Душа и жизнь

Много лет тому назад я написал миниатюру «Белая сирень». 
Она была посвящена памяти моей покойной жены, незадолго до этого ушедшей. Тема была очень недавнишней и у всех нас еще кровоточили души.
Вчера был ее день рождения.
С охапкой цветов мы пошли на кладбище. По дороге моя домохозяйка зашла в церковь и купила десяток свечей. Их все вместе поставили в одну посуду и зажгли. Но у нас негласно, уже давно сложился такой порядок, что пока свечи полностью не выгорят, мы не уходим. Поскольку свечей было много и горели они медленно, я, усевшись на одну скамью, заново начал припоминать подробности нашей жизни.
Да, Лена ушла, но мы то остались. И каждый  за этот период прожил определенную  жизнь.
Двадцать лет не такой уж малый срок и для физической жизни и тем более для духовной.
За такой срок надо определяться как жить,  какие ценности считать главными, с кем и как дружить?  Как  память сберег, к каким выводам каждый из нас пришел? 
Мне хотелось бы с самого начала обозначить, что если в «Белой сирени» я писал только о любви, то сейчас мне хочется коснуться того, как мы жили все эти двадцать лет.   
Вместе с тем, постараться сделать объективную самооценку за прошедший  период.
Я уже однажды писал, что женился в 33 года. К тому времени мною уже была пройдена определенная дорога. Был какой то жизненный опыт.
 Первое, что меня поразило после женитьбы, это то, что появился человек, для которого мои дела и проблемы значили гораздо больше, чем ее собственные. Впрочем, сравнение неправомерное. Складывалось впечатление, что у нее вообще нет своих забот. Что она пришла в этот дом, чтобы упорядочить и улучшить жизнь в нем.
Я довольно долго не мог привыкнуть к тому, что в доме появилась фея, решающая все и за всех.
Недаром, когда в небольшой компании, где мы были, возник вопрос  « Кто для чего родился? она, не задумываясь, ответила: «Для того, чтобы стать женой своего мужа»
Эту формулу я хорошо запомнил, и ныне, завершая свой путь, готов ее повторить.
Однако, дорога, которою я шел без нее, все же не была безлюдной. Были и встречи и подруги. В этом отношении между нами была большая разница.
Поэтому, я уже, так или иначе, был подготовлен к семейной жизни, а она все начинала сначала, с чистого листа.
Она была чистым и светлым ангелом, которого я, быть может, и не был достоин. Ее можно было сравнить с цветком, который, при неосторожном прикосновении, тут же теряет свои лепестки. Но, имея добрую душу  и снисходительное отношение
к чужим ошибкам, она не создавала прецедентов для  ссор.
Я и при ней говорил, что Бог послал мне её в качестве подарка, хотя до
объединения нам пришлось преодолеть многочисленные препятствия, порожденные мною.
Семейная жизнь, благодаря ей,  всегда носила элемент праздничного настроя.               
Любовь, помноженная на умение себя правильно вести, со стороны всех нас,
исключали, какие либо размолвки.
Более того ей удавалось создавать и удерживать в доме  некую особенную, праздничного типа, атмосферу, которая исключала необходимость «выяснять отношения» 
Ее помыслы и поступки всегда были настолько чисты, что о них можно было с амвона говорить.
К тому же, она была тем моральным тормозом, который вначале действовал только на меня, а потом и на детей.
Каждому из нас приходилось сдерживаться от каких либо  сомнительных поступков, чтобы перед Леной не было стыдно
Одному Господу известно от скольких ненужных  действий  мы удержались в этой жизни, чтобы не доставить Лене повод для дополнительных переживаний.
Прошло уже 20 лет, как  нет рядом с нами нашего ангела хранителя.  Должен сказать, если бы случилось чудо и она ожила, то увидела бы, что в целом, в организации дома и семьи практически ничего не поменялось. Мне даже кажется, что мы не создали поводов чтобы на нас обидеться за что либо.
Культ личности мадонны нашей у нас непоколебим.
В нашей нынешней жизни любое разногласие, если неожиданно возникнет в доме, сразу же будет исчерпано, если окажется, что по этому вопросу было мнение Лены, и о нем кто-то из семьи знает.
Дети повзрослели, сами скоро станут дедушками, но мать, ее образ, ее мысли носят почти сакральный характер, и если это связано с каким либо делом, то оно непременно будет выполнено.
Отец постарел и воздерживается отвечать на вопросы о своем самочувствии.
Для детей потеря матери была особенно чувствительной. Я не знаю как и каким образом ей удалось сохранить с детьми дружеский характер отношений, который обычно складывается в  дружеском, приятельском кругу. А у них мама всегда была подружкой.
И если сегодня у меня нет забот, связанных с нравственностью детей, то это, конечно же, заслуга их матери.
Говоря о воспитании, я однозначно подчеркиваю роль матери. У нас были материальные трудности, я много работал, чтобы сгладить их. Так что для детей у меня не всегда хватало времени.
Но она смогла воспитать в детях надлежащее отношение к отцу. Я думаю, это ее заслуга, что и через двадцать лет наши взаимоотношения построены на заложенных ею принципах.
