Тат-ар-туп в Дарьяле
====================================
Также Дедяков, Иран-и-Дадиан, Джул-ат.
Именование Джул-ат скорее всего относится к минаретам, а Тат-ар-туп относится к древним людям индоиранской лексики.
Слово «туп» может означать дно. Если читать это слово как «тепе», то у тюрков оно будет означать холм с Татарским станом, Стоянка татарских ханов.
Некоторые языковеды полагают, что слово Татар не имеет отношение к татарам. Одна его половина «тат» является древнеперсидским словом, которым обозначались люди, говорящие на фарси, а также огонь с индоиранского. Слово «ар» обозначает человек. Тогда Тат-ар-туп может в этой конверсии обозначать Люде Ирана город, или Людей огня место, Храм огнепоклонников.
От города остались только развалины да минарет на Верхнеджулатском городище по левому берегу Терека вблизи от станицы Змейской и села Эльхотово в Северной Осетии.
Считается, что это поселение соответствует ясскому городу Дедяков русских летописей, который под именованием Тат-ар-туп с поздних средних веков почитается как священное место у осетин, балкарцев и пользуется большим почитанием у осетин и других народов Северного Кавказа. Здесь на вершине горы горцы клялись о кровной мести.
Согласно археологическим данным город появляется тут в начале 10-го века. Жили тут аланы, но крепость при городе основали хазары, которым нужен был укреплённый пункт в этом стратегическом месте, называемом осетинами Эльхотовские ворота, что означает Теснина Аргов, ныне Арговская долина. Проход здесь вёл через Дарьял в Закавказье.
После гибели Хазарии город на некоторое время утратил своё политическое значение. Им владели то Византия, то Персия, то Грузия. Тем не менее, к концу 12-го века это был достаточно крупный торгово-ремесленный центр Алании, хотя и местного значения.
В одной из русских летописей 13-го века с Дедяковым идентифицируется Татар-туп, где он называется городом ясским.
В Никоновской летописи Тат-ар-туп расположен за Тереком под Великими горами Ясскими и Черкасскими на реке Сивинце близ Врат Железных, под коими можно понимать Дарьялский проход. А под Ясскими и Черкасскими горами можно понимать Кавказский Хребет.
В 1238-м году сюда приходят монголы, но аланы отказались платить им дань и отошли в горные ущелья, рассчитывая на то, что монголы не смогут воспользоваться укреплениями самостоятельно. Через некоторое время монгольские ханы и аланские цари смогли договориться о том, как использовать город. Золотая Орда обеспечила движение караванов через Железные Ворота, а аланы выплачивали дань в казну Орды. Ордынцы ушли, аланы же, вернувшись, быстро восстановили разрушенное поселение вокруг крепости.
К концу 13-го века совместное ордыно-аланское владычество над Тат-ар-тупом и Дарьялом приводит к тому, что город становится значительным торговым и культурным центром Северного Кавказа.
В 14-м веке во времена правления Хана Узбека в отчётах золотоордынских писарей город именуется как Верхний Джулат, являясь форпостом Орды на Северном Кавказе. Торговый путь с Сараем шёл через Нижний Джулат и Маджары.
Здесь находился крупный татарский гарнизон с проповедниками ислама. Здесь строится несколько мечетей, среди которых была и Соборная мечеть.
Татарские писари в своих отчётах ханам в столицу Золотой Орды Сарай называют город Татар-туп, что с тюркского языка переводится как Стоянка Татар.
В 15-веке здесь побывал немецкий писатель и путешественник Шильтбергер, который называет этот город уже как Джулат. Он также отмечает наличие в городе крупной итальянской диаспоры, которая основала здесь свою факторию. Кроме того, этот немецкий путешественник отметил большое количество христиан, а также наличие в городе Епископства.
По всей видимости, влияние итальянских купцов здесь продолжалось не долго, к концу 15-го века история о них не сообщает, также здесь не находят каких-либо признаков католических храмов.
В 17-м веке турецкие путешественники отмечают, что город постепенно превращается в развалины. Дома не ухожены, в основном пустуют. Турки называют этот город Иран-и-Дадиан. Такое ощущение, что люди ушли, но сейчас вернутся, потому что на дверях и стенах написаны имена владельцев зданий.
Исследователи полагают, что в конце 17-го века Тат-ар-туп становится столицей Шамхальства государства кумыков.
Слово Татартуп вошло в осетинский эпос ещё во времена алан, когда их культура была одно-родственной с культурой племён индоиранской лексики. В первом тысячелетия до Новой Веры так звали покровителя всех странствующих и работающих в поле. От Татартупа зависит каким будет урожай в этом году.
++++++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220091601485