бог объявил положительно и постановил, что они должны иметь место, так же, как Он предсказал это через пророков Своих, и соответственно самые злые и нечестивые народы в мире были возвышены, чтобы совершить все великое зло, о котором Бог сказал, что они должны его совершить. Пожалуйста, читайте священную историю Израиля, от Моисея до конца плена и пророческих книг, и вы сможете с трепетом взирать на многие великие события,  в том числе многие национальные бедствия, войны и разрушения городов, стран и народов, которые Бог праведно постановил так, что они сбылись, и также злая погибель этих нечестивых народов, врагов Бога и праведности была предсказана и определена для них как для исполнителей всех этих нечестивых вещей. Они были высокомерны, своевольны, непримиримы, чувственны и дьявольски порочны в своих нечестивых делах, не зная Бога и не боясь Его. Но Его святой совет и цель объемлют, ограничивают и контролируют все эти великие и знаменательные события, повлиявшие на последующие поколения и будущие страны, и на Своих путях Всевышний исполняет Свои указы и праведные суды в наказании нечестивых и исправлении Своих людей, ибо  они должны поклоняться и прославлять его как своего Бога и Царя, их Отца, Вседержителя.
Благосклонный читатель, пожалуйста, прочитайте сейчас "Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре", и ты будешь впечатлен и исполнен трепета и благоговения перед величественными и удивительными вещами, которые, как возвещает Всемогущий, скоро исполнятся, и хотя многие из этих событий разрушительны и пагубны, но в Своей мудрости Он предназначил и предуставил их. И послал оное через Ангела Своего Своего рабу Своему Иоанну". Давайте присоединимся к двадцати четырем старцам и скажем: "И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,  говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю" (Откр.11.16-18).
Аллилуйя, ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему честь! "Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу:. Ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" "благословение и честь, и слава, и власть, Сидящему на престоле, и Агнцу во веки веков"."Вечный Бог убежище мое, и я под мышцами вечными".

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии