Детство, прощай!..

      Это было  давно! Они тогда учились в шестом классе.
В городе с громким успехом шёл  фильм « Развод по-итальянски»  с  Софи Лорен  в главной роли.
И они всем классом, в полном составе, удрали с уроков, чтобы его посмотреть. Слишком яркими и завлекающими были афиши, развешенные по городу.
У кассы кинотеатра  висела табличка «Дети до 16 лет на фильм не допускаются!».
Но их  почему-то пропустили.
      В школе им здорово влетело! Это была неслыханная дерзость! Завуч кричала: « Вы сорвали урок! Нарушили учебный процесс!». Но этим всё и закончилось.
      И вот, со дня окончания школы  прошло тридцать лет! Время промелькнуло незаметно, словно мышка пробежала.
И они решили встретиться, посмотреть друг на друга, кто каким стал.
     Инициаторами и организаторами вечера были Вадим и Алиса. Они всех разыскали,  со всеми  созвонились, договорились о месте встречи. Выбрали небольшое уютное кафе неподалёку от центра города.
     Но в этот раз Бог был не милостив к ним. Весь день  с самого утра лил дождь. Он, то расходился, то затихал…Крыши домов, асфальт блестели как отполированные.
   Лера особо не наряжалась. Надела брюки, тонкий ажурный свитер, взяла фотоаппарат и пошла на остановку. Автобуса долго  ждать не пришлось. В этот промозглый  августовский вечер она даже не успела продрогнуть.
      Приехала самая первая, она любила приезжать на встречи заранее, чтобы осмотреться, в спокойной обстановке привести себя в порядок. И вообще, она по жизни была наблюдатель. Держалась всегда особняком, в стороне.
     Сейчас  она стояла у большого окна и смотрела на  мокрую озябшую улицу. Чувствовалось, что скоро в город нагрянет осень.
      В этот момент  к кафе подъехал   автомобиль. Резко притормозил и из него почему-то с победным видом, словно они космонавты,  вышли  Алиса с Вадимом и Наташка. Наташа несла гитару. Белый костюмчик ловко облегал её тонкую фигуру. В предвкушении радостного вечера, разного рода сюрпризов и встреч, они улыбались и  о чём-то болтали.
    Затем один за другим, как на конвейере,  сквозь автоматические стеклянные двери стали проплывать лица вновь прибывающих: мелькали улыбки, слышались радостные и удивлённые возгласы….
    Люська растолстела, Маринка такая же, ну ничуть не изменилась! Наташка тоже  вроде бы не изменилась, задор тот же, но пролегли вдоль лица лёгкие морщинки и грудь в глубоком вырезе уже не девичья.
Мальчики располнели,  кое у кого  животик вырос. Но характеры  прежние.
Они провели в  школьных стенах  десять лет и знали друг друга как свои пять пальцев.  Можно было сказать, что это братья и сёстры.
     А их мамой была первая учительница, которая заложила основы их характеров, сформировала их дружбу. Её тоже вспоминали, и других учителей вспоминали…
Почти каждый принёс старые школьные фото. Они рассматривали их, у некоторых  текли по щекам слёзы.
      Лера стояла в стороне, ей вдруг вспомнился прощальный вечер в восьмом классе. Как им всем тогда было грустно! Они пошли в старый парк, который находился по соседству со школой  и был парком их детства. От главного входа  тянулась аллея из  высоких старых деревьев с серебристыми стволами. В этой аллее проходили  пионерские линейки под дробный стук барабанов, голос горна - поднятая рука затекала от долгого стояния с  пионерским салютом…
   Прощальный день запомнился лёгким и прозрачным, каким-то невесомым, слишком весенним – только-только раскрывались почки на деревьях и нежно зеленели крошечные, не успевшие расправиться, листочки. Накрапывал первый весенний дождик, но он им не мешал, он был как раз под их настроение. Они  сидели на качелях, о чём-то разговаривали. Всё только начиналось в их жизни …
      Затем был девятый, но в девятом вводилась специализация, и они разбежались по разным классам.

