Оружием будет тебе истина

Утро 1-е  сентября.  В  квартире  раздается  звонок.  Племянник,  навещающий меня в этот день, открывает дверь – на пороге стоит мой друг Борис с супругой Верой.
- Вот по пути решили тебя проведать. – Входя, поздоровался Борис. – Привезли внука  в  школу,  которая  расположена  вблизи  твоего  дома. По окончании линейки с ним остался отец – мой сын.
Я проводил их на кухню, предложив чай.
- Мы благодарны тебе и твоим товарищам за инициативу и полностью поддерживаем  её  по  созданию  вокруг  школы  и  соседнего  детсада детской территории. – Воодушевлённо  заговорила  Вера. – Действительно, службе Жилкомсервиса  не  место  в  здании на этой территории. Для неё вполне можно подобрать помещения в других домах.
- Ты  права,  Вера,  -  поддержал её супруг, - например, нерационально используется  двойное  здание,  которое  частично  занимает  почтовое  отделение связи, да и расположено оно неподалёку от детской территории. Да и другие пустующие строения,  подходящие  для  Жилкомсервиса,  а  то, как язва калечит детское пространство. Мы согласны с твоими товарищами, Азарий – строение нужно использовать  для  создания  спортивной  школы или передать соседней школе для занятий  физкультурой.  Действительно,  дети  не  должны быть во всём бесправны. Как ты об этом думаешь как юрист? – обратился Борис к племяннику.
- Думаю  также  как  и  ты. – Ответил молодой человек. – Ну, не буду мешать вашей беседе. – И он возвратился в комнату продолжить прерванное занятие.
Помыв руки в ванной, гости приступили к чаепитию.
- Азарий, я вижу, ты поменял кран в ванной? – Спросил Борис.
- Не только кран, но по мелочи  кое-что  другое.  –  Ответил  я. – Понимаешь, десять дней назад, когда родственники отсутствовали, привязалась ко мне по телефону команда сантехников. Вероятно, у них была информация о существующих у меня интересующих  их  проблемах. Кое-какие работы я им дозволил выполнить, тем более этот злополучный кран давно хотел заменить. Вот они и нагрянули всей бригадой в четыре человека – юноши  25-30  лет  и  развили  бурную  деятельность. Стали визуально проверять все трубы и агрегаты водопроводной и отопительной сети, отмечая, якобы, найденные ими дефекты и износы, а также беспрестанно звонить по какому-то непонятному своему начальству. Но,  в  результате,  нашли  возможность  заменить  только этот кран в ванной и три небольших (менее полуметра) соединительных металлических  трубки:  здесь на кухне две, подводящих холодную и горячую воду к крану раковины и одну в туалете от крана до бачка унитаза.
- И сколько они получили с тебя за выполненную работу? – Спросил Борис.
- А вот посмотри. – Ответил я, передав ему вынутые из комода листы бумаги.
Взглянув  в  них,  друг  протёр глаза, ошарашено взглянул на меня, несколько минут молчал, затем тихо спросил:
- Азарий,  ты  был в своём уме, когда согласился с этой суммой оплаты. Я знаю твой  характер,  ты  же полностью рассчитался с ними по предложенной ими расценке. Вот я, как член правления другого такого же жилищного кооператива, по долгу общественной  службы  занимаюсь  подобными  мероприятиями,  поэтому знаю точно, что суммарная оплата за деятельность этих, не побоюсь сказать, мошенников в твоей квартире не должна превышать 20 тысяч рублей. А они содрали с тебя 50 тысяч. Во-первых,  каждая  эта трубка, которую они величают «подводом», стоит не более 1,5 тысячи  рублей,  а  у  них цена поднялась до 12 тысяч. А их три, значит 36 тысяч – в десять раз превышена стоимость. Да и кран в ванной, как я знаю, стоит не 13 тысяч рублей,  а  на  треть  меньше.  Следовательно,  ты переплатил этим проходимцам более чем 30 тысяч рублей, то есть намного более 60%.
