Третий - не лишний. Картина 5
В комнате стол, покрытый скатертью, на столе стоит фотография
Николая Макаровича с чёрной траурной лентой, тарелка с блинами.
За столом сидит Екатерина Романовна.
ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА. Сегодня уж сорок дней, как нет моего Коленьки. Ушёл сокол мой, оставил меня одну-оденёшеньку. Не подумал, как буду жить без него. Давай, Мухтар, помянем душу его, чтоб хорошо ему было на небесах, легко. (Даёт блин собаке, ест сама.) Ушёл Коленька, даже поговорить не с кем. Целыми днями всё молчу, молчу, слово сказать не кому. Его нет, а газеты приходят. Вон целая стопка набралась, а читать не могу, больно буковки маленькие. Сколько в мире новостей, всё пишут и пишут, а чего пишут, кто их знает. Был бы Николай Макарович, он бы мне рассказал, разъяснил, что к чему. Надо хоть Мишке-соседу отдать, может, сгодятся на что.
На улице уже похолодало, а у Коленьки ни пуловера, ни тёплого шарфика нет. Хотя ему уже ничего и не надо! Мухтар, ты ближе к природе, узнай у него, может, что надо? (Собака отворачивается.) Значит, не надо! Ну, не надо и не надо…
А как пел мой Коленька. Помнишь, Мухтар? В молодости все девчонки на него засматривались, а выбрал он меня. А потом мы вместе пели. Он, наверное, слышит нас на небесах-то? Как думаешь, Мухтар?
МУХТАР. Гав!
ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА. Конечно, слышит. Я тебе сейчас, Николай Макарович, песню спою, которую ты любил. Вот послушай.
Поёт песню.
ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА. Изболелось у меня всё внутри по тебе, Коленька. Скоро, видать, встретимся. Да и делать мне здесь нечего одной. Мухтара я к Клаве в магазин пристроила. Она его не обидит.
Мухтар заскулил.
ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА. Что ж делать, Мухтарушка? С собой я забрать тебя не смогу.
Подходит к входной двери, открывает замок, чуть приоткрывает дверь.
Садится в кресло. Мухтар беспокойно бегает от входной двери
к Екатерине Романовне и обратно, лает.
ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА. Пусть сегодня дверь открыта будет, ты не беспокойся, Мухтарушка, зато замок не сломают, как стучаться будут. Какой дом без замка? Это уже не дом. (Гладит собаку по голове.) Я тебе ещё не говорила… Я, наверное, уйду сегодня к моему Коленьке. Чувствую… Человек, как собака, тоже чувствует. А может и не чувствует… Был бы рядом Коленька, он бы подсказал как правильно – чувствую я или нет. Вчера Клаве отнесла две новенькие простыни, да три полотенца. Семья-то у неё увеличилась – дочка сына родила. Да что-то рано родила – шестнадцать ей всего. А кто отец не знают. Ну, хоть внук будет! Счастливая Клавка! У меня-то кроме тебя никого нет. А так хотелось понянчить внука или внучку! Хоть на ручках подержать! Не пришлось… Не держит меня уже здесь ничего…не радует… Добра вон сколько накоплено! А куда копила? Для кого? Павлу с Люськой это не надо. Да им и я не нужна. На похороны к Николаю Макаровичу приехали, побыли день и уехали. Всё дела, дела. На девять дней даже не остались, сказали, у себя в городе помянут. Сегодня сорок дней, а Павел даже не позвонил. Видать, забыл. К Коленьке пора, соскучилась…(Мухтар беспокойно бегает рядом с ней.) А ты не беспокойся, я не боюсь. Для меня большая радость его увидеть. Что-то я волнуюсь сегодня! Откуда бы это? Иду как на первое свидание. А оно ведь так и есть - вроде первое. Там-то мы с ним впервые встретимся. Радостно как-то.
Свет гаснет.
В темноте слышится вой Мухтара.
Звонит телефон.
Наступает тишина. Тихо звенят хрустальные колокольчики.
Входная дверь открывается.
За дверью в голубом свете в белых одеждах стоят
Николай Макарович и Екатерина Романовна.
НИКОЛАЙ МАКАРОВИЧ. Мухтар, иди к нам!
ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА. Иди, Мухтарушка, мы тебя ждём. Пойдём с нами.
Собака выбегает к ним.