        Вошла официантка, пригласила всех в зал, стол   был  накрыт. Первой села Марина, и окинув сервировку хозяйским придирчивым взглядом, осталась довольна. Затем расселись остальные. Вадим предложил:
-  Пусть каждый расскажет о себе!
И они стали по очереди  подниматься по кругу и рассказывать. Но гул в зале не  стихал, кого-то слушали, а кого-то нет.
Первой поднялась Людмила: « Окончила физический факультет, работаю экономистом. Двое сыновей, внуки. Дом, дача, сад, муж». Когда-то она была первой насмешницей в классе. Такой и осталась.
Вадим рассказал, что возглавляет Охранное агенство «Волчья пасть»,  поздно женился, растёт сын Гарик. На следующий год уже пойдёт в школу. Жена – врач. Он был доволен своей жизнью.
Саша Калашников занимался малым бизнесом, они с женой выпекали  печеньки и сдавали на реализацию в  городские магазины. Он сидел рядом с Людмилой, они шептались, но всем был слышен их разговор. Оказывается, они были влюблены друг в друга в школьные годы. Но никто об этом не  догадывался.
Затем поднялась кокетливая Алевтина с обнажёнными плечами. Алевтина гордилась сыном. Сын живёт в Москве, у него хороший голос – он поёт. Сама же она владеет небольшой юридической фирмой – выбивает долги из населения.
- Чем, чем  это она  интересно занимается?-  громко спросила  через стол Марина. Но все промолчали.
Алиса долго и подробно всем рассказывала про свою родню. Среди них были и юристы, и учителя, и врачи. А её мама была дочерью репрессированного муллы.
Она всех утомила.
- Кто хочет писять? – вдруг заорала дурным голосом Наташка.
Лере стало неловко, и она решила её поддержать: «Пошли!». С ними за компанию поднялись  Марина и Людмила. Наташка всегда вела себя вызывающе. Когда вернулись, она стала вспоминать, как на выпускном вечере Бубукин  нёс её туфли и целовал их. Больше такой пылкой любви она не встречала.
      Да, в десятом был выпускной вечер. Получив аттестаты о среднем образовании, и почувствовав себя почти взрослыми, они шли через сад имени Салавата на мост, к реке.
  Там, над рекой, проходило прощание с детством.  Уже светало… Наташка  натёрла ноги и сняла туфли. А рыжий  Бубукин их забрал и не хотел отдавать. Так и нёс свою добычу,  словно сокровище.


        Лера немного поснимала, а затем положила фотоаппарат на соседний стол, чтобы не мешал.
       Когда-то все они жили  неподалёку друг от друга, и, выполнив домашние задания, гуляли по улицам мимо огромных белых сугробов, мимо старых деревянных домов со светящимися окнами.
      Но многих из их класса уже нет… Одних  унесла болезнь, или несчастный случай. Кто-то погиб в Афгане, кого-то убили в бандитские 90-е годы…
     А кто-то просто переехал в другой город, или в другую страну  на постоянное место жительства.
В классе было  сорок два человека, а осталось десять.

- А где же Леська? Что же Леську-то не пригласили? На Центральном ТВ работает! Вот бы мы на неё посмотрели, и на коллекцию её  шляпок… -  раздался насмешливый  женский голос.
-  Я её приглашала по электронной почте, – ответила Алиса. Она написала: «Никого не знаю и знать не хочу! Всех забыла!».
- Понятно! Слишком высоко взлетела! Да, она и пришла-то  к нам  уже в 9-м классе, ей нужен был аттестат престижной школы для поступления в институт. Так что, не совсем наша. Хорошо, что не пришла!
А помните нашу первую  вечеринку?