- Не волнуйся, Борис, - успокоил я друга, - ты, безусловно, прав, но то, что твоя душа излила, мной и племянником – юристом – уже обсуждено. Вот эти бумаги, аж четыре листа, сочинены исполнителем для отвода глаз. Кстати, на них нет никакого упоминания самого непосредственного исполнителя, а проставленные печати вероятно фиктивные, что в настоящее время не является чем-то новым. Но к этим людям более подходит слово  не  мошенники,  как  ты их назвал, а рвачи. Так народ обзывает нечестных работников, которые  взимают  с  клиентов  «заоблачные»  платы.  Мне почему-то  стало  весьма интересно общаться с теми молодыми сантехниками, и я не хотел их спугнуть. Впервые я так близко и непосредственно столкнулся с подобным явлением. Молодёжь устроила настоящий цирк, а ведь за представление положено платить, то есть в некоторой степени я расплатился не за выполненную сантехническую работу, а за показуху.
До сих пор молчавшая Вера рассмеялась и произнесла:
- Как бы сказал Иван Васильевич, который сменил профессию: «Добрый ты человек,  боярин».  Однако  безнаказанность  этих  проходимцев  «вдохновит» их на новые  подвиги, от которых будут страдать  другие  люди, особенно старики.
- Твоё  дело,  если  не  желаешь  возвращать  свои  деньги.  –  Резюмировал  Борис. –  Не  хочешь  -  как  хочешь. Но что это за шум происходит всё время над нами, он тебя не беспокоит?
- Это сосед сверху постоянно занят чем-то в дневное время, реже ночью, но не всегда. – Отвечал я. – Так совпало, что сегодня ему вдруг приспичило работать на дому. Уже несколько десятилетий от него исходит шум. Вроде бы за это время он мог бы отремонтировать квартиру несколько раз. Вероятно он там что-то мастерит, а что я не ведаю. А  вот  в  конце  мая – начале июня вдруг возник какой-то посторонний постоянный  стук,  продолжающийся  более  десяти  суток днём и ночью, препятствующий  отдыху  жильцов  многих квартир. Я несколько раз обращался к хозяину  упомянутой  вышерасположенной квартиры – помочь определить, откуда исходит  этот  надоедливый  стук?  Наконец установил, что недавно поселившиеся жильцы  нижерасположенной  квартиры  самопроизвольно  установили  на балконе третью  легкую  дверь, но  открывающуюся  не  внутрь,  как  две  другие, а наружу. Уезжая  на  дачу,  они  эту  дополнительную  дверь не заперли надёжно, поэтому её ветром сорвало с проёма и стало колошматить о балкон. Я как положено в данной ситуации  обратился  к  председателю нашего жилищного кооператива, у нас это женщина. Та позвонила на дачу хозяевам той квартиры, но, по её словам, не сумела с ними  связаться.  После  этого  она  наотрез  отказалась  помогать  жильцам, страдающим от назойливого шума. Обследовав источник стука, перегнувшись со своего балкона, я выяснил, что необходимо предпринимать срочные меры, так как эта дополнительная балконная  дверь  под  воздействием  ветра  в  скором  времени  полностью  разрушится, и от  её разлетевшихся  обломков  неизменно  пострадают  как  хозяева  нижних балконов, так и пешеходы на тротуаре, пролегающем под балконами. Я спустился через люк по пожарной лестнице на нижний балкон и в течение не  более  минуты  привязал  злополучную  дверь  к  лестнице, прижатой  в  тот  момент к  ней, и  возвратился  обратно. Тем  самым  дверь  была  предотвращена  от  полного  разрушения.
- Хозяева той квартиры благодарили тебя за твой вынужденный поступок? – Спросила Вера.
- Что Вы! – Возразил я. – Наоборот, в присутствии председателя кооператива хозяйка той квартиры предъявила мне претензию, что я нарушил закон о неприкосновенности  частной  собственности, а председатель поддакивала ей.
- Вот те на! – Воскликнул Борис. – Зачем  же  вы  выбрали  такого председателя, для которого является прямой обязанностью заниматься подобными мелкими хозяйственно-бытовыми  проблемами.  В  этой  ситуации  необходимо  только  привлекать понятых,  то  есть свидетелей, присутствующих при устранении источника шума. Не будет же этим мелким бытовым  делом  заниматься  полиция,  для  которой  работы вполне хватает по наведению порядка в общественных местах. Вот я как член другого подобного кооператива  иногда  бываю  недоволен  своим  председателем за то, что он берёт  порой  на  себя функции полиции, превышая свою власть. Вообще, если не способен  работать  на  какой-то  должности,  предоставь  такую  работу  другому, который может её осилить, не цепляйся за должность.
