Цветовая дифференциация религий
то нет цели! (Кин-дза-дза!)
Среди множества существующих религиозных течений на планете можно наблюдать, что у каждого из них есть свой определенный доминирующий цвет. Это может носить различные проявления, зачастую связанные с одеждой, но не только. Для некоторых религий так вообще нельзя сходу сказать, что эта конкретная религия ассоциируется с каким-либо определенным цветом. Однако даже в этом случае, методом исключения можно сделать определенные наблюдения. Так, например, христианство вряд ли у кого-то ассоциируется с оранжевым цветом, а буддизм с голубым. Скорее наоборот. Найдем эти сочетания и поймем к чему всё это.
За всю историю человечества существовало и существует множество религий и религиозных течений. Какие-то сильно распространились, став мировыми религиями, часть остались локально этническими, а многие не выдержали проверку временем и практически исчезли. Но также и палитра цветов достаточно многообразна. Как среди религий существуют доминирующие течения, так и среди цветов существуют основные цвета. Если с основными цветами всё достаточно понятно, то с выбором религий необходимо разбираться.
Религии на протяжении всей истории человечества являлись существенной частью культуры. Эволюция человечества в части эволюции сознания на разных этапах развития общества выводила на передний план новые религиозные течения. Эти новые религии отличались от предыдущих не только в части конкретных деталей, но иногда качественно изменяли само место религии в культуре и мышлении индивидов. Так, на совсем ранних этапах шаманизм трансформировался в политеистическое язычество, на смену которому в некоторых регионах пришел монотеизм, а где-то и атеизм. Сам по себе атеизм не является религией, однако даже из названия термина видно, что существует общий теистический контекст, в рамках которого это понятие существует.
Наивно полагать, что монотеистические религии отличаются от политеистических лишь количеством божеств, однако также наивно полагать, что атеизм отличается от теизмов самим фактом присутствия или отсутствия сверхъестественного. Каким бы идеалистическим не был религиозный подход к мышлению, или материалистический научный подход, приверженность тому или иному религиозно-философскому учению влияет на поведение индивидов в материальном мире. А для этого мира действует правило, что "опыт является критерием истины". Так что не так важно, сколько богов есть, как их зовут и есть ли они вообще в том или ином религиозно-философском учении. Главное, что такое учение воспринимается истинным его адептами. Собственно, по этому критерию не трудно определить наш искомый перечень религий. В самих канонических текстах таких религий полно упоминаний, что "наше учение является истинным". Концепция истинности не присутствует так явно в языческих религиях и шаманских культах, там больше идет упор на практическую полезность и материальное взаимодействие с идеальным миром через ритуалы.
Если отвлечься от формы и обратиться к содержанию, в человеческом обществе религия выполняет роль мировоззренческого фундамента индивидов, она дает ответы на главные вопросы существования человека: об устройстве мира, в котором живет человек; на каких принципах он взаимодействует с миром и с другими людьми; какие цели жизни человек ставит перед собой. Зачастую атеизм и наука противопоставляется религиям, даже придумывают различные типы человеческого мышления: традиционное, модерн, постмодерн, метамодерн. Хотя люди со всеми этими типами живут вместе и постоянно коммуницируют, более того, устройство мозга, как носителя сознания, у всех людей одинаковое, поскольку все люди принадлежат к одному биологическому виду. К тому же один и тот же человек может менять с течением времени тип собственного мышления, например, за счет обучения. В итоге наука не отвечает на большинство мировоззренческих вопросов человека, а дает только инструмент для познания и практические знания. Те же, кто считает себя научными атеистами, всё равно, как и все остальные люди, имеют какой-то фундамент о смысле и целях собственной жизни. Но в отличие от адептов религий, где основа мировоззрения хоть как-то описывается, атеисты не формулируют явно, полно и цельно фундамент своего мировоззрения. Правда, среди атеистов тоже бывают течения, вроде приверженцев диалектического материализма, которых упрекают в религиозности как раз за уверенную мировоззренческую позицию. Особым же случаем являются различные разновидности агностиков, которые вообще избегают четкой позиции насчет фундамента своего мировоззрения, хотя зачастую одна уверенная позиция у них есть - "я не знаю и познать это невозможно". Ну что ж - это тоже, можно сказать, мировоззрение, с которым можно жить в современном развитом обществе.