    Первая школьная вечеринка была на квартире у Верочки. Они переехали в Уфу из Николаева, с Украины. Вначале жили в уютном старом деревянном домике, слева от Спасской церкви.   Затем переехали в пятиэтажный дом на углу улиц Гоголя и Коммунистической, в дом, в котором  провёл первые месяцы своей жизни  Довлатов. 
      Запомнились кресла с высокой спинкой, покрытые чехлами из плотной ткани в мелкий неброский цветочек. На окнах –  тяжёлые шторы, большие горшки с цветами.
Вера жила с тётей и двоюродной сестрой Ариадной, Аришей, как её звали в семье. Тётя, худенькая, энергичная, с копной мелких кудряшек на голове, работала паспортисткой в районном отделении милиции. И часто со светящимся лицом  рассказывала, какие комплименты ей делает начальник.   
Где была мать Верочки никто не знал. Это была их семейная тайна. Сама Верочка говорила, что её мать, инженер-строитель, работает на какой-то очень важной далёкой стройке.
    Они часто бывали в их доме. И вот, когда в седьмом классе им пришла идея устроить  вечеринку, Верочка сказала, что можно у них. Тётя в субботу вечером  пойдёт в гости. 
     Шёл ноябрь, последний месяц осени. На клумбе в их дворе пестрели подмёрзшие осенние цветы. Они были уже слегка тронуты инеем и пригнулись к земле.
       Девочки пришли пораньше и стали лепить пельмени. Через полчаса в квартиру  со смехом ввалилась ватага мальчишек. Они принесли бутылку дешёвого портвейна и пластинки.  Первым делом заглянули на кухню: «Ой, пельмени! Мы есть хотим!»
     Пельмени  улетели в один момент. Потом выпили по рюмке портвейна и стали танцевать. Югославская певица, Радмила Караклаич, берущим за душу голосом, трагически выводила: «Падает снег! Ты не придёшь сегодня вечером…Падает снег…». И в этот момент, бац! Погасло электричество! Музыка оборвалась. Все побежали смотреть, что со счётчиком. А  входная дверь  неожиданно распахнулась – на пороге стояла тётя Верочки. Ситуация была неловкой. Пришлось с виноватым видом ей всё объяснять.
       После школы Ариадна,  окончив факультет иностранных языков, работала переводчицей. Вышла замуж за француза, которого каким-то ветром занесло в Уфу, и уехала в Париж. Из Парижа писала, что в магазинах всё есть, всё очень красиво заманчиво упаковано, но стоит  слишком дорого! Приходится экономить. Зарплаты мужа-инженера не хватает.
А Верочка, окончив престижный технический вуз, работала инженером – технологом на номерном заводе. Поздно вышла замуж, и так получилось – месяца через три после свадьбы умерла. Ей было всего тридцать лет.

     Погрустили… Вадим пошёл на кухню, принёс ещё вина и водки.
Зазвучала музыка, все кинулись танцевать. Первой вскочила Наташка.
А Юра стал прощаться. Ему  надо было делать очередной укол.
Когда снова сели за стол, Лера вдруг увидела, что её фотоаппарата нет на месте.  Сердце сжалось: «А где мой фотоаппарат?»
Наташка с Людкой, вечные подруги, стали хихикать. Лера  побледнела, но старалась держать себя в руках. Этот фотоаппарат ей подарили фотографы  из Владивостока. Она пожалела, что сюда пришла. Сидела за столом с каменным лицом и молчала.
     И тут Людка с Наташкой достали его из потаённого места. Значит, они его спрятали. Этот эпизод отравил ей вечер.
Под занавес Вадим сказал, что всем надо добавить ещё по 500 рублей. Лера вообще не пила, но деньги пришлось отдать.
Когда расходились, все обнимались. Вовка ей сказал: « Ты всегда ходила такая гордая, нос кверху: щу-щу,.. Ни с кем не разговаривала…». Лера удивилась. Она не знала, что  она так  смотрелась со стороны. Она никогда не ставила себя выше других.

    На улице было темно, горели огни. Они сфотографировались на память.  Наташка развела Вовку на прощальный поцелуй. И когда-то курносый, толстозадый Вовка, умело взял своими крупными мужскими руками её лицо и впился в губы минут на пять.
    Затем, все быстро расселись по своим машинам и разъехались. Остались Марина, Лера и Вовка. Часы показывали половину двенадцатого. Транспорт уже не ходил. Лера испугалась: «Что  делать?». Но у Марины была дисконтная карта какого-то таксопарка, она вызвала машину.  Они, все трое, жили в одном районе.
Шофёр попался балагур, всю дорогу шутил, и  их грусть быстро рассеялась.

13.9.2020г.


Рецензии
Светлана, хочу вам сказать, что ваша проза, весьма, образная. Вы умеете давать личные характеристики героев, описывать их чувства, эмоции. Мне понравился ваш рассказ. Добра вам и света.

Людмила Лукьянцева   17.12.2021 12:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила!Я себя ведь не вижу со стороны, потому очень благодарна вам за этот комментарий. Этот рассказ наш местный лит.журнал "Бельские просторы" так и не опубликовал)) Но зато сразу же опубликовали в другом издании.
С уважением, Светлана.

Светлана Смирнова   17.12.2021 17:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.