- Ты прав, Боря! – Согласилась с ним супруга. – А что касается закона о неприкосновенности частной собственности, то с твоей стороны, Азарий, имеется несколько контраргументов оппонентам. Как ты уже упоминал, первый – самопроизвольная  установка дополнительной двери, второй – нарушение закона о тишине и третий – бездеятельность руководства кооператива, о чём говорил Борис.  Поэтому они с треском проиграли бы дело, которое могло бы возникнуть.
- И не возникнет.  Ничего  серьёзного в этом деле не существует! – Заверил Борис. – Вот  только  непонятно,  почему  женщины  ополчились  на тебя, Азарий? Безусловно, они  бывают  различны  по  характеру. Даже  такие  красавицы  актрисы,  например,  Элина  Быстрицкая  и  Мэрлин  Монро;  первая  –  строгого  поведения,  вторая  – довольно развязная, но обе прекрасны в своей профессии – эти представительницы слабого  пола.  Однако  обе  эти  дамы  были  одиноки и непостоянны в мужском общении.  А  в  писании  сказано:  «Остави  отца своего и матерь свою и следуй за мужем».
Вера рассмеялась:
- Уж не за таким ли мужем следовать, тоже актёром, как Михаил Ефремов. Я, конечно, понимаю, что весь этот «цирк» и фарс устроил в суде его адвокат. Погиб человек, а тому весело, ведёт себя нахально, высокомерно.
- Этот адвокат вредит своему же подопечному. – Заметил я. – Сравниваю эту ситуацию в суде с происшествием, произошедшем на Севере несколько десятилетий назад. При сильном морозе пьяный мужчина не дошёл до дома, упал посреди улицы. Врачи  скорой  помощи  не  могли  к нему подойти, так как собака этого лежащего хозяина не позволяла к нему приблизиться. Так и замёрз человек, охраняемый своей верной собакой.
- Одним  подследственным  вредят  их  же адвокаты, а другим – их же руководство. – Продолжил Борис. – Некоторые партийные боссы всячески стремятся уберечь  от  наказания  не  только  себя,  но  и  своих соратников, остаться безнаказанными за совершённые ими преступления. Какой же они показывают пример простому народу? Поэтому нарушают законы все кому не лень, в том числе артисты. Непродуманные  поступки  чреваты  ошибками, приводящие к преступлениям. Баснописец Крылов писал в «Оде уединение»: «Ужасен зверя хищный вой – Но люди боле мне ужасны».
- Это правда, что ты сказал, Боря, - продолжила Вера, - но многое зависит от разных  качеств  человека.  Тот же Крылов в «Почте духов. Письмо IV» упоминает: «Какое великое различие находится между сим беснующимся и мизантропом: один ненавидел  людей, а другой ненавидел только их пороки». А возможно свой недопустимый  проступок  человек  совершил,  будучи  лишённый  элементарной  радости. Ведь как пишет А.П.Чехов в пьесе «Враги»: «Несчастные эгоистичны, злы, несправедливы, жестоки и менее, чем глупцы, способны понимать друг друга».
- А что означает фраза, высказанная Гёте: «А всё, что даёт счастье – реально?» - Спросил я гостей, чтобы перейти на другую тему разговора.
- Я не буду вдаваться в высокие материи, - начал Борис, - но для меня реальное счастье, как старого автомобилиста – это электромобили, а не машины с газовыми двигателями, которые в настоящее время пропагандируют некоторые авторитетные специалисты.  Ведь  газ  также  пожароопасен и более взрывоопасен, чем бензин, не говоря уже о его экологической непригодности.
- А для меня реальное счастье – это то, что целое поколение нашей страны от рождения до старости не познало войны. – Задумчиво произнесла Вера. – Однако существует  беспокойство  за  мирное  существование  на планете, и об одном источнике этого беспокойства только что напомнил Борис, который в сочетании с межгосударственными, межнациональными неурядицами может привести к весьма плачевному результату. Юлиан Семёнов писал: «Национализм в век сверхскоростей чреват  всеобщей катастрофой».
- Его же, Юлиана Семёнова, можно прочесть: «Детективный роман даёт нам возможность  для  умственных  операций». – Добавил  Борис. – Твоё умозаключение, Вера,  преждевременное,  мировой  прогресс  не  остановить. Начиталась таких романов, вот  и  считаешь,  что только религия нас спасёт. Наполеон-Бонапарт утверждал: «Большое  количество  монастырей  и  церквей  есть  всегда  признак  отсталости  народа».