И все уходят.
Тихо звенят колокольчики.
Голубой свет медленно гаснет.
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №220091601116
Пёс, беспородный Мухтар-Шарик – целая роль (третий – не лишний!) - совершенно не вижу куклу-марионетку. Только живой. А возможно подобное воплотить (воплощать) на сцене?..
При этом как чисто литературное произведение эта ваша вещь не менее интересная и глубокая чем «Старуха Судьба», или «Ночное трио»…
Внешне всё опять очень просто. Доживающие свой век старики – почти забытые, почти никому не нужные. Переругиваются, вспоминают старые обиды. Мирятся, снова ругаются… И при этом не могут друг без друга. Тысячи, сотни тысяч таких житейских историй… Но вы в очередной раз сумели захватить внимание, опять, не отрываясь, ты читаешь сцену за сценой…
Знаете, где вы меня (вместе с Николаем Макаровичем) по-настоящему удивили? Во второй картине.
Что приключилось с супругой? Что за повышенное внимание? Что за неожиданные обхаживания? Новое полотенце, скатерть вместо клеёнки, бутылочка заветная в конце концов!.. Что-то не так. Явно какой-то подвох. Что-то испортила, сожгла, потеряла?.. Оказывается – психологический эксперимент (Клавка научила): к мужу надо относится как к Христу… Не знаю даже как сие комментировать… Смеяться, ругаться, радоваться, восхищаться… Наверно, восхищаться - ведь сработало! - получилась настоящая идиллия, хотя и понятно, что штука одноразовая, больше не повторится, увы!…:)
Понравились частушечные перепевы (1-2). Я тоже хорошо отношусь к частушкам. Когда мы летом приезжали в деревню к бабке со стороны матери, она часто напевала подобные… Знала их множество. Но я вычитывал из каких-то книжек – знал больше. За что она меня весьма уважала. Присоединяюсь к дуэту Екатерины Романовны и Николая Макаровича:
Дорогой и дорогая,
Дорогие оба.
Дорогая дорогого
Довела до гроба.
Скажу откровенно, во взаимных переругиваниях, мне казалось, что некоторая инициатива на стороне дамы. До гроба, разумеется, дело не дойдёт и не может дойти. Но у меня почему-то возникла мысль, что в конце пьесы Николай Макарович, возможно, умрёт.
Однако заболевает в третьей картине именно Екатерина Романовна. Нарастающее напряжение, тревога, но при этом продолжаются уморительно-смешные диалоги (они идут на протяжении всей пьесы), один из которых просто не могу ни привести:
«НИКОЛАЙ МАКАРОВИЧ. Как-то сложно всё, Катя.
ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА. Да чего там сложного? Шкафчик откроешь, там зелёная баночка стоит, на которой написано «манка», но манки там нет. Вместо манки насыпан горох. Вот под этим горохом лежит полиэтиленовый пакет с деньгами. Оттуда возьмёшь
НИКОЛАЙ МАКАРОВИЧ. Почему написано «манка», а лежит горох? Не логично!
ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА. Так эта банка по объёму больше, чем банка, где написано «сахар», поэтому сюда горох и вошёл. А банка для гороха совсем маленькая была… И зачем такие маленькие банки под горох делают? Поэтому в ней сейчас чай. А в банке для сахара – манка. Сахар-то я в стеклянную банку насыпала, его и так видать. Вроде всё понятно!»
Надо сказать, что Николай Макарович, конечно, сразу меняется. Начинает заботиться о супруге, не ворчит, не брюзжит… Дарит цветок! Не так красиво и романтично, как в мексиканских сериалах, но зато очень практично: цветы завянут, а алоэ будет стоять всегда. Пытается готовить! Но эта территория для него совершенно неизведанная – блины не получились. Благо, есть Мухтар, который всё съест…
Но далее, последняя часть - как ушат холодной воды: Екатерина Романовна жива, но мужа её уже сорок дней как нет… Последний её монолог, она умирает вслед за ним. Гаснет свет. Воет пёс. А потом, в голубом сиянии, под звук хрустальных колокольчиков, уходит на зов хозяев и он… Уходит вместе с ними в другие, лучшие и, наверное, более справедливые миры, нежели этот… А мы, читатели и зрители, остаёмся пока здесь. И всё у нас здесь не то и не так… И не должно у нас быть одиноких стариков, не должно быть болезней, страданий, смерти, плачущего беспородного Мухтара- Шарика… Не должно быть многого… Но оно существует... И ты не знаешь, как всё это можно поправить и изменить… Не понимаешь – почему всё так?..