Мне никого не хотелось бы обидеть, но я беру на себя смелость утверждать, что не очень многие семьи могут сказать, что у них сложилась аналогичная ситуация.
Мой старший сын отец четверых девочек.
Они с ним очень дружны. Воспитывает он их по особой, мало кем используемой системе, которая мне все больше нравится. 
Результаты положительные. Он им уделяет очень много внимания, так что мне зачастую становится стыдно при сравнении нас в этих вопросах.
Но, к великому сожалению, произошло  так, что Лена не увидела всех своих внуков. Сложилось так, что когда у старшего сына родились близнецы, Лена была  в
Москве и по мере сил участвовала в хлопотах по выхаживания преждевременно
рожденных крошек.
На беду, вскорости, она ушла.
Это была трудная пора.  Все, кто могли, старались помочь. Привлекли лучших врачей. 
Лекарства нужны были в столь микроскопических дозах, что аптеки не хотели их делать. Приходилось искать обходные пути, чтобы получить положенное тебе лекарство. Но, тем не менее, все что надо, как то доставали.
И хотя в тот период вокруг семьи с новорожденными крутилось много народа, отец  этих близняшек считает, что именно мама ценою своей жизни искупила этих двух девочек.
Девочки выросли, окончили ВУЗы и работают.
Но они знают, что на их головках лежала чудодейственная длань Елены.
Внуков, которые родились  в Лондоне, Лена уже не видела.
Но акушерка, которая курировала невестку после родов, что-то долго калькулировала, после чего утверждала, что ребенок зачат именно в тот день, когда ушла Лена.
Она закладывала в эти расчеты, еще одну христианскую истину: «Бог дал, Бог взял» 
Так или иначе, мой младший сын тоже твердо убежден в том, что и здесь не обошлось без мамы.
И здесь мама своей жизнью выкупила первого внука  в Лондоне. Я воздерживаюсь от любых споров с ним. Он ведь профессор! У него два сына - 19 и 16 лет.  Сколько сил, труда и времени закладывает он в них для создания всесторонне развитой личности! 
У  меня  вызывает глубокое сожаление, что Лена не увидела, когда он в свои сорок лет стал полным профессором. Для меня лично это ощутимый минус. Я не могу с ним спорить. Он все знает лучше меня. Мы смогли договориться, что он при общении не будет на меня давить.
Сегодняшняя миниатюра напоминает отчет. В принципе, это так и есть.
Если считать, что Лена была нашим знаменосцем, то, как на поле брани, если знамя выпало из рук одного, его тут же подхватывает другой.
В обществе же принято отмечать даты выдающихся людей.
Для нашей семьи такой личностью была ты. Не знаю сколько еще мне осталось, поэтому спешу написать тебе, пока могу.
Это письмо не просто отчет перед уважаемой матерью. Вместе с тем, у нас есть право 
гордиться тем, что мы сохранили самое главное, тот дух, который всегда был свойственен нашей семье.
Лена, дорогая! Думая о нашей семье, я готов поверить, что браки на самом деле совершаются на небесах.
Я ведь уже очень стар (к сожалению). Много чего повидал, но не могу сказать, чтобы мне в жизни встретился человек подобный тебе, способный (прости, пожалуйста) тебя заменить.
Монтень считал, что при настоящей дружбе, каждый растворяется в друге настолько, что никто уже не сможет разделить  их жизнь и интересы.
Мне кажется, что с еще большим основанием это могли бы сказать люди, которых связывает любовь. Это единственное, что нетленно в жизни.
И даже, если человек безвременно ушел, то любовь все равно остается в сердцах тех, кто его любил.
Когда Лена окончательно слегла, она иногда просила приготовить ей такие блюда, которые у нас никогда  не употребляли (тыквенная и пшенная каша и др.)
Я был страшно удивлен. Она, оказывается, их любила и 40 лет не варила, потому что муж   не любит.
Мне было невыносимо стыдно. Хоть бы раз сказала. Нет.
И так, мне думается, было во многих вопросах жизни.
Только после ее ухода, я понял насколько эта женщина жила для других, отказывая себе даже в простых мелочах.
Сегодня я не могу с полной уверенностью сказать что эта миниатюра написана для нее.
Это, скорее всего попытка посмотреть на себя немного со стороны, 20 лет спустя.
Вместе с тем, это наша скромная  попытка  немного  сблизиться с памятью своей
МАДОННЫ.
Господи благослови ее и не оставь нас без её покровительства в будущем!


Рецензии
Впечатление у меня такое, что Лена всегда с Вами. Она в курсе всего, что происходит, она продолжает участвовать в Вашей жизни невидимо, но ощутимо. Она знает всё про всех вас. Вы встретитесь, когда придёт черёд. Эта душа святая несомненно.

У моих подружек, двух сестёр, на Небо ушли родители, а тётя была жива. Одна из подруг очень болела, сёстры не совсем мирно жили.

Во сне тётя слышит звонок в дверь - на пороге стоит папа сестёр. "Скажи Вале и Ларисе, чтобы они не ссорились. Мы всё про вас знаем, знаем, что Валя больна, мы поможем".

Будьте здоровы и хранимы Господом!

Галина Ларская   21.03.2021 01:27     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.