Отголосок далекого прошлого

Отголосок далекого прошлого.

Эта история уходит в неблизкое прошлое. Откликнулась она в эти дни. Кому хватит терпения ознакомиться, соприкоснутся с неожиданным событием, трогательным и волнительным.

Зарегистрировав страницу на фб, знал, что первой публикацией будет кинохроника далекого 1943 года. Еще была в разгаре Великая Отечественная, шли Курская и Сталинградская битвы,Киев защищался из последних сил, на Кавказе советские войска оборонялись,встав горой на защиту Баку. Пал бы Баку, пал бы весь Союз. Это ни для кого не секрет.

А в самом Азербайджане, в Баку, было принято решение провести шахматный турнир. Были приглашены совсем молодой Давид Бронштейн, Сало Флор, чемпион Грузии Арчил Эбралидзе, честь Баку защищал прославленный шахматист Азербайджана Владимир Макогонов, также бакинец Сурен Абрамян.

Хроника киножурнала " Советский Азербайджан", спустя и 77 лет, значима и важна. Благодаря сюжету, удалось восстановить точные даты Бакинского матча-турнира,

Статью про первого азербайджанца- мастера спорта СССР по шахматам Султана Халилбейли, написанную мной в 2005 году, опубликовал гораздо позже. Хотелось, чтобы как больше читателей узнали о столь одаренном, и так рано погибшем шахматисте, Ему было всего 35, когда совершенно нелепая смерть поставила точку в его жизни.

Опубликовав статью, получив хорошие отзывы, поймал себя на мысли, что сам пожелал знать о Халилбейли больше.

Вспомнил, что когда-то, в поисках информации о Султане Халилбейли, посещал бакинский сайт, где в комментариях в статье о Салли Сулеймане встретил имя и нашего шахматиста.

К счастью, и статья и комментарии сохранились спустя много лет, там были очень теплые строки от женщины о Султане. Она была маленькой в то время, когда ее отец дружил с Султаном. И который всю жизнь оплакивал своего друга после его ухода из жизни.

Написал на сайте сообщение, попросил, при возможности, написать о первом нашем мастере воспоминания. Оставил свой мейл. Гораздо позже, в один из дней пришло письмо. Оно было неожиданным по содержанию , оно было по-человечески теплым, душевным.

C согласия автора, приведу последние строки того, самого первого, письма.

" Султан приехал домой, он был жив и ему было плохо ,но он не хотел пугать маму...Ночью его не стало.Папа убивался ,что, может быть, его можно было спасти ,мама Султана была прекрасный врач.Папа оплакивал Султана всю жизнь.

Но Вы не знаете ,что Вы сделали для меня.

Я зашла на фб и наткнулась на ролик 43 года...и увидела там папу .Он сидит ,15 летний ,полуголодный мальчик и следит за турниром. Это необыкновенный подарок..

Могла ли я подумать ,что я увижу своего 15 летнего папу ,таким его даже моя мама не знала !

На мой крик прибежали муж и дочка.

Я никогда это не забуду и благодарна Вам бесконечно.."

Вы можете представить себе состояние взрослого человека, который увидел своего папу совсем мальчиком, лишь в 15 лет, в военный год.

На кадрах кинохроники,который разместил, в зале, во втором ряду сидит мальчик, он третий слева, во втором ряду, Это ее папа.

Потом было несколько писем. И с каждым письмом открывал для себя удивительную историю одного рода, начало которого (документально) берется с 1858-го года в Баку. И повествование о ее семье, членах семьи, людях незаурядных, содержательных, в жизни которых происходили неожиданные, порой зигзагообразные события.

Ее папа, бакинский шахматист, который играл и в чемпионатах Азербайджана в 50-60 годах, человек сложной судьбы, с которым столь несправедливо поступили в тех же шахматах.

Имя бакинского шахматиста Исаак Майзель. Прожил лишь 53 года...

Тот самый мальчик, который настолько любил шахматы, что в голодные военные дни не мог не пойти в турнирный зал. Где играли Замечательные люди, замечательные шахматисты.

Приведу несколько строк из писем.

Это : о справедливости, об отсутствии таковой, о порядочности, о нравах.

" После одной из партий во время турнира, папа был на сцене и анализировал с соперником игру.

К ним подошел судья ,человек немолодой и сказал, чтобы они закруглялись .

Папа попросил еще пару минут .Тогда судья смел фигуры с доски .

Папа встал и сказал судье, что "попал в шахматы не по- бабушкиной протекции" и никто не вправе так бестактно вести себя в отношении взрослых людей. Не проявив к тому судье никакой бестактности. .Впоследствии я узнала ,что в зале аплодировали.

Судья же, вместо того, чтобы принести извинения, вспылил, и поставил вопрос о дисквалификации. Голосование было нечестным - за папу голосовали свидетели -Затуловская ,Павленко и еще 3 достойных человека. А против него было 5 человек, позвали борца или боксера.

Это был удар. .Многие годы папа не хотел играть .Потом у папы случился инфаркт. Он вернулся после первого инфаркта ,и я помню ,как папе хотелось играть в шахматы, я шла в шахматный клуб и приглашала игроков ,домой.Он был счастлив, что когда играл в шахматы.

Много позже, как-то мой муж пришел с работы и протягивает мне книгу Гарика Каспарова.

Я говорю ему:"мне сейчас до Гарика ? потом"

- "Ты открой", ответил золотой муж.

Открываю -а там надпись

" Дочке в память об Исааке Майзеле"

Я была шокирована. Как оказалось, Гарик подписывал книги в магазине и мой муж туда пошел.Когда подошла его очередь, он сказал ,что женат на дочери бакинского шахматиста ,Исаака Майзеля. Гарик ответил, что помнит его прекрасно и добавил несколько добрых и теплых слов о папе, Папа играл с ним, еще ребенком, и был поражен его способностями.

Вы прекрасно написали о Халилбейли . За это тоже благодарю"


Рецензии