Несмотря на множественные изменения условий среды, создание и использование различных технических новшеств на протяжении всей истории человечества, истинные религии, возникшие тысячелетия назад, по-прежнему остаются фундаментом мировоззрения большинства населения Земли. Весь современный мир является продолжением того, что веками строилось людьми с мировоззрением, опирающимся на эти самые истинные религии. За архаичными формами, внешне присущими древним религиям, скрывается содержание, которое реально работает, то есть позволяет совершать правильные действия и говорить правильные слова, а исходно - правильно мыслить. В этом и есть суть истинности истинных религий. Они дают инструментарий для правильного мышления, хоть зачастую и в причудливых формах. Однако вспомним, когда формулировались каноничные тексты истинных религий и сколько трансформаций они пережили за тысячелетия. Так что не будем никого осуждать.
Теперь, когда мы определились с местом религий в человеческой культуре, можно составить перечень основных мировоззренческих учений. Сразу смело можно записать в наш перечень три мировых религии: христианство, ислам и буддизм. По продолжительности существования и распространенности в наш перечень также можно добавить три моноэтнических религиозных учения. Иудаизм является либо частью, либо основой для двух мировых религий: ислама и христианства, однако существует на протяжении столетий как отдельная религия, хоть и не сильно распространенная. Буддизм опирается на индийский брахманизм, трансформировавшийся в индуизм, который продолжает не только обособленно существовать, но также распространен на значительную долю человечества. Китайская цивилизация является и одной из древнейших, и тоже значительно распространена по миру, так что от неё также должна быть представитель в нашем перечне. В китайском мировоззрении сочетаются различные концепции, однако существенным самобытным, выходящим за пределы только человеческого общества, является понятие дао, так что даосизм мы и включим в наш перечень. Хотя с китайского взгляда, даосизм не является в полном смысле аналогом других религий, для простоты будем все религиозно-философские учения звать религиями. Итого мы определили шесть основных религий и теперь можем сопоставить их с основными цветами.
Не будем мудрить, а сразу разложим оптический спектр (Крот Овце, Жирафу, Зайке Сшил Фуфайки) по карте Евразии - там, где возникли и в основном распространялись все религии. Начнем с востока и будем двигаться на запад, как и двигается источник света - Солнце по небу. Китай стойко ассоциируется с красным цветом, с него мы и начинаем расставлять цвета по религиям. Буддизм в основном сосредоточен в государствах Индокитая, таким образом оранжевые одеяния буддистов говорят нам о главном цвете этой религии. Далее на запад мы приходим к Индии и желтому цвету. Флаг Индии нам демонстрирует расположение в цветовом спектре индийского субконтинента: белый центр, а по краям зеленый и оранжевый - две граничащих с индуизмом религии: зеленый ислам и оранжевый буддизм. Такая связь может показаться неявной, так как цветные полосы на флаге расположены по вертикальной линии, а не по горизонтальной, что было бы географически точнее, однако похожий флаг уже есть у Ирландии. Из всех религий в нашем перечне ислам возник последним, когда другие религии сформировались, поэтому и цвет этой религии четко был определен в ней самой - зеленый. Завершают спектр синий и фиолетовый, которые соответствуют иудаизму и христианству. Близость этих религий, как по содержанию, так и по месту возникновения затрудняет на первый взгляд расстановку. Однако, если мы вспомним, что ключевым пророком в формировании иудаизма можно считать Моисея, который родился явно западнее земли обетованной - в Египте, то синий цвет следует отнести к христианству, а фиолетовый к иудаизму.
Кто-то может посчитать такое совпадение распределений цветов случайным, однако мы можем вспомнить об одной древней религии, самой ранней из известных монотеистических религий - зороастризме, которая оказала влияние и на иудаизм, и на древнеиндийскую религию, а, следовательно, и на все религии из нашего перечня. Конечно, и до Заратуштры религии были у этносов, населявших Евразию и тот же Египет. Среди таких религий даже был монотеизм с единым богом конкретного этноса. Однако именно Заратуштра ввел концепцию истинности. Поскольку одним из центральных элементов зороастризма был огонь и свет, который является зримым образом бога в физическом мире, то понятно откуда цветовая специализация всех основных религий Евразии.
