Побег во мрак неизвестности

  По приезду домой Сережа спешил претворить свой план в жизнь.- «Справиться с жизненной паникой, от которой сердце колотилось о ребра, словно животное, внезапно осознавшее, что нужно бежать из клетки, пока ту не закрыли. И что она захлопнется навсегда – не давали ему покоя ни днем, ни ночью». Отказ от работы радистом Сережа мотивировал тем, что труд не оплачивается, а жить на что-то надо. Ему предложили на лошади вывозить строительный лес для водного хозяйства страны: согласно взаимному договору между сторонами. За лошадкой надо было идти в Успенск. Умышленно не принимает во внимание, придумывает простудное заболевание, таким образом, лишается лошадки, которую заберет другой извозчик. Остается одна вакансия – работник по содержанию дороги-лежневки, по которой возят лес.

  Наступила минута расставания с родным очагом. Тогда он не думал, что это расставание будет навсегда, но получилось именно так. В шесть часов вечера Сережа встал на лыжи и пошел в Успенск. В дорогу взял кулечек хлебных сухариков, мизерное количество рубликов – весь его багаж. Матери сказал: «Если спросит бригадир Сашка Туай, куда я исчез, то скажи, что ушел в лес по поводу содержания дороги-лежневки. Ему казалось, что конспирация о нелегальном побеге удалась.

  Мать просил, чтобы она за него не переживала. Хотя ему было 19 лет, но без документов, без денежных средств, полная неопределенность с работой – все эти негативы не могли не волновать  душу матери. Но слез не было. Мать прекрасно понимала, что своей жалостью может подорвать веру в успех.

«И я за то тебя благодарю,
Что ты сгибаться не учила,
Что с детских лет не тлею, а горю,
И что тогда, в нелегкую зарю
Сама в поход меня благословила…».

  В Успенске жила тетя, сестра отца, Мария Васильевна – к ней - то Сережа и пришел переночевать. А утром он пристроился на сани, нагруженные льном, которые вез трактор. На этой повозке он проехал 70 километров до города Кириллов. Доехал благополучно, хотя погода была морозная - пришлось немножко померзнуть.

  Рейсовый автобус Кириллов - Вологда не ходил: февральская метель замела колею дороги, проделанную бульдозером так, что автобусу не под силу было взять барьер.
  Слухи дошли, что в восемь часов утра выходит на Вологду колонна грузовых автомобилей. Действительно, такая колонна обнаружилась. И Сережа пристроился к этой колонне. Машины шли тяжело, с пробуксовкой, - шоферам приходилось поочередно тянуть на буксире автомобиль, потерявший сцепление с дорогой. Таким образом, до села Устье расстояние 80 километров колонна преодолела за восемь часов. До Вологды оставалось преодолеть путь равный 70 километрам.

  К счастью, из Устья рейсовые автобусы ходили в Вологду по расписанию, он успел на очередной рейс. Однако дорожная баталия не прошла даром. Сережа ощутил озноб, когда сел в автобус. Промокшая одежда, голодный желудок и холодный ветер сделали свое дело. Когда Сережа прибыл к земляку, Николаю Васильевичу, тот измерил температуру тела – градусник показывал 42 градуса.

  Николай с твердой уверенностью произнес: «Будем лечить!» В один миг он слетал туда и обратно, стало быть, в магазин – в руках он держал две бутыли перцовой настойки. Содержимое бутылей они влили внутрь желудка: Сережа для прогрева, Николай за компанию. Перед тем, как лечь спать, Коля приличным слоем покрыл спину горчицей и накрыл теплым одеялом. За ночь Сергей пропотел так, как будто сходил в банную парилку. Утром встал – простуды как не бывало. Конечно, немаловажную роль в выздоровлении сыграла молодость.

2017


Рецензии