- Борис,  эта  же  давно  устаревшая  цитата  позапрошлого  века,  притом  француза,  к  тому  же врага нашей страны. – С удивлением возмутилась супруга. – Ты ещё  бы  привёл  высказывание того немца, с которым мы беседовали во время чемпионата  мира  по  футболу  в  2018  году, который утверждал, что если бы сохранилось прежнее название нашего города Петербург – чисто немецкое – во время войны,  то  фюрер обошёлся бы с ним более лояльно. Что мол названия городов Ленинград  и Сталинград не только чисто русские, но и носящие имена коммунистических лидеров очень раздражали фюрера, подобно как красная тряпка дразнит быка.
- Да, я помню тот разговор в толпе болельщиков в пути со стадиона к метро. – Ответил  Борис. –  Я  возразил  тогда  на  утверждение  немца,  назвав  его  нелепым. Зачем  же  тогда  от  фашистов  пострадало  бесчисленное количество населённых пунктов, в  названиях  которых  не  прослеживается  ни  русского звучания, ни упоминания  имён  коммунистов.  На  это  немец  ответил, что они пострадали в результате  сражения  противоборствующих  сторон. Притом, мол, сами жители занятых немцами  некоторых  городов не везде сопротивлялись оккупантам. В качестве примера он назвал город Ростов-на-Дону, жители которого, якобы, встречали немцев хлебом-солью, утверждая, что этот момент задокументирован.
- Ростов-на-Дону – перекрёсток различных транспортных артерий, - вновь включился  я  в  разговор,  -  поэтому с давних пор купечество там имело большое влияние. Ко всему этому казачество не уступало ему. А как мы знаем по роману Шолохова «Тихий Дон», значительная часть донских казаков не признавала Советскую власть. Поэтому, что тут скрывать, нашлись среди них обиженные этой властью люди, которые вероятно были среди  встречающих  немецкое  войско.
- Ты прав, Азарий, - подтвердил мои слова Борис, - что уж тут рассуждать о преступлениях фашистов, когда в настоящее время в соседней с Ростовской областью Украине  местные  националисты  повсюду  открыто и безнаказанно оскорбляют, унижают мирное население, глумятся над личностью – это главное их оружие над оппонентами.
- Над  безоружными  они  герои,  -  поморщившись,  произнесла  Вера, - а вот 75 лет  назад  их  предшественники выглядели весьма жалкими. Юбилей Победы, безусловно, стал для этих узурпаторов  власти  сильным  раздражителем, а для честных людей  –  величайшим торжеством, в котором мы в России в большинстве своём старались участвовать. Однако меня удивила информация, помещённая на первом телеканале  в  цикле  «Они  сражались  за  Родину»  о  женщине  1938 года рождения. Ни за что не поверю, что ребёнок детсадовского возраста мог участвовать в военных действиях.
- Я с тобой, Вера, ту телепередачу смотрел, - согласился с ней супруг. - Эта женщина стояла рядом со стариком, вся грудь которого увешена боевыми наградами. Возможно в самом конце войны, будучи маленькой девочкой, она помогала взрослым, работающим в поле или в городском хозяйстве, но оружие ей даже поднять было бы трудно в таком возрасте. Думаю, произошла какая-то ошибка в информации.
- Не  волнуйтесь,  друзья!  –  Поспешил  я успокоить супругов. – В настоящее время принято говорить  и  писать  о  всех  людях  военного  поколения, что они сражались  за  Родину, независимо от того, на каком фронте они отдавали свои физические или умственные силы – на боевом или трудовом. Но всё-таки со своей стороны я думаю, произошла ошибка в показе дня рождения этой женщины.
Борис и Вера согласились с моим предположением, добавив:
- Главное, что эта женщина честно выполнила свой гражданский долг Родине в годы её испытаний.
- «Оружием  будет  тебе  истина» - заключил я обсуждение словами еврейского царя  Давида.
Борис посмотрел на часы и засуетился:
- Засиделись мы у тебя в гостях, надо и честь знать. Наверное сын с внуком давно ожидают нас, ведь первый учебный день очень короткий.
- Спасибо за угощение! – Вторила ему супруга. – Ждём Вас к нам в гости.
Племянник выскочил из комнаты, и мы вдвоём проводили гостей.

Сентябрь  2020  года


Рецензии