К слову, сам Заратуштра по происхождению был индоиранцем, то есть арием. А если пойти дальше в глубь веков к месту происхождения предшественников ариев, то мы попадем в ямную культуру, располагавшуюся в области южного Поволжья. Неудивительно, что это место силы до сих пор несет в себе отголоски своего великого прошлого. Ведь именно здесь единственное место на планете, где соседствуют регионы в рамках одного федеративного государства, в которых исповедуются все три интернациональные мировые религии: буддизм в Калмыкии, ислам в Дагестане и христианство в Ставропольском крае и соседних областях. Также в середине ХХ века здесь случился переломный момент, повлиявший на всю мировую историю. Предводитель Евросоюза Гитлер жаждал победы арийцев, таки здесь она и состоялась в Сталинградской битве Второй мировой войны. Расовые теории немецкого нацизма за ариев принимали каких-то не тех людей, но история их поправила, показав, кто настоящие арии, достойные победить.
Подтверждением единого начала от зороастризма, который выполнил свою роль прародителя шести истинных религий Евразии, а далее практически ушел со сцены, оставшись лишь локально в немногочисленных общинах, являются символы и предметы, использующиеся в отправлениях религиозных культов. Так семисвечник в иудаизме как раз символизирует изначальную истинную религию - центральный подсвечник, который выше, чем остальные, а по бокам справа и слева по три подсвечника как раз соответствуют трём авраамическим религиям и трём индийским-китайским религиозным течениям. Издревле деление индийского общества на варны тоже является отголоском спектрального разложения, так как варна, собственно, и переводится как цвет.
Неплохо бы теперь вспомнить, что человечество живет на глобусе, и с течением времени люди мигрировали с Евразии по всем континентам. Так же и распространялись истинные религии. Однако движения от центра Евразии, точнее Иранского нагорья на запад и на восток неизбежно столкнутся с противоположной стороны. Если по линейному спектру самый восточный красный и самый западный фиолетовый цвета находятся на противоположных концах, то по цветовому колесу концы смыкаются и переходят друг в друга. Также произошло и с распространением истинных религий, однако место, где должны были сойтись самый западный и самый восточный края, попали на огромные пустынные просторы Тихого океана. Явного столкновения востока и запада еще не произошло, хотя текущая политическая ситуация в мире и намекает на такой конфликт. Географически же о таком противоборстве востока и запада говорит то, что там как раз проходит меридиан смены дат для всего населения Земли.
Цветовое колесо кроме циклической замкнутости спектра несет в себе еще сочетание комплементарных цветов, которые противоположны друг другу. Опять же в иудаизме символом этого расположения шести основных цветов на колесе является звезда Давида. Неудивительно, что истинные религии комплементарных цветов несут в себе такие же комплементарные признаки и идентичную суть. Однако делению на три пары основных цветов предшествует деление на две тройки цветов - холодные и теплые, что также несёт отпечаток в признаках, присущих соответствующим религиям.
Восточные цвета: красный, оранжевый и желтый относятся к теплым, то есть выпуклым цветам, тогда как западные: зеленый, синий и фиолетовый к холодным - вогнутым. Тёплые цвета притягивают к себе и создают близость с ними, а холодные наоборот, имеют тенденцию к дистанцированию. Такое разделение естественно отразилось на форме, которую приобрело взаимодействие человека, как материального, и высших сил, как идеального. Дистанцирование идеального в западных традициях, то есть фактически строгое разделение человека и высшего идеального сформировало обособленность человека, как субъекта, и таким образом идеальное стало также наделяться субъектными чертами. В том числе этому способствовало наследие доистинных религиозных культов, политеистических богов и еще ранее духов. В восточных же традициях близость материального и высшего идеального привела к тому, что идеальное обрело объектную форму. При этом доистинное наследие духов и политеистических богов осталось, но в подчиненном состоянии к высшему. В итоге западные традиции пришли к монотеизму, а восточные, строго говоря, вообще приобрели нерелигиозные атеистичные формы.
Внутри каждой тройки: восточной и западной можно выделить ключевой момент, который определяет специфичность каждой религии, при том, что все они опираются на один и тот же фундамент. Так как религии описывают взаимодействие человека и общества, то как раз по этому признаку религии и отличаются друг от друга. Это заметно по сочетанию комплементарных цветов востока и запада, что позволяет наблюдать особенности каждой религии в паре со своим отражением.