С уважением,
Андрей Харламов 09.04.2025 14:23 Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы: все три роли - главные. Раньше на сцене всегда работали собаки, но их роли были незначительные. Здесь же нужна дрессура, и никакой театр на это не пойдёт и ставить не будет. Поэтому написала киносценарий. Там и локальных сцен больше (баба Аня с козой и с алоэ, магазин и продавщица), и собака может играть. Только у меня пьеса заканчивается не совсем обычно, а к такому видению мира люди (в большинстве) не готовы. Поэтому останется она пока только для чтения.))
К написанию меня подтолкнули мои дед с бабушкой. Они всегда обращались друг к другу - Коленька, Катенька, и бабушка постоянно забывала, на какого Николу он родился.) А плясать и петь она любила до самозабвения!
Про психологический эксперимент мне рассказали как-то на работе.
- Ну и как? - спросила я. - Кто пробовал?
Оказалось, никто. Логически всё верно, но вот как к этому отнесётся вторая половина? И я решилась проверить. И вот тут Вы, Андрей, прямо зрите в корень - меня хватило на один раз!) После подозрений облик Христа померк.))
Ох, какую Вы мне частушку подкинули!) Вкуснятина!
Вот и у меня, как у Екатерины Романовны, возникли проблемы с банками для сыпучих продуктов.) Дизайн красивый, но придумал образ явно мужчина далекий от кухни.)) Наверное, жена кормит и есть несколько малолетних детей, потому что банка для манки самая большая, а в маленькую можно засыпать только стакана 1,5 (?) гороха.
Вот и у моей семьи появились вопросы по поводу надписей и содержимого банок. Но ведь тут главное, чтобы хозяйка знала и помнила!)
Да, последняя глава и для меня тяжёлая, но по-другому её не вижу. Жаль, что не могу написать стихи к песне, которую поёт Екатерина Романовна. Но, возможно, это и не пригодится, ведь пьеса только для чтения.
Вам спасибо за столь обширный отзыв. Читать было интересно. Кто-то скажет, - конечно интересно, когда хвалят!
Но у Вас все отзывы проникнуты пониманием сути, что ни каждому дано, и теплом.
С благодарностью,
Валентина Шабалина 10.04.2025 06:33 Заявить о нарушении
Мне действительно понравились все ваши пьесы. Больше всех, наверно, «Ночное трио». Меньше других, вероятно, «Третий не лишний» из-за грустного конца. Но это больше читательские капризы: дело в том, что сам я могу провести читателя по настоящим безднам, но всегда стараюсь закончить хорошо:)… Тут как всё видит сам автор. Так что не обращайте внимания:) – пьеса очень профессиональная, как и все остальные.
Никогда не пишу отзывы, если произведение не зацепило. Поэтому и читаю сначала инкогнито, а то авторы некоторые обижаются – читал-читал, и хоть бы слово где-нибудь проронил.
Вы принялись, вижу, за «Долину Оберона». Точно, ещё и здесь есть мишки. Забыл.
Как-то привлёк меня ещё на вашей страничке «Зелёный Глаз Демиурга». Но, во-первых, вы его ещё, кажется, не закончили, а во-вторых, где-то вскоре после Пасхи ухожу с сайта до конца осени – не успею прочитать.
Всегда вам рад!
Андрей Харламов 10.04.2025 12:53 Заявить о нарушении
Над "Демиургом" ещё работаю, там много философских моментов, но главное для меня, понять, как происходит битва в параллельном мире. И хотя мы тесно связаны с ним, что-то ускользает от меня - он другой.
Ну, а если летом захочется отдохнуть и посмеяться, заходите к моим вождям на огонёк - "Иванов, Петров, Сийдорофф". Думаю, что такое Вы нигде не читали.))
Прощаюсь с Вами до осени, но заходить буду, если Вы, конечно, не закроете на это время страницу.
С теплом и уважением,
Валентина Шабалина 10.04.2025 13:56 Заявить о нарушении
Всего вам доброго!
Андрей Харламов 10.04.2025 19:11 Заявить о нарушении