Для фиолетового иудаизма комплементарной парой является желтый индуизм. Для обеих этих религий свойственен упор на организацию жизни общества, которое выходит на передний план, а государственность уходит на второй план по отношению к обществу. Уклоном в другую сторону от этой пары является пара зеленого ислама и красного Китая. Здесь, напротив, абсолютизируется государственность и иерархичность, которые становятся первичными перед обществом. Можно сказать, что Аллах более всемогущ, он значительно больше определяет жизнь мусульман, чем Элохим-Яхве, который заключил завет с иудейским обществом. Иудейская общность обладает собственной субъектностью во взаимодействии с Богом, а мусульмане же полностью подвластны Аллаху. Схожие различия наблюдаются и на востоке, только без субъектности высшего идеального, из-за чего договариваться с идеальным не имеет смысла, однако различные подходы к восприятию этого идеального также наглядно прослеживаются. Если в Индии не формируется единого индуистского государства, к тому же расцветают самостийные культы, то в Китае, напротив, идеи государства превозносятся до небес. Высшей касте духовных учителей - брахманов в Индии в Китае соответствует сословие чиновников на службе государства. С течением веков государственные образования и соединялись воедино, и распадались, однако для иудейского и индуистского общества единое государство никогда не было высшей целью, а вот для традиций ислама и Китая, напротив, идея единого государства - империи или халифата являлась и является до сих пор ключевой целью.
Пара синего христианства и оранжевого буддизма находится между уклонениями в крайние формы первичности общества или государства. При этом комплементарность буддизма и христианства наблюдается во многих аспектах. Обе эти религии имеют возвеличенную роль учителя - человека. На главенство духовного развития человека направленно и то, и другое учение. Человек как-бы стоит между обществом и государством. При этом божественная субъектность, присущая всем западным религиям, отражается в обожествлении человека - Иисуса, а в буддизме сам Будда Шакьямуни изначально обычный человек, достигший просветления, так как высшее идеальное не субъектно. Более того, в буддизме просветленных множество и до Шакьямуни, и после. И в буддизме, и в христианстве полностью отсутствует привязка к этническому происхождению и наследию, связанному с предшествующими обществами и государствами. Эти две религии в полной мере интернациональные и поэтому стали мировыми. Ислам также является мировой полиэтнической религией, однако всё-таки содержит в себе массу аспектов, связанных с особенностями жития изначального ареала распространения. Не удивительно, что буддизм и христианство являются наиболее притягательными для людей, когда идет тенденция на индивидуальность, однако не стоит забывать, что такая возможность даётся благодаря усилению устойчивости общества и государства, которые начинают подразумеваться как само собой разумеющиеся.
Кто-то может задать вопрос, почему крайний западный цвет фиолетовый, однако на самый западный континент — Северную Америку распространился не соответствующий иудаизм, а синее христианство? Если же мы внимательно посмотрим на самое западное государство на планете — США, то заметим, что политическая система там состоит из двух меняющихся местами партий, основными цветами которых являются красный и синий, что также отражено в цветах тамошнего флага. Как раз сочетание этих двух цветов дает фиолетовый цвет. К тому же при формальном доминировании христианства американское общество построено больше на принципах иудейской части Библии - Ветхого завета, с разговорами об исключительности нации. Да и христианская мораль с интернациональным человеколюбивым миссионерством уступает на протяжении всей истории штатов идеям избранной «цивилизованной» нации с истреблением неправильных народов, начиная с местных индейцев и заканчивая всех «неправильно» живущих народов земного шара.
Подводя итог, мы можем явственно наблюдать, что, как свет раскладывается на строгую очередность цветов в спектре, так и истинные религии появлялись и распространялись в пространстве и времени в строгом соответствии с четким изначальным планом, при этом форма и содержание каждой религии точно определяются расположением и сочетанием доминирующего цвета этой религии в оптическом спектре. А может вся эта символичная хрень - натягивание совы на глобус?!
Чтобы понять, где лежат причины особенностей мировоззрения того или иного этноса, необходимо вспомнить, что человек - это биологический вид, живущий в единой биосфере и являющийся частью этой самой биосферы. Все культурные особенности произрастают от среды обитания, в которой живет носитель этой культуры. То есть необходимо взять тот самый глобус Евразии и в сопровождении учебников по географии и биологии скрупулезно изучать среду существования, особенности биосферы, изменения климата, техническое развитие, миграции человеческих популяций конкретных регионов и взаимодействия этих популяций в исторической перспективе. То есть для правильного понимания бытия использовать правильное мышление, фундаментом которой является логика. В соответствии с которой наблюдения реальности структурируются в научные знания.
Познав истинную логику можно сформировать истинное мировоззрение. Как говорил Будда Иисусу об Атмане - "Нет Дао кроме Элохима! И нет истинной религии кроме логики! СубханАллах!"
Свидетельство о публикации